Русские Вести

Кто на море хозяин: итоги Военно-морского салона-2015


Несмотря на то, что наша страна является крупнейшей сухопутной державой в мире и традиционно во всех геополитических раскладах представляется классическим примером теллурократии, Россия также имеет и самую длинную береговую линию, что на протяжении веков формировало российские представления о проекции нашей силы на море. 

Опыт последних конфликтов на Ближнем Востоке, в странах Северной Африки и в целом на евроазиатской «дуге нестабильности» сегодня демонстрирует важность наличия сильного военно-морского флота, способного не противостоять Западу (как хотелось бы некоторым ястребам в Вашингтоне и Брюсселе), а уравновешивать баланс сил. И проходивший в Санкт-Петербурге с 1 по 5 июля Военно-морской салон МВМС-2015 позволил провести смотр перспективных разработок отечественного военно-морского судостроения, а также показать зарубежным гостям высокий уровень морской техники в России.

Начать стоит, пожалуй, с перечисления участников форума – тут и госкорпорация «Ростех», и Объединенная судостроительная корпорация, и ведущий отечественный поставщик боевых управляющих систем НПО «Аврора», и ведущий проектант по военно-морской тематике Крыловский государственный научный центр. Также были солидно представлены «Вертолеты России», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и многие другие. Всего в ходе военно-морского салона гостям и участникам мероприятия представлено более 200 образцов военно-морской техники.

Среди новинок салона стоит отметить в первую очередь новую дизель-электрическую подлодку «Старый Оскол», построенную на Адмиралтейских верфях. 3 июля на ней был торжественно поднят военно-морской Андреевский флаг. Подлодка «Старый Оскол» относится к дизель-электрическим субмаринами проекта 636.3 «Варшавянка». Водоизмещение подводной лодки в надводном положении составляет 2350 тонн, автономность плавания 45 суток. Субмарина оснащена ПЗРК «Стрела-3», а также 4 пусковыми установками противокорабельных ракет «Калибр». Имеются также 6 носовых торпедных аппаратов калибром 533 миллиметра. Подлодка вызывает заслуженные опасения НАТОвских экспертов, так как способна одним залпом ракет «Калибр» уничтожить целое соединение надводных сил противника.


Также гости салона проявили заметный интерес к корвету проекта 22380 «Стойкий». Надстройки и рубка корабля выполнены по технологии «стеллс», что существенно снижает уровень радиолокационной заметности. Корвет предназначен для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, для обеспечения ПВО, а также для артиллерийской поддержки высадки и действий морского десанта. 

Водоизмещение корабля составляет порядка  2000 т, максимальная скорость - до 27 узлов. Дальность автономного плавания (на скорости 14 узлов) — 4000 мор.миль. Экипаж (с учетом группы обслуживания вертолета) - 100 человек. Если же говорить о вооружении, то значительный акцент сделан на совершенствовании систем радиоэлектронной борьбы и управления боевыми модулями – на корабле установлена боевая информационно-управляющая система «Сигма-20830», система управления огнем 5П-10-02 «Пума». Имеются также системы радиоэлектронного подавления и постановки пассивных помех ПК-10 «Смелый» и комплекс радиоэлектронной борьбы ТК-25-2. Вооружен «Стойкий» все теми же грозными ракетами комплекса «Калибр», а также ракетами Х-35, входящими в комплекс «Уран». Имеются также универсальные 100-миллиметровые артиллерийские установки А-190 и зенитные 30-миллиметровые автоматические пушки.


Из новинок салона МВМС-2015 стоит отметить и перспективный корвет-тримаран «Русич-1». По словам разработчиков, корабль будет способен применять вооружение при волнении на море до 6 баллов, чего пока не способен делать ни один другой корабль в мире.


Также в ходе салона была анонсирована закладка очередного, седьмого по счету атомного подводного ракетоносца класса «Борей», который получит имя российского императора Александра III. За последние годы отечественный военно-морской флот получил уже три такие субмарины – «Владимир Мономах», «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». 

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей» предназначены для переоснащения морских стратегических ядерных сил. Атомоходы подводным водоизмещением 24 тысячи тонн несут по 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава». Обновление российского подводного стратегического флота является важнейшей задачей в контексте поддержания ядерного паритета и возможности нанести со стороны России адекватный и неприемлемый для потенциального агрессора ущерб.


Вообще же флот, конечно, штука дорогая. Однако последние события вокруг нашей страны, а также понимание того, что защита и контроль над мировыми транспортными морскими артериями требуют сильного флота и взаимодействия с нашими подлинными партнерами и союзниками, делают модернизацию военно-морских сил России краеугольным камнем национальной безопасности. Наш флот начал активно возвращаться в Средиземное море, недавно там были проведены совместные российско-китайские военно-морские учения, что стало зримым выражением курса на укрепление сотрудничества нашей страны с Поднебесной. И, надо признаться, доставило западным военным немало беспокойства, если судить по раздраженной тональности европейской и американской прессы.


Не менее важным театром применения современных военно-морских технологий служит и Арктика. Россия активно возвращается в свою арктическую зону, где, судя по данным геологов, нам предстоит нешуточная борьба за нераспечатанные пока месторождения углеводородов. Чтобы отстаивать свои интересы в Арктике, нам нужны там военно-морские базы и сильный ледокольный флот. 

Стоит отметить, что наша страна является единственным в мире государством – обладателем атомного ледокольного флота. И усилия на этом направлении надо наращивать, что, впрочем, осознается на самом высоком уровне - недаром было создано специализированное арктическое командование вооруженных сил и начато восстановление старых советских баз на Новосибирских островах.


Особую роль в обеспечении безопасности России играет и Балтика, с учетом масштабнойпередислокации войск и тяжелого вооружения НАТО и США, в частности в прибалтийские государства. Недавняя истерия вокруг мифической «русской подлодки» в территориальных водах Швеции демонстрирует растущую нервозность стран Запада относительно российского военно-морского присутствия в регионе. 

Также необходимо учитывать и определенное повышение уровня эскалации вокруг Калининградской области, являющейся единственным российским эксклавом в окружении стран Евросоюза и НАТО. В случае размещения элементов американской ПРО в Польше и соответственно российских тактических ракетных комплексов «Искандер-М» в Калининградской области, именно на флот лягут вопросы обеспечения безопасности региона и его возможной деблокады.

Если же говорить о Черном море, то помимо проблем с Украиной (не имеющей, впрочем, существенных военно-морских возможностей), есть, конечно же, напряженность в отношениях со странами НАТО и наличие активно распространяющего религиозного и этнического конфликта на Ближнем Востоке. Нельзя забывать тот факт, что именно из состава Черноморского флота комплектуется в основном наша средиземноморская эскадра, а потому крайне важны отношения с Турцией и соблюдение ею конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов. Иметь возможность оперативно перебрасывать соединения флота в Средиземное море, а также защищать экономические интересы страны – все это требует как новых кадров, так и современной техники.

В заключение необходимо, пожалуй, подчеркнуть крайнюю актуальность прошедшего Военно-морского салона в Санкт-Петербурге. В свете скандала с несчастными французскими «Мистралями» у многих возникали резонные вопросы – а почему мы сами не могли сделать аналогичные корабли? Ведь по сути все технологии у России есть – не стоит забывать о том, что наши корабелы смогли осуществить сложнейший проект постройки для Индии авианосца «Викрамадитья». 

А уж в постройке вертолетоносца и вовсе нет особых тайных знаний. Салон показал – задел для развития флота в России создан существенный. Возрождаются предприятия отрасли, объединенные в ОСК. Портфель заказов по программе переоснащения армии и флота стабилен и предсказуем на долгие годы вперед. И, наконец, самое основное – государство начало обозначать свой стратегический интерес в развитии военно-морской тематики, а значит, и у промышленности появились чёткие ориентиры.

Источник: politrussia.com