На Камчатке планируется сформировать новую дивизию подводных лодок. На ее вооружение поступят две субмарины — «Белгород» и «Хабаровск», а также судно обеспечения. Строительство береговой инфраструктуры для кораблей уже завершается. Задачи, которые будет решать дивизия, не разглашаются. По мнению экспертов, не исключено, что они будут связаны с беспилотниками «Посейдон», а также с глубоководными роботами.
Третья дивизия
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, в настоящее время вопрос о формировании новой дивизии атомных подводных лодок на Камчатке «находится в проработке». Окончательного решения по этому вопросу пока не принято. Планируется, что в соединение войдут не только субмарины, но и вспомогательные надводные суда. Также пока неизвестно, какой порядковый номер получит соединение.
Сейчас на Камчатке дислоцировано две дивизии атомных подводных лодок. В 25-ю входят ракетные подводные крейсеры с межконтинентальными баллистическими ракетами. В 10-ю — многоцелевые подводные лодки с крылатыми ракетами и торпедами. Обе дивизии активно перевооружаются на новые проекты «Борей-А» и «Ясень-М».
Исходя из документов арбитражных судов, имеющихся в распоряжении «Известий», в бухте Крашенинникова завершается строительство береговой инфраструктуры для подводных лодок проектов 09851 «Белгород» и 09852 «Хабаровск», а также судна обеспечения проекта 20183. Госконтракт на выполнение первого этапа работ был заключен в 2015 году.
Командующий подводными силами ТОФ вице-адмирал Владимир Дмитриев ранее заявлял, что Тихоокеанский флот России получит новейшие боевые единицы, в том числе не имеющие аналогов в мире. По его словам, они не будут относиться к уже известным проектам ракетоносцев «Борей-А» и многоцелевых «Ясень-М», которыми переоснащается флот.
— «Хабаровск» и «Белгород» — это уникальные субмарины. И открытой информации по ним очень мало, — рассказал «Известия» военный историк Дмитрий Болтенков. — К примеру, до сих пор даже неизвестен внешний вид «Хабаровска». Есть только общие схемы его корпуса. Предположительно, эта субмарина сможет погружаться на большие глубины.
А вот «Белгород» предназначен для глубоководных исследований, продолжил эксперт. В том числе он — носитель атомных глубоководных станций и подводных роботов. Обе субмарины упоминаются в проекте российского стратегического атомного подводного беспилотника «Посейдон». Считается, что «Белгород» будет испытательным стендом, а вот уже «Хабаровск» — штатным носителем стратегических беспилотников.
Объединить эти субмарины в одну дивизию — вполне понятное и логичное решение, уверен Дмитрий Болтенков. Это позволит грамотно обслуживать и эксплуатировать уникальные субмарины.
— В составе Северного флота уже есть похожее соединение — 29-я дивизия подводных лодок, — отметил военный историк. — В ее составе целый парк уникальных глубоководных систем, в том числе и атомных глубоководных станций, а также подводных лодок-носителей.
Подводный спецназ
Атомные подлодки проектов 09851 и 09852 сильно отличаются от имеющихся сегодня в составе флота субмарин.
Заложенный еще в 1992 году «Белгород» проекта 09852 — не только одна из самых необычных подводных лодок, но и самая большая в мире боевая субмарина. Ее длина составляет 184 м, это на 12 м больше, чем у крупнейших подводных ракетоносцев проекта 941 «Тайфун». Из-за отсутствия в 90-е годы прошлого века финансирования его строительство надолго законсервировали. Лишь 20 декабря 2012 года корабль перезаложили по совершенно новому проекту, серьезно отличающемуся от исходного.
В июле прошлого года подводную лодку передали флоту. Она уже успела несколько раз выйти в море. В российских средствах массовой информации появились сообщения, что «Белгород» будет испытательным стендом для «Посейдонов». На субмарине предстоит отрабатывать транспортировку, запуск, управление, наведение атомного беспилотника. Серийными носителями станут несколько подлодок, включая головную «Хабаровск» проекта 09851.
Большую атомную подводную лодку «Хабаровск» заложили на ПО «Севмаш» 27 июля 2014 года. По официальной информации, субмарина предназначена для решения разноплановых научных задач, проведения поисково-спасательных операций. Но Министерство обороны не скрывает, что она также может быть использована как носитель спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных аппаратов. Спуск на воду ожидается в этом году.
Впервые о создании подводных аппаратов с атомной энергетической установкой и неограниченной дальностью хода «Посейдон» сообщил Владимир Путин в послании Федеральному собранию в марте 2018 года. По словам президента, такие беспилотники могут оснащаться как обычными, так и ядерными зарядами, что позволит им поражать широкий спектр целей.
Вспомогательная сила
Помимо подводных лодок, новая дивизия получит и суда обеспечения. Многоцелевое судно снабжения проекта 20183 может использоваться для мониторинга районов действий флота и проведения испытаний, обнаружения опасных объектов на дне моря. Оно также может выполнять поисково-спасательные операции, дноуглубительные работы, буксировку, установку донной техники, подъем затонувших кораблей или объекты, представляющие потенциальную или экологическую опасность.
Помимо варианта судна снабжения и морского транспорта вооружений, для флота построено или заложено несколько других модификаций проекта 20180 и 20183, включая спасательное буксирное и океанское гидрографическое судно. Их корпус спроектирован по усиленному ледовому классу, что подходит для северных морей, окружающих Россию.
Суда проекта 20183 при длине 96 м имеют водоизмещение около 5500 т и могут развивать скорость до 14 узлов. Экипаж одного — 60 человек.
В строю российского флота уже находится три подобных корабля, ведется строительство еще двух. Ближайшим к завершению по проекту 20183 сейчас остается «Академик Макеев». Сообщалось, что это предназначенное для Тихоокеанского флота судно должно быть готово к исходу 2024 года.
Авторы: Антон Лавров, Алексей Рамм
Заглавное фото: РИА Новости/Павел Кононов