Русские Вести

Российская оборонка: проблемы и успехи


На выходных Россия отметила День оружейника. 19 сентября — это день, когда православная церковь чтит архангела Михаила, покровителя русского воинства. Официально данный праздник был установлен президентом РФ Дмитрием Медведевым 3 декабря 2011 года.

 

Под властью «эффективных менеджеров»

Становление отечественной оружейной промышленности было долгим, сложным, болезненным, но в конечном итоге успешным процессом, который обеспечил суверенитет нашего государства. Его вершиной стало создание в середине XX века оборонно-промышленного комплекса (ОПК) — экономической системы с отлаженными кооперационными цепочками.

В нашей стране развитию ОПК практически всегда уделялось повышенное внимание. Правда, иногда (например, в годы холодной войны) оно оказывалось чрезмерным. В период СССР оборонка потребовала вложений гигантского количества ресурсов, а итогом всё равно стал проигрыш в безумной гонке с «загнивающим Западом».

Представляется, что ошибка советского руководства заключалась в том, что оно рассматривало ОПК как фактически единственный источник новейших технологий. Между тем в развитых странах мощнейшим источником инноваций ещё в период противостояния двух систем являлся гражданский сектор

В наше время его роль в научно-техническом прогрессе только возросла. Кроме того, за минувшие десятилетия в оружейных корпорациях заметно увеличилась доля гражданской продукции.

Современная российская оборонка также проходит этап диверсификации, однако он носит преимущественно директивный характер и потому слабо ориентирован на потребности рынка.

Также в головах нашего руководства явно застряла мысль о том, что именно ОПК должен играть роль основного экономического драйвера. Как уже говорилось выше, такой подход противоречит общемировой практике.

Прорывные технологии далеко не всегда порождаются системой государственного военного заказа. Зачастую (но опять же не всегда!) они становятся следствием частной инициативы, оригинального не замыленного взгляда на решение тех или иных проблем.

Наиболее яркий пример, который на слуху последние 10 лет, — это, конечно же, Space X Илона Маска. Благодаря гению и предприимчивости основателя эта частная коммерческая компания превратилась в основного подрядчика хотелок Пентагона и NASA в космической области.

На фоне Space X (может быть отчасти в силу невероятно мощного рекламного эффекта) предприятия Роскосмоса невольно воспринимаются как пережиток позднесоветской эпохи, хотя при всех проблемах госкорпорации это, естественно, не совсем так.

К сожалению, в наше время очень сложно назвать фамилии талантливых конструкторов и тех людей, которых принято называть идеологами развития отрасли.

К слову, советская пора, при всех её перегибах, была богата на талантливейшие головы — Михаил Калашников, Василий Дегтярёв, Сергей Королёв, Виктор Глушков, Николай Камов, Михаил Миль, Павел Сухой, Михаил Гуревич, Артём Микоян, Андрей Туполев. И это не полный список личностей, которых знала вся страна. Многие детища советских конструкторов по-прежнему верно служат России

Залогом в целом успешного развития советского ОПК являлось практически абсолютное господство потребностей конструкторских подразделений, то есть структур, работающих над созданием принципиально новых изделий. Причём Минобороны СССР активно поощряло конкуренцию между КБ.

Такое положение дел позволяло создавать выдающиеся образцы вооружений и военной техники (ВВТ). Правда, обратной стороной бурной деятельности КБ были гигантские финансовые расходы и чрезмерно широкое разнообразие ВВТ в войсках, что породило во многом до сих пор нерешённую проблему унификации.

В современную эпоху в сфере оборонно-промышленного комплекса бал правят не конструкторы, а административные управленцы, которых принято называть «эффективными менеджерами». Именно они решают, какую технику выпускать, какие проекты развивать, куда вкладывать ресурсы предприятий.

Как правило, в «эффективные менеджеры» пробиваются дельцы в дорогих зарубежных костюмах и полной пустотой в головах. Представители данной категории управленцев любят сладострастно рассказывать о грандиозных планах развития отрасли, хотя зачастую лишены технического образования и серьёзного опыта работы в индустрии

На уровне отдельного оборонного предприятия власть «эффективных менеджеров» выражается в избыточной роли в принятии решений таких «побочных» в промышленном секторе работников как финансисты и бухгалтеры. Сегодня мнение конструкторов, которое зачастую оппозиционно финансовому блоку, адекватного веса не имеет.

Здесь важно обратить внимание на разницу в мышлении типичного бухгалтера и технического специалиста. Конструкторам свойственно мыслить на перспективу, инициируя сложные долгосрочные проекты (к слову, они не всегда могут быть оправданными). При этом финансист исходит из приоритетности составления приемлемой годовой бумажной отчётности.

Кроме того, конструктор традиционно уделяет больше внимания кадровой политике, требует повышения зарплат для привлечения молодых людей и уже состоявшихся специалистов.

Условный бухгалтер, напротив, стремится сэкономить на человеческих ресурсах, но готов одобрить покупку оборудования, которое повысит производительность труда и исключит необходимость найма нового персонала и повышения зарплат.

Очевидно, что между двумя подходами необходимо найти либо разумный баланс, либо в крайнем случае вернуться к советской модели, где роль царей на оборонном предприятии выполняли конструкторские подразделения.

Конечно, имеет смысл сдерживать неуёмный пыл инженеров, но сохранение чрезмерной власти «эффективных менеджеров» и финансистов чревато слишком серьёзными негативными последствиями для российского ОПК. Господство на предприятии данной когорты управленцев объективно тормозит научно-технический прогресс и не учитывает приоритетное значение качества инженерных кадров над всем остальным

 

Проблемы и успехи

Ещё один важнейший пласт проблем современного российского ОПК, о котором, к сожалению, не так часто говорится в публичном пространстве, — это ситуация с конкуренцией.

Большая часть российских оборонных предприятий сегодня объединена под «Ростехом», который возглавляет Сергей Чемезов. Внутри данной корпорации существует немыслимое количество других корпораций, холдингов, кластеров, дивизионов.

В России фактически слиты в единую структуру прежде конкурирующие конструкторские школы: ОКБ Камов и завод им. Миля интегрированы в рамках холдинга «Вертолёты России», РСК «МиГ» и ОКБ Сухого — в единый дивизион военной авиации. Определённую автономию сохраняет ПАО «Ил», но внутри РФ у этой компании попросту нет соперников.

В корабельном сегменте почти все активы сосредоточены в руках Объединённой судостроительной корпорации, деятельность которой не критикует только ленивый. С завидной регулярностью ОСК срывает сроки поставок новой техники для нужд ВМФ и дробит серийное производство в ущерб удешевлению стоимости кораблей и подлодок

Важно отметить, что существуют разные взгляды на ситуацию с конкуренцией в ОПК. Часть экспертов апеллирует к тому, что тенденция слияния активов свойственна, например, европейской промышленности. Интеграция разных КБ и предприятий помогает успешно реализовывать грандиозные проекты по созданию новой техники и сбивать цену на продукцию за счёт увеличения масштабов производства.

В частности, под крылом Airbus сконцентрированы почти все ведущие авиационные предприятия Франции и ФРГ. Для европейского концерна конкуренция вышла исключительно на международный уровень.

При этом Соединённым Штатам свойственна в основном внутристрановая модель конкуренции. В той же авиационной сфере сосуществуют Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Наиболее жёсткое соперничество наблюдается между первыми двумя заокеанскими компаниями. И данная система без всякого сомнения является залогом успешного развития ОПК США

Вполне возможно, что Россия создаёт некую собственную модель оборонки, которая будет позволять концертировать ресурсы на реализацию новых проектов, а конкуренция в ряде областей переместиться на международный уровень. Однако учитывая результаты деятельности ОСК, можно сделать вывод, что оригинальный отечественный подход (по крайней мере в судостроительной отрасли) точно не сработал.

В заключении необходимо сказать пару слов о положительных тенденциях последних лет. Позитивные процессы в российском ОПК связаны с возвращающимся вниманием государства и бизнеса к вопросу качества кадров. Профессию оружейника вновь можно назвать престижной. Инженеры и конструкторы наконец-то начали получать более-менее приличные деньги, хотя зарплаты в оборонке, особенно на части предприятий, безусловно, должны ещё значительно возрасти.

В России жива и развивается конструкторская мысль, о чём лишний раз свидетельствует появление в арсенале нашей армии гиперзвуковых вооружений и высокоэффективных средств ПВО. Немалых успехов отечественные оружейники достигли в совершенствовании бронетанковой и автомобильной техники.

Россия уверенно сохраняет статус одного из мировых лидеров в сфере развития передовых военных технологий и удерживает второе место по оружейному экспорту. Граждане нашей страны могут гордиться большим количеством современных образцов ВВТ.

Однако для того, чтобы обеспечить стабильное развитие оборонного сектора, российскому правительству предстоит в ближайшее время продавить как минимум три неотложные фундаментальные меры: повысить закупочные цены в рамках гособорозаказа, нормализовать ситуацию с зарплатами на предприятиях, а также основательно урезать функционал «эффективных менеджеров».

Степан Зайцев

Источник: rusplt.ru