Русские Вести

Лесополосы и органическое земледелие


Мы говорили о восполнении выноса питательных веществ из почвы. Теперь - о сохранении её структуры и защите от эрозии.

Против пыльных бурь и отчасти смыва нужны лесополосы в степной зоне. На это был когда-то направлен «Сталинский план преобразования природы». Но потом он был заброшен, по-видимому, в связи с освоением целины. Лесополосы в нашей зоне Ростовской области сильно деградировали.

Попытка восстановления была сделана. В 2012 под руководством тогдашнего начальника Рослесхоза Виктора Маслякова был разработан т.н. «Проект стратегии» восстановления и развития защитных лесонасаждений.

Предполагалось к 2020 г. насадить 4,4 млн га лесов в качестве лесополос, на что планировалось потратить 83 млрд руб. Планы амбициозные: в лучшие времена было 5 млн га, а теперь, пишут, осталось 2,74. Так что планировалось провести работу, сопоставимую с т.н. "Сталинским планом преобразования природы". В нашей Сальской степи никаких признаков этой работы я пока не вижу. Но сейчас в разных местах ведётся работа по лесовосстановлению – это очень хорошо. Но тут опять-таки не надо путать – посадка на вырубках и лесозащитные полосы. Мне кажется, надо сделать эти насаждения – всенародным делом. В сталинские времена так и было. О лесопосадках писали не только статьи и очерки, но и пьесы, песни и даже оратории. Лесопосадки могут и должны стать настоящим, живым, реальным делом для школьников, молодёжи – делом патриотическим, сплачивающим, неоспоримо полезным. Я бы связала получение пособий по безработице с участием в общественных работах, в частности, на лесопосадках. Нужно поднять позитивную, весёлую, общенародную движуху – за лесопосадки. Давать значки: посадившему 10-100-1000 деревьев. Это ведь очень приятно и увлекательно – сажать леса. В старости можно показать внукам: вот я насадил.

Сохранению структуры почвы служит её нулевая или минимальная обработка – без переворота пласта; в предельном случае сев осуществляется прямо по стерне. Эта методика распространена в США, а в Европе делают, как и мы, т.е. пашут. Те и другие достигают хороших результатов. Есть много научных исследований, доказывающих преимущества того и другого метода, но, по-моему, это дело привычки и, так сказать, национальной традиции. Тут важно осознать: минимальная обработка почвы – требует увеличения дозы минеральных удобрений, а также средств борьбы с насекомыми, которые отлично размножаются в нетронутой стерне.

Меня часто спрашивают, выращиваем ли мы экологически чистую продукцию. Нет, не выращиваем. Почему? Элементарно, Ватсон: на неё нет спроса. Экологически чистая продукция, выращенная без минеральных удобрений и пестицидов имеет очень узкий рынок, у нас практически никакого. Публика любит порассуждать об этом, прийти в ужас от «химии, которой нас травят», но переплачивать в несколько раз за экологически чистые продукты – нет, не готова. (А переплачивать приходится именно в несколько раз: урожайность снижается минимум в два раза). Разговоры о «без химии» остаются по-прежнему просто маркетинговым ходом.

Один фермер нашего района решил попробовать. Его увлекла одна московская фирма, обещавшая золотые горы. Несколько лет надо было выждать, пока земля освободится от химии, наконец органический земледелец собрал свой экологически чистый, хотя и скудный, урожай. И в тот самый момент московская фирма прекратила своё существование. Мораль: желание что-то иметь и готовность за это платить – это разные вещи, и не стоит их путать.

В наши дни органическое земледелие – это скорее экзотика. Оно, повторюсь, возможно и желательно на небольших участках, в подсобных хозяйствах, где не слишком важны трудозатраты. Современное земледелие – это, в сущности, отрасль промышленности. А для промышленности потребны индустриальные технологии. Что можно сделать в лаборатории в пробирке – невозможно в заводском цеху, там нужны другие методы. Сегодня успех определяется урожайными сортами, хорошими машинами, эффективной агрохимией. Всё это нужно для того, чтобы «накормить народ». Органическое земледелие голодающих не прокормит. Это роскошь богатых.

Мне кажется, в нашей стране надо не пытаться отказываться от минеральных удобрений, а, напротив, сделать их более доступными для земледельцев. Разумеется, надо соблюдать правильные севообороты. В 90-е годы на Юге России перепортили много земли, когда в погоне за прибылью каждый год сеяли подсолнечник, который, как и все масличные культуры, очень истощает землю и по правилам может сеяться на одном месте раз в восемь лет. Сейчас севообороты стали соблюдать лучше.

Озабоченным гражданам, которые убеждённо ненавидят «химию», я бы посоветовала для начала полностью прекратить пить, курить, привести вес в порядок путём уменьшения беспорядочной еды, колбас и фастфуда, а также делать каждый день рекомендованные медициной 10 тыс. шагов. Вполне возможно, этого окажется достаточно для существенного оздоровления.

Если есть участок, выращивайте овощи, фрукты, ягоды, да хоть картошку. Без химии. Непременно разведите кур для ценного, очень концентрированного удобрения. Мне кажется, в нашей стране люди так и должны жить. И хочется верить – будут. Ну а «большое» земледелие пока без «химии» обойтись не может.

Татьяна Воеводина

Источник: zavtra.ru