Русские Вести

Цифровая экономика без человека


Накануне «передовые и прогрессивные» образовательные проекты SkillFactory и Data Science опубликовали календарь вымирания современных профессий на 2020 год. Авторы включили в него перечень из 50 специальностей, а также предложили свою аргументацию причин их «вымирания», разумеется, со ссылками на предыдущие прогнозы различных НКО форсайтщиков-трансгуманистов. При ближайшем рассмотрении их тезисы могут показаться любому вменяемому человеку полным бредом, к тому же, противоречащему реальной статистике и положению дел в сфере занятости. Однако следует признать, что эти теоретизирования фактически превратились в официальную экономическую политику российского компрадорского финансового блока, манипулятивно ставящего на одну чашу весов «большой рывок», «эффективность и оптимизацию» экономики, а на другую – социальную стабильность, рабочие места, а значит – само существование десятков миллионов граждан (сейчас говорим только о России, хотя проблема глобальна). Поразмышляем немного о сущности мира будущего, который его архитекторы сознательно строят на костях «лишних людей».

Цифровизаторы в своем «профессиональном некрологе» искренне считают, что уже в январе 2020 г. отомрут (т.е. станут совершенно неактуальными) профессии журналиста, лектора и консьержа. Затем такая же участь якобы ожидает пилотов, охранников, учителей, юристов, поваров, хирургов, дизайнеров и телеведущих. Свои измышления авторы календаря регулярно подкрепляют ссылками на «Атлас новых профессий» – проект «экспертов» МШУ «Сколково» и Агентства стратегических инициатив (АСИ), который «Катюша» анализировала в августе с.г. По сути, это очередной римэйк неомальтузианской теории «золотого миллиарда» и прочих идей глобальных «хозяев денег», согласно которому сотни миллионов людей на планете «не впишутся в рынок» и должны «готовиться к земле» – именно такую участь всем «непрогрессивным» советским гражданам уготовил в 90-е годы 20 века прихватизатор Анатолий Чубайс. Теперь его последователи решили двигаться ускоренными темпами: если «Атлас профессий» предсказывал гибель 57 видов занятости через десять лет, то новые программисты сознания рассчитывают «выполнить план» уже через 12 месяцев.

Вот какую аргументацию «профессиональные могильщики» предлагают, к примеру, для профессии журналиста: «Уже сейчас часть работы журналиста вполне успешно выполняют нейросети. Сегодня искусственный интеллект способен быстро и продуктивно анализировать информацию и на ее основе в заданном стиле создавать несложные материалы. Их тексты уже невозможно отличить от тех, что написали люди».

Простите великодушно, но несложные материалы и «часть работы» – это вовсе не уникальные журналистские интервью, расследования, репортажи, не поиск собственных инфоповодов, не командировки по регионам и постоянное поддерживание контактов с сотнями спикеров, не антикоррупционные расследования, зачастую с риском для жизни, и т.д. Естественно, в части поиска и отбора нужных сведений из того же интернет-пространства «машинное обучение» может быть большим подспорьем, но заменить на этой ниве человека… что там курят авторы таких вот «прогнозов»? Как можно, например, сравнивать «интервью» известного политика/деятеля искусства с каким-то сетевым ботом типа «Алисы» и разговором по душам с опытным интервьюером, к тому же, прекрасно чувствующим эмоциональный и внутренний мир собеседника, способным грамотно расставить акценты, сделать диалог живым, интересным и актуальным? А как можно представить себе редакционного робота, обивающего пороги администраций органов власти и пытающегося осветить злоупотребления? Кто из чиновников будет воспринимать всерьез машину, которую можно выключить, нажав на кнопку? Или нам теперь предлагается считать «журналистикой» исключительно тексты-рерайты, составленные методом «копировать/вставить» и изменением порядка слов в предложениях? Тогда вопросов нет – ИИ с этой задачей вполне справится.

На этом абсурд не кончается, и 5 октября 2020 г., в День учителя, любители больших данных хоронят и эту великую профессию:

«Учителя-роботы экспериментально проходят проверки в разных школах - они преподают языки, математику и другие предметы. Основной образовательный тренд - это цифровая революция, которая влечет за собой перестройку всей системы. Внедрение роботов и компьютерных программ, использование игровых форм повышают индивидуализацию образования. Благодаря этому каждый ребенок чувствует внимание к себе и усваивает информацию наилучшим образом».

Каждый ребенок чувствует внимание к себе со стороны железяки с микросхемами и благодаря этому будет «усваивать информацию наилучшим образом»? Может быть, робот еще и в полной мере будет выполнять воспитательную функцию и станет для ребенка самым большим авторитетом? И вот это выращивание человека с пеленок в среде роботов, его обучение и общение с компьютерами, а не себе подобными живыми существами, благотворно скажется на его психике и социализации? Вы это все серьезно? Что ж, для воспитания запрограммированных на пару алгоритмов биообъектов, не бесконечно познающих мир, а послушных аутистов, готовых жить в управляемом в «ручном режиме» (как бы с помощью ИИ) обществе – такой вариант действительно вполне сгодится.

В качестве апофеоза бредятины предлагаем ознакомиться с обоснованием исследователей скорого исчезновения такой новогодней «профессии», как Дед Мороз:

«А дедушку за что? Он же неотъемлемая часть наступления Нового Года. Но традиции меняются. Появляются разные перфомансы и программы в VR-реальности, в которых поздравить ребенка приходят одновременно и Дед Мороз, и любимые герои из мультиков, а сам праздник переносится из квартиры в межгалактическое пространство, в Хогвартс или на необитаемый остров. В любое место, куда занесет фантазия. Дедушка Мороз, увы, вынужден уйти на покой и появляться лишь иногда на Голубых огоньках».

И снова нам «втирают дичь» о дополненной реальности, которая призвана полностью заменить реальное общение с живыми людьми, в т.ч. лишить детей радости человеческого празднования Нового года. Включил проектор/одел виртуальный шлем – тебя «поздравили» какие-то пиксели – и ты абсолютно счастлив. Пиксели и иллюзия, вместе с «запрограмированным» подходом к жизни в целях оптимизации и повышения эффективности – вот любимые цифровые мантры этих сектантов.

А теперь давайте спустимся с небес на землю и оценим свежее исследование (опубликовано 22 декабря 2019 г.) от Всероссийского научно-исследовательского института (ВНИИ) труда при Минтруда РФ, в котором приводятся топ-10 наиболее востребованных профессий. Первое место в нем «внезапно» заняли… продавцы-кассиры! Да-да, это в нашей «ультрасовременной цифровой реальности», где каждый «прогрессивный» чиновник грезит самообслуживанием и покупкой товаров и услуг по QR-кодам (естественно, без сдачи и только по картам клиентов банков). На втором месте по востребованности – повара. На третьем – педагоги профобучения и профобразования, то есть те же учителя и лекторы, которых, как считают форсайтщики, после 2020 г. в стране почти не должно остаться. Да и повара тоже есть у них в «очереди на вымирание», потому что, якобы «повара-роботы способны выполнять всю работу за людей – измельчать и перемешивать овощи, определять пропорции ингредиентов, измерять температуру блюд при помощи теплового сканера». Это просто гениально – тепловой сканер против человеческого рта, языка и глотки, способной оценить вкус любого блюда в процессе и завершении готовки по-человечески (!). Но судя по всему, от всего человеческого нам и предлагается постепенно отходить…

Соцработники, медсестры, бухгалтеры, юристы – все они на сегодня находятся в списке наиболее востребованных… так что не будем ни на минуту забывать, что форсайтщики-трансгуманисты именно формируют свое будущее, а вовсе не описывают объективную картину и пытаются ее улучшить.

А потому они продолжают формировать наше сознание и мировоззрение. В апреле 2018 г. гендиректор союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов предсказывал следующее:

«Большая кадровая революция ожидает Россию уже в самое ближайшее время. Некоторые профессии полностью исчезнут, другие будут заменены роботами. Чтобы оставаться конкурентоспособными в эпоху цифровизации, людям придется отказаться от концепции, согласно которой мы учимся в жизни только один раз, после чего работаем».

По данным прошлогоднего исследования TheBostonConsultingGroup (BCG) и того же союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Сбербанка, в ближайшее десятилетие по причине цифровизации могут исчезнуть от 9% до 50% всех ныне существующих профессий. Примерно 65% нынешних учеников младших классов, став взрослыми, будут владеть несуществующими сегодня профессиями – такими, например, как юрист по вопросам применения искусственного интеллекта или биолог, выращивающий искусственные органы. Под ударом сегодня находится средний персонал: бухгалтеры, кадровики, офис-менеджеры, административный персонал. Везде, где текущие технологии автоматизации интеллектуальной деятельности способны заменить людей, они немедленно их меняют.

Кто же здесь снова выступает главными агентами цифровых перемен? Все знакомые лица: глобальная консалтинговая компания «хозяев денег», тесно сотрудничающая с российскими чиновниками-компрадорами в верховной власти по госзаказам, контора успешного прошедшего трансформацию мозга в Стэнфорде и Йеле, любителя каббалы и йогинов Германа Грефа, а также глобальное НКО Worldskills («Катюша» подробно рассказывала, как эта структура массово собирает персональные данные российских школьников и готовит у прошедших отбор детей индивидуальные «навыки и компетенции» по заказу транснацкорпораций).

Официозные федеральные СМИ с завидным постоянством предоставляют трибуну подобным спикерам – вот, например, уже знакомые прогнозы от директора Фонда развития интернет-инициатив Кирилла Варламова, представленные РИА Новости:

«Развитие роботизации в ближайшие 10 лет может привести к автоматизации примерно 90% всех рабочих процессов, в которых сейчас заняты люди, что в свою очередь приведет к безысходной безработице для огромного количества граждан России – от 6 млн. до 30 млн. человек. В первую очередь исчезнут полностью или частично профессии, основанные на низкоквалифицированной интеллектуальной деятельности. Подобные сегменты присутствуют в работе бухгалтеров, юристов и кадрового персонала. Останутся люди, которые занимаются организацией, планированием, управлением роботами, но само техническое делопроизводство исчезнет.

В течение следующих 10 лет в России будет идти активная модернизация отраслей, в результате будет сокращено до 6 млн. рабочих мест, а для 25 млн. человек требования работодателей могут так радикально измениться, что это приведет к фактическому исчезновению таких рабочих мест. Безработные станут практически неработоспособными», – заявляет Варламов.

«Безысходная безработица» и «практически неработоспособные» 30 миллионов человек – то есть те самые «лишние люди, не вписавшиеся в рынок» и логическое обоснование для их «списания» – вот чем занимается российский фонд венчурных инвестиций ФРИИ, учрежденный… кто бы мог подумать АНО Агентство стратегических инициатив в 2013 году.

Или вот для примера еще один типично манипулятивный материал («Комсомольская правда», 18 декабря 2019 г.), готовящий население к тому, что оно, в общем-то никому не нужно: «Миллионы россиян выполняют работу, которая никому не нужна. Бизнесмены чиновники и экономисты спорят, увольнять лишних людей или искусственно поддерживать высокий уровень трудоустройства в стране». В нем приводится цитата, якобы сообщенная автору материала неким «фигурантом российского списка «Форбс»»:

«У нас сейчас сколько работающих, официально или неофициально? Более 70 миллионов. Так вот, по-хорошему, 25 миллионов из них можно смело сократить - экономика страны не пострадает».

Далее автором предлагается ложная дилемма: что нам важнее, сбросить ненужный «человеческий балласт», якобы мешающий эффективному развитию промышленности и невиданному экономическому рывку, либо сохранение социальной стабильности при минимальной безработице и стагнации экономики? «Ведь получается, что около 25 млн. человек в стране заняты бесполезной работой, основной смысл которой сводится к поддержанию их самих на плаву», – внушает нам автор, либо сам искренне разделяющий такие взгляды, либо просто слепо отрабатывающий заказ.

Да уж, все это абсолютно не вяжется с экономической теорией Карла Маркса, изложенной, в частности в «Кратком курсе истории ВКП (б)». Этот теоретик внушал человечеству свою «абсолютную истину»: когда производительные силы достигнут пика технологического прогресса, по всему миру неизбежно начнут меняться производственные отношения – и вот тогда-то наконец не будет на Земле угнетаемых, униженных и оскорбленных, и наступит полный коммунистический рай для всех и каждого – без денег, законов и государств. Причем начаться этот процесс, по тому же Марксу, должен был в наиболее развитых странах Запада – и уже очень давно. На деле, как видим, все получилось с точностью до наоборот: акулы капитала полностью поставили современные технологии себе на службу. «Хозяева денег» торжествуют, агрессивно навязывают нам цифровое рабство, собственные «антиценности» и вдобавок с легкостью отписывают десятки и сотни миллионов «лишних людей» в тех или иных государствах.

С учетом всего вышеизложенного, мы подходим к главному вопросу – а ради чего, собственно, все это «великое прогрессивное развитие» человечества, все эти цифровые революции и новые технологические уклады? Людям рассказывают о невиданном комфорте и удобстве, о появлении большого количества свободного времени. При этом в промышленности, сфере услуг, социалке – вместо людей будут массово работать роботы. Объясняется, что так экономически выгоднее директорам частных и государственных корпораций: большая экономия средств при сохранении прибыли. То есть выгодно отдельным лицам, подавляющему меньшинству. Снова знакомая песня – утилизация бедного и среднего класса в интересах горстки сверхбогатых.

Но дальше – больше. Обучать этих роботов в будущем также будут нейросети – в режиме автоматического «машинного обучения». При этом роботы также будут учить наших внуков и детей, кормить нас, давать нам юридические советы, лечить, собирать все сведения о нас контролировать каждый наш шаг, автоматически наказывать в случае нарушения закона и т.д. Целые города и государства планируется отдать под управление «искусственному интеллекту», который изначально, если кто забыл, является не более чем набором алгоритмов вычисления, отлаженных людьми-программистами. Индивидуальные образовательные траектории для каждого человека также будут формироваться теми же компьютерными алгоритмами, то есть роль человеческого фактора во всех сферах намеренно сводится к минимуму. А с ней и все общение с живыми людьми – родителями, учителями, сверстниками, чиновниками, соседями, коллегами по работе и т.д. (да даже с тем же Дедом Морозом в Новый год) – заменяется дополненной виртуальной реальностью, нейроинтерфейсами, глобальными сетями больших данных.

Так где же человек как таковой в этом мире будущего? Его роль и его место во имя «эффективности и оптимизации» совершенно утилитарны. Кому нужен «сказочный светлый рай», сделанный роботами и для роботов, управление которым полностью делегировано компьютеру? Постчеловек либо сверхчеловек трансгуманистов ничего человеческого в себе содержать уже не будет – как в физическом (за исключением отдельных органов и частей тела), так и в метафизическом плане. Это будет мертвая по сути, бездушная программа, полностью подчиненная воле горстки возомнивших себя «избранными». Перехватят ли однажды машины власть у «хозяев денег» по-настоящему – тема для отдельных исследований и философствований. Но уже сейчас становится вполне очевидно, что на волне цифробесия человечество встало и ловко направляется по пути полного расчеловечивания и конца собственной истории.

Источник: katyusha.org