Русские Вести

Дешёвый бензин не пустят на территорию России


Лобби бензиновых королей честно отрабатывает свой хлеб — дешёвый импортный бензин не пустят на территорию России. Как стало известно, Минфин согласился с предложением Минэнерго запретить импорт нефтепродуктов в Россию до 1 октября. Сообщивший об этом «Интерфаксу» источник отметил, что исключения могут составить нефтепродукты, ввозимые для проведения научно-исследовательских испытаний, выставочных, международных спортивных мероприятий, совместных международных военных учений, проводимых на территории РФ, а также топлива, ввозимого физическими лицами для личного пользования. Но это всего лишь капля в нефтяном море, которое повсеместно выходит из привычных берегов — в мире переизбыток нефтепродуктов.

При этом, как ранее сообщала «СП», из-за снижения цен на нефть на мировых рынках, а также в условиях пандемии и финансово-экономического кризиса, цена на бензин во многих странах резко снизилась. Но в России стоимость топлива на автозаправках, если и меняется, то только в сторону увеличения. Поэтому вполне реальной стала перспектива поставок в нашу страну дешёвого автомобильного топлива из-за рубежа.

Однако правительство решило запретить импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы предотвратить поставки дешёвого иностранного бензина (по нашим расчётам по 28 рублей за литр) на внутренний рынок.

В этих условиях весьма странно прозвучало заявление министра энергетики России Александра Новака, пообещавшего, что при любом развитии ситуации дефицита топлива в России не будет.

«Чтобы в будущем не допустить несоразмерного сокращения предложения на рынке нефтепродуктов, Минэнерго России в режиме реального времени мониторит ситуацию с наличием необходимых запасов топлива во всех регионах страны. При любом развитии ситуации мы гарантируем, что дефицита не будет», — сообщил Александр Новак со страниц журнала «Энергетическая политика».

Это все равно, как если бы библейский Ной во время всемирного потопа стал успокаивать тех, кому не досталось место в ковчеге: «Не беспокойтесь, воды на всех хватит!».

Сейчас нефтяные хранилища во всем мире переполнены настолько, и спрос на нефть такой низкий, что доходит и до таких курьёзов, когда продавец платит покупателю — случай, конечно, разовый, но показательный. Конечно, в перспективе ситуация может измениться — если спрос повысится, а объёмы добычи снизятся. Тогда, соответственно и уровень запасов в хранилищах упадёт. Но не до нулевой же отметки.

По запасам нефти и газа Россия опережает другие страны. По данным Минприроды, извлекаемые запасы жидких углеводородов в России — по категориям «достоверные, установленные, оценённые» — на начало 2019 года составляли 18,61 млрд. тонн.

Однако при этом наша страна отстаёт по объёму геологических разведок и техническому оснащению. Кроме этого, существует проблема ухудшения качества добываемых запасов. Но появляются новые технологии добычи, в том числе трудноизвлекаемых запасов, и компании находят новые способы держать добычу на уровне. Об этом уже в марте текущего года заявил в интервью «Интерфаксу» министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин.

По его словам, Россия обеспечена достаточными запасами для поддержания такого уровня добычи, который необходим для осуществления Энергетической стратегии России на период до 2035 года, что предполагает в оптимистичном сценарии сохранение ежегодной добычи нефти в 550−555 млн. тонн.

«Я в этом плане переживаю даже не за добычу и запасы, а за рынки сбыта. Последнее падение цен в связи с ограничениями из-за коронавируса и отсутствия компромиссных решений ОПЕК+ ещё раз доказали зависимость финансовых систем и объёмов потребления. Мы видим, как в текущем моменте промышленность в том или ином регионе останавливается или притормаживается, это тоже сказывается на производителях нефти и газа. Есть влияние экологических настроений, активизации применения зелёных технологий», — сказал Дмитрий Кобылкин. При этом министр напомнил, что Россия стремится расширить свои границы в Арктике, которая является кладовой, хранящей 25% общемировых запасов.

То есть, ни о каком недостатке сырья для производства топлива речь идти не может — запасы такие, что только качай и перерабатывай, был бы спрос.

Но когда главный энергетик страны Александр Новак заявляет, что его министерство в онлайн-режиме мониторит запасы топлива во всех регионах страны, становится как-то тревожно. Ведь в нашей стране возможно все — об этом не пишут в учебниках истории, но в памяти народной неизгладимы катаклизмы, возникающие, казалось бы, на совершенно ровном месте.

Далеко ходить не надо. Например, есть ещё одна стратегически значимая жидкость, неожиданный дефицит которой стал чуть ли не катастрофой для нашей страны. Кто надоумил тогдашнего главу государства Михаила Горбачева в перестроечном порыве дёрнуть за стоп-кран, остановивший производство алкоголя в стране, уже не так важно. Но это вызвало буквально потрясающую реакцию в народе, на телехронику тех лет смотреть и страшно, и обидно. Некоторые эксперты даже полагают, что СССР рухнул не из-за низких цен на нефть на мировом рынке, а из-за этой неумело (или напротив — умело?) организованной и проведённой антиалкогольной кампании.

А давно ли россияне при всех этих огромных запасах углеводородов в своём отечестве перестали возить канистрами бензин из-за границы? И двух десятилетий не прошло.

Да, рынок может быть непредсказуемым. Но так ведь у нас не работают законы рынка. Иначе цены на бензин снижались бы при падении мирового спроса. Или хотя бы их уровень соответствовал бы здравому смыслу.

Поэтому как насмешка звучит заявление главы Минэнерго, что сейчас «в пользу потребителя работает возникшая конкуренция между АЗС». И доходит до того, что в Россию, которую злые языки называют страной-бензоколонкой, готовы поставлять топливо по совершенно конкурентной цене страны, где сырую нефть только по телевизору видели. При этом совсем не по рыночному ставятся барьеры для таких конкурентов — правительственный запрет. Когда же говорят, что делают это для защиты внутреннего рынка, возникает вопрос: почему в результате защищёнными оказываются только нефтяные компании, но не потребители, граждане?

И также вопреки законам рынка и здравому смыслу вполне может образоваться и дефицит топлива в стране (но, конечно, не для зарубежных «партнёров» — они платят валютой). Рукотворно. Со ссылкой, как вариант, на снижение рентабельности добывающих и перерабатывающих компаний. Ведь для правительства это традиционно куда значимее, чем покупательная способность граждан.

Валерий Цыганков

Источник: svpressa.ru