Русские Вести

Государство и экономика


Послание президента России В.В. Путина к Федеральному Собранию подтвердило очень важную и, безусловно, положительную тенденцию во внутренней политике – продолжение курса на усиление роли государства в управлении российской экономикой, что свидетельствует об укреплении государственно-капиталистического уклада в России.

Госкапитализм как модель управления рыночной экономикой предполагает, что государство не только определяет цели экономического развития страны, его общую стратегию и создаёт благоприятные условия для частного капитала (эти функции в том или ином виде присутствуют и в модели либерального монетаризма), но и само является главным рыночным субъектом. Действуя на рынке, как самая большая и сильная корпорация, государство сочетанием рыночных и административных методов создаёт наилучшую рыночную конъюнктуру для роста экономики всей страны как единого хозяйственного комплекса.

При госкапитализме совсем не обязательно, чтобы все экономические проекты и субъекты рынка были окупаемы и прибыльны. Главное, чтобы прибыльной была экономика всей страны в целом. Это положение часто иллюстрируют примером завода – отдельный его цех не может, да и не должен быть самоокупаемым; самоокупаемым должен быть весь завод.

Экономика государства при госкапитализме – это огромный завод, где отдельные частные и государственные компании и проекты – «цеха», работающие на прибыль всей страны.

Отсюда следуют важнейшие особенности государственного участия в экономике при госкапитализме – государство посредством госбанков и госкомпаний владеет обширной собственностью, соответственно в финансовом секторе и стратегических отраслях реальной экономики, активно влияет на рыночное ценообразование с точки зрения интересов всей экономики, а не отдельных её субъектов, берёт на себя непосредственное (из госбюджета или с помощью иных государственных финансовых инструментов) финансирование важнейших общегосударственных проектов и отраслей, использует деньги в первую очередь как средство обращения товаров и услуг. В этом отличие госкапитализма от либерального монетаризма, в котором деньги рассматриваются как товар.

Эти особенности делают госкапитализм более конкурентоспособным по сравнению с евроатлантическим либеральным монетаризмом (рыночным фундаментализмом), по крайней мере, для России и других незападных держав. Об этом убедительно свидетельствует наш собственный успешный опыт, поскольку Россия первая разработала и применила модель госкапитализма в виде НЭПа в 1920-е гг.., а также опыт большинства успешных стран Юго-Восточной Азии, в частности, КНР.

Некоторые важнейшие инструменты госкапитализма в России, например госкомпании реального сектора экономики и «институты развития», призванные исправлять издержки рынка, были созданы и действовали ранее. Но лишь в правительстве Мишустина-Белоусова они заработали результативно потому, что применяются в комплексе с иными инструментами госкапитализма.

Президентское обращение указывает на принципиальное повышение роли государственного финансирования экономики России и регионов из госбюджета и иных создаваемых государством источников. Президент подтвердил, что «сейчас за счёт возможностей бюджета и наших резервов мы можем нарастить вложение в поддержку инвестиций в инфраструктуру, а также предоставить регионам новые инструменты развития».

Здесь два новшества. Во-первых, в контексте сказанного был предложен «принципиально новый», как оценил его В. Путин, «инструмент развития» – инфраструктурный бюджетный кредит. Это государственно-капиталистический по своей природе механизм целевого финансирования проектов в реальном секторе экономики.

И, во-вторых, взят курс на «повышение самодостаточности региональных экономик», причём, что важно, за счёт усиления роли государственного бюджета. Коммерческая задолженность субъекта Федерации (если она превышает 25% его собственных доходов) будет замещена бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года. Также будет продлён до 2029 г. срок погашения ранее выданных бюджетных кредитов, связанных с противодействием эпидемии.

Помощь из федерального бюджета стабильна и гарантирована, в отличие от частных вложений и поэтому ускорит экономический рост в регионах. В итоге, появятся новые рабочие места, повысятся зарплаты и, следовательно, отчисления в региональные бюджеты.

Для соблюдения целевого назначения эти кредиты «будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне». Важно предотвратить попадание этих денег на финансовый рынок или в потребительский сектор во избежание роста инфляции.

Почему инфраструктурный бюджетный кредит, как инструмент финансирования реального сектора экономики, так принципиально важен?

Во-первых, для такого финансирования выбрана, прежде всего, общероссийская и региональная дорожно-транспортная инфраструктура и строительство, которые имеют особое значение для быстрого выхода из кризиса и роста остальной экономики. За счёт инфраструктурных кредитов будет финансироваться обновление ЖКХ, а также общественный транспорт, комплексное развитие территорий и туристическая индустрия. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры уже закреплено в ряде конкретных проектов общефедерального уровня, но их финансирование до сих пор было недостаточным, учитывая необходимость быстрого ввода в эксплуатацию. Новый инструмент финансирования, скорее всего, ускорит эту работу.

Во-вторых, такой подход позволяет не ставить на первое место окупаемость и прибыль, как это было бы в случае либерально-монетаристского подхода. Почти все инфраструктурные проекты – а именно они определены как объекты вложения федеральных инфраструктурных кредитов – долгоокупаемые, и частный капитал, для которого важна прежде всего прибыль, вкладывается в такие проекты неохотно. Поэтому многие критически важные проекты российской экономики строятся медленно; трудно найти деньги, этап поиска инвесторов и финансирования растягивается на годы.

В-третьих, в России критическая нехватка «длинных» денег – долгосрочных дешёвых кредитов, что оборачивается просто бедой для роста реального сектора экономики.

Даже госбанки (во всяком случае, считающиеся таковыми банки с преобладанием госучастия) неохотно выполняют работу по финансированию реального сектора экономики, что удивительно, поскольку такое финансирование должно быть их прямой и главной обязанностью. Эта ситуация влечёт отдельный вопрос – о создании настоящих государственных банков, главной целью которых было бы финансирование реального сектора «длинными» и недорогими кредитами, а не участие в финансовых спекуляциях.

Названный президентом «инструмент развития» в виде инфраструктурных кредитов, как и ранее созданные аналогичные институты, решает эту проблему. Инфраструктурные кредиты на развитие долгоокупаемых, но необходимых для развития всей российской экономики инфраструктурных и прочих объектов будут выдаваться по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет. В Обращении сказано, что «до конца 2023 года планируется выделить такие инфраструктурные кредиты на общую сумму не менее 0,5 триллиона рублей, 500 миллиардов». Это фактически бесплатные деньги, столь необходимые именно для капиталовложений в основные фонды и в долгоокупаемую промышленную и дорожно-транспортную инфраструктуру.

В качестве примера такого финансирования Путин назвал Северный широтный ход (СШХ) – очень значимый проект железной дороги длиной 707 км, которая пройдёт по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево и соединит Северную и Свердловскую железные дороги. СШХ даст возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал, в частности, газовый конденсат, ускорит перевозки контейнерных грузов и создаст благоприятные условия для освоения богатейших ресурсов Арктики. Стоимость проекта предварительно оценивается более чем в 200 млрд руб. Объём перевозок по СШХ составит порядка 24 млн т. грузов в год.

Также этот вид целевого кредитования, видимо, будет использован для финансирования расширения пропускной способности БАМа и Транссиба, которые с трудом справляются с растущим объёмом грузов, особенно к морским портам Ванино и Советская Гавань (Совгавань).

Нехватка мощностей этих путей сообщения сдерживает развитие крупных предприятий ДФО в рамках курса на индустриализацию региона. Второй этап программы развития восточного полигона РЖД позволит к 2030 году увеличить провозную способность железнодорожной магистрали с нынешних 43,3 до 126 млн тонн в год, то есть в 2,9 раза.

Запланировано расширение железнодорожных подходов к российским южным курортам на черноморском побережье Кавказа и Крыма.

Масштабное инфраструктурное строительство подталкивает рост производства в строительной отрасли. Президент подтвердил цель – ежегодно вводить порядка 120 миллионов квадратных метров жилья. Здесь также повышается роль федерального бюджета, за счёт которого, как сказано в Обращении, институт развития «ДОМ.РФ» сможет выдавать займы застройщикам по минимальной ставке в 3-4% годовых. Пилотными проектами для отработки такой модели станет строительство жилых кварталов в Туле, Тюмени, Сахалинской области, в Кузбассе.

Государство гарантирует долгосрочное и ритмичное финансирование жилищного строительства, в отличие от привлечения ресурсов с финансового рынка через размещение облигаций. Это весьма ненадёжный источник, зависящий от множества меняющихся условий, который становится вспомогательным источником финансирования.

Поддержана президентом давнишняя идея первого вице-премьера Андрея Рэмовича Белоусова по распечатке ФНБ. Средства Фонда пойдут на финансирование объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.

По сути своей деятельности, «ДОМ.РФ» и иные государственные «институты развития» стали фактически играть ту роль, которую в госкапитализме играют госбанки. Возможно, что в новых условиях повышения роли госфинансов в финансировании экономики именно они и станут полноценными государственными банками. «Институты развития», как следует из Обращения, отныне будут источником долгосрочного и дешёвого долгового финансирования, которого критически не хватало России для ускоренного экономического роста.

Здесь поучителен опыт КНР. Идя как раз по такому пути, КНР построила современную и успешную государственно-капиталистическую модель экономики. Особенность Китая в том, что там при построении госкапитализма шли прямым путём, без ухода в либеральный монетаризм.

Так, финансовый сектор в КНР всегда находился в собственности государства (лишь сейчас в него осторожно допускаются под контролем государства частные и иностранные структуры) в виде четвёрки крупнейших общекитайских госбанков, специализированных соответственно на финансировании промышленно-экспортной, строительной, сельскохозяйственной деятельности и на работе с физлицами.

Кроме этого, были сотни, если не тысячи местных (городских, сельских, провинциальных) банков, которые обеспечивали долговое финансирование местного экономического развития. Поэтому роль российских «институтов развития» в КНР с самого начала играли госбанки. В результате в КНР был обеспечен мощный 40-летний экономический рост.

Ещё один важный шаг по укреплению госкапиталистического уклада – напоминание частному капиталу о необходимости вкладывать деньги в российскую экономику, а не выводить в виде дивидендов за границу. Некоторые меры уже приняты. Сейчас вывод доходов в виде дивидендов на зарубежные счета обкладывается 15% налогом. И, как сказал президент, если капитал не будет активно вкладывать в экономику «будем принимать решение по донастройке налогового законодательства».

В целом, государство Российское всё лучше и решительнее берёт на себя управление экономикой и рынком.

Будем надеяться, что новые и правильные меры, изложенные президентом РФ Путиным, свою роль в российской экономике выполнят.

Виктор Пироженко

Источник: www.stoletie.ru