Русские Вести

Поехали!


Западные санкции против России нацелены, в том числе и на то, чтобы попытаться законсервировать транспортно-экономические связи, как между российскими регионами, так и между Россией и соседними странами. Неспроста под ними оказались железные дороги, порты и практически вся транспортная инфраструктура РФ.

Но попытки нанести ущерб России терпят явное фиаско и в данной сфере. Одно из подтверждений тому – российско-казахстанский железнодорожный проект. Речь идет примерно о 180 км пути – из юго-восточного Башкортостана через Оренбургскую область в казахстано-российское приграничье в южном Приуралье (Оренбургская область). Это маршрут Сибай-Подольская-Сара-Орск-Новорудная. Магистраль станет кратчайшим маршрутом из Южного Приуралья и Среднего Поволжья в Казахстан. Предварительные инвестиции в сооружение артерии определены в 116 млрд руб..

Новая линия обеспечит прямую связь восточных районов Среднего и Северного Урала с Казахстаном, Средней Азией, Китаем, районами Нижней Волги и Кавказа. Планируемый грузооборот по ней составит до 4 млн тонн ежегодно!

Линия позволит разгрузить Челябинский – основной южноуральский железнодорожный узел, сокращая при этом транспортную связь с соседними странами и регионами. Так, с Казахстаном железнодорожное расстояние от Башкортостана по новой линии сократится на 230-250 км.

Немаловажно и то, что эта линия поспособствует увеличению мощностей цветной металлургии на юго-востоке Башкортостана (район Белорецк-Сибай) на базе крупных местных запасов высококачественной медно-цинковой руды. Вдобавок она придаст ускорению освоение новых месторождений стратегического сырья в этом районе, поскольку старые месторождения здесь уже близки к истощению.

Проект ж.д. Эльга-Охотское море (мыс Чумикан).

К концу апреля с.г. будет завершена разработка технико-экономического обоснования сооружения этой артерии, сейчас уточняется её трасса. Напомним, что этот проект – в числе приоритетных. Его обозначил еще в январе 2021 года в послании к Курултаю глава Башккортостана Радий Хабиров. Если же проект рассматривать в более широком контексте, то он подтверждает приверженность России и Казахстана к обоюдному стратегическому партнерству вопреки тщетным попыткам Запада с помощью санкций как-то повлиять на российско-казахстанское экономическое сотрудничество.

В свою очередь, в рамках Восточного вектора внешнеэкономической политики России, включающего комплексное социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока, к 2025 году будет реализован и проект железнодорожно-портового коридора «Эльга», примерно в 500 км. Это стальная магистраль от весьма крупного Эльгинского месторождения угля (не менее 2 млрд тонн) в Южной Саха-Якутии, расположенного вблизи БАМа, протянется к порту «Эльга» в южном секторе побережья Охотского моря. Этот порт сооружается одновременно с данной магистралью. Его загрузку обеспечат также и другие внешнеторговые грузы.

Пока же на обширном побережье Охотского моря – почти 1500 км – нет ни одного крупного порта! И до сих пор сюда не подведены железные дороги. Ситуация абсурдная, тем более что основным дальневосточным портам РФ, расположенным в Приморском крае, и некоторым припортовым участкам Транссиба и БАМа всё сложнее осваивать растущие грузопотоки.

А тем временем объемы торговли и, соответственно, грузовых перевозок между Россией и Китаем, странами Южной, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна ежемесячно только увеличиваются.

Кстати, ещё в начале 1960-х годов планировалось продожить железную дорогу из Хабаровска или Южной Якутии к Охотскому побережью. И одновременно трансформировать небольшой рыбопромысловый порт Оян на этом побережье в крупный грузовой порт, состыкованный с железной дорогой. Но по разным причинам этот комплексный проект так и не был реализован. Что ж, спустя почти 70 лет потребность в развитой транспортной инфраструктуре на Дальнем Востоке нисколько не снизилась.

Строительство новой магистрали обусловлено, в том числе и дефицитом перевозочных возможностей на БАМе. При том что по добыче Эльгинского угля мы сможем выйти уже к 2025 году на 45 млн тонн, что по оценке специалистов, обеспечит бОльшую часть стабильной загрузки новой магистрали.

Тем временем к весне 2023 г. уже построено 100 км железной дороги – от южно-якутского угольного месторождения «Эльга» к району Охотского побережья, где сооружается одноименный порт. И не позже 2026 года весь этот коридор будет введен в действие.

Инфраструктурные проекты, реализуемые сегодня в России, имеют чрезвычайную стратегическую значимость не только для комплексного экономического развития страны, но также и для более широкого внешнеэкономического партнёрства РФ с дружественными странами, наперекор пресловутым санкциям Запада: как говорится, собака лает – ветер носит, а караван-то идёт…

Алексей Балиев

Источник: www.stoletie.ru