Русские Вести

Рано трубить в фанфары


"ЗАВТРА". Владимир Анатольевич, на недавней встрече президентов России и Белоруссии был принят пакет соглашений, касающихся развития Союзного государства. Как вы считаете, процесс интеграции, наконец, сдвинулся с мёртвой точки?

Владимир ЛЕПЕХИНдиректор института ЕАЭС. Некоторые признаки этого есть, но веских оснований для того, чтобы говорить, что происходит реальная интеграция, пока нет. Возьмём сферу политики и идеологии. До августа прошлого года ситуация была примерно одинаковой в России и Белоруссии: и наша власть старалась примирить две стороны, условно говоря, советскую и антисоветскую, и Лукашенко демонстрировал приверженность Великой Победе, хотя в то же время попустительствовал прозападному "змагарству". После августа ситуация в Белоруссии изменилась в лучшую сторону — руководство страны сегодня жёстко выступает против змагарства. А вот в России такого явного сдвига пока не заметно.

Посмотрим теперь на экономику. Российская во многом зависит от Запада. А белорусская экономика, по сути, организованная как суверенная, зависит от России. Это сложное переплетение и вызвало к жизни сам процесс создания Союзного государства, начавшийся в 1996 году. Я неоднократно говорил о том, что Союзное государство было результатом тогдашних договорённостей властей по поводу экспорта углеводородов: Белоруссия обеспечивает транзит, а Россия держит низкую цену на газ.

С тех пор интеграция происходила только в социальном поле: свободные границы, признание дипломов, разного рода комплементарные социальные гарантии в обеих странах и тому подобное.

Начиная с 2015 года, неоднократно возобновлялись разговоры о том, что сделаны реальные шаги в сторону интеграции. Но, на самом деле, достигали тактических договорённостей в области экономики, а подавали это как прорыв в интеграции.

Сейчас согласованы 28 пунктов дорожной карты. Но очевидно, что вопросы, касающиеся стоимости транзита через Белоруссию российского газа, стоимости самого газа для Белоруссии, поставки сырой нефти на белорусские нефтеперегонные заводы — всё это пункты, которые постоянно будут пересматриваться, из-за чего российско-белорусские отношения и будет лихорадить. Очень сложен и вопрос создания единого финансового пространства. Где будет находиться эмиссионный центр единой валюты?

Поэтому нужно спокойно смотреть на происходящее, и понимать, что Лукашенко действует в очень узком коридоре, используя свои возможности по максимуму. И он правильно делает, что не пускает российских олигархов в белорусскую экономику, потому что она устроена совершенно по-другому.

К сожалению, у нас нет проработанной концепции Союзного государства. Ведь реальное союзное государство — это объединение народов, объединение экономик, социальной сферы. И главное — политическое единство. Поскольку этого нет, то каждый раз происходит переупаковка договорённостей 1996 года, к которым добавляются новые краски. Под транзит углеводородов на более-менее приемлемых условиях придумываются какие-то конструкции, разрабатываются дорожные карты из множества пунктов и прочее. Поэтому, считаю, рано трубить в фанфары.

Владимир Лепехин

Источник: zavtra.ru