пикер парламента Молдавии Игорь Гросу заявил в эфире телеканала TVR Moldova, что депутаты рассматривают возможность признать голод 1946-1947 годов геноцидом. Как известно, обусловленный неблагоприятными природно-климатическими условиями и послевоенной разрухой голод в Молдавии, как и в других республиках Советского Союза, имел место в послевоенные 1946-1947 годы. По разным оценкам, из-за этого скончалось несколько десятков тысяч человек.
Журналисты спросили Гросу, может ли голод в Молдавии быть признан геноцидом по аналогии с «голодомором» на Украине. «У нас есть такая дискуссия и есть мнения, что недостаточно иметь только осуждающую декларацию и чтить эти трагические события, но и выйти с такой инициативой», – ответил он.
Идея Молдавии объявить послевоенный голод 1946-1947 годов геноцидом связана с внутриполитическими процессами в стране, заявил в этой связи председатель комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин. В интервью информационному порталу «Лента.ру» он резко осудил такую инициативу бывшей советской республики: «Вредная и контрпродуктивная идея, которая приведет только к обострению ситуации внутри Молдовы и вокруг нее. Там идет политическая борьба, из-за этого все и происходит. Среди этих людей есть те, кто сознательно провоцирует ситуацию».
К тому же то, что в реальности происходило в те годы в Молдавии, давно и хорошо известно. Массовый голод действительно имел место в этой советской республике в 1946-1947 гг., разоренной недавно закончившейся войной. Засухи вообще часто случаются в Молдавии, которая расположена в зоне так называемого рискового земледелия, то есть недостаточного увлажнения почвы, а ее южная часть – и в совсем засушливой зоне. Это приводит к неустойчивым урожаям сельскохозяйственных культур, а в засушливые годы – к полной их гибели. Такое и произошло в 1945-46 гг. На юге республики посевы кукурузы, составлявшие около половины всех посевных площадей, погибли на 78%. В некоторых районах урожай вовсе не собирался. Нечем стало кормить скот. Именно от этого ситуация с продовольствием резко обострилась. Сильнейшая засуха в 1946 году наблюдалась не только в Молдавии, но и в большей части Украины, Центрального Черноземья, Нижнего Поволжья, Приморского края и ряда других областей.
В сложившейся ситуации союзное правительство 19 августа 1946 года приняло постановление о снижении для Молдавии плана хлебозаготовок до 71 тысячи тонн, что в 3,7 раза против первоначального плана. Кроме того, Молдавия получила от Москвы в качестве помощи 24 тысячи тонн продовольственного зерна, 49 тысяч тонн семенной ссуды, 12 тысяч тонн зернофуража, 10 тысяч тонн комбикормов и 15 тысяч тонн сена. Каждый крестьянский двор получал продовольственную ссуду – от 4 до 10 пудов зерна.
В течение сентября-октября продовольственная ссуда, предоставленная республике решением Правительства СССР, была распределена, а к декабрю в абсолютном большинстве крестьянских хозяйств израсходована. После этого, вновь оставшись без продовольствия, население многих районов стало употреблять в пищу жмых, желуди, корни и стебли растений, размолотые кукурузные початки. Из-за отсутствия продовольствия и кормов начался массовый убой продуктивного скота, волов и лошадей. В декабре участились случаи смертности крестьян от голода.
Населению снова требовалась срочная продовольственная помощь. Союзное правительство в ответ на запрос Кишинева 29 декабря 1946 года принимает постановление «Об оказании дополнительной помощи колхозам, совхозам и крестьянским хозяйствам Молдавской ССР в связи с неурожаем в 1946 году». Молдавия получила 24 тысячи тонн зерна в порядке беспроцентной продовольственной ссуды, которая распределялась среди населения. За счёт государства организовывались 500 питательных пунктов для обслуживания одноразовым питанием 100 тысяч остро нуждавшихся в продовольствии граждан. Увеличивался контингент сельских жителей, получавших пайковый хлеб: на 30 тысяч человек – с января, еще на 20 тысяч человек – с февраля. Для поддержания животноводства республике было выделено для продажи колхозам, совхозам и единоличным крестьянам 15 тысяч тонн сена.
Советское правительство направило в Молдавию заместителя председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с группой работников министерств и ведомств. Они проанализировали сложившуюся ситуацию на заседаниях бюро ЦК КП(б) Молдавии 24 и 27 февраля. По мнению Косыгина, ошибкой руководства республики было то, что оно из-за боязни или понимания сложности ситуации в целом по стране не вовремя и не в полной мере информировало союзные органы власти о реальной ситуации в Молдавии. Но в любом случае ни о каком умышленном «голодоморе» или «геноциде» населения Молдавии не могло быть и речи. А нынешние власти Кишинева, как и Киева, умышленно лгут о «голодоморе», чтобы заработать очки у русофобов Запада.
Такие инсинуации в сегодняшней Молдавии, а также на Украине особенно гнусны, поскольку в те годы в СССР неурожай произошел и в южных районах РСФСР, и, отправляя зерно Молдавии и другим голодающим, Москва с трудом отрывала его от районов, населенных русскими, которые точно также, как и молдаване, тогда голодали. К весне 1947 года в одной только Воронежской области число жителей с диагнозом «дистрофия» составляло 250 тыс. человек, всего по РСФСР – 600 тыс. Ухудшению ситуации с продовольствием способствовала не только засуха, но и острая нехватка рабочих рук на селе в результате огромных военных потерь.
К тому же помогала тогда Москва не только союзным республиками, но и странам «социалистического лагеря». Вот всего лишь один пример. Распоряжение ГКО № 8254с от 23 апреля 1945 года обязывало генерала Хрулёва «передать в распоряжение Временного правительства Польши для раздачи переселенцам и маломощным крестьянским хозяйствам: крупного рогатого скота – 40 тысяч голов, молодняка рогатого скота – 50 тысяч, овец – 40 тысяч, свиней – 20 тысяч».
Тот же документ предусматривал передачу Польше 150 тысяч тонн хлеба, десятки миллионов метров тканей, десятки тысяч тонн хлопка, 100 тысяч крупных кож. И точно также мы помогли в те тяжелейшие для нас самих годы и многим другим.
Так же щедро мы помогали мы в 1950-е – 1960-е годы странам так называемой «социалистической ориентации». По свидетельству экспертов Friedrich Naumann Foundation for Freedom, на общий долг Африки перед СССР приходилось около 13 936,6 млн. инвалютных рублей, из которых на военные поставки – 12 347 млн., а на экономическую помощь – 1589,6 млн. инвалютных рублей. На остальные просоциалистические страны приходилось примерно 9335 млн. инвалютных рублей. В числе основных должников за советскую военную помощь – Алжир, Ливия, Ангола, Мозамбик, Эфиопия. Задолженность Ливии – 1589 млн. инвалютных рублей – в 1991 году целиком складывалась из долгов за поставки вооружения. Эфиопия задолжала 3075 млн. инвалютных рублей, из них 2630 млн. за военную помощь. Никто нам ничего потом из этих долгов не вернул.
Но что сегодня мы получаем взамен от некоторых прежних «друзей»? Это даже хуже, чем черная неблагодарность. Это гнусность и подлость, на которую, как мы видим, охотно идут руководители ныне «свободных» бывших республик СССР. И понятно для чего. Обвиняя Россию, они рассчитывают получить благосклонность от Вашингтона и Брюсселя. Впрочем, о том, что от тех, кому мы помогали и даже считали «братушками» благодарности нам не видать, давно предупреждали великие русские философы и писатели.
Вот что написал, например, Федор Достоевский в своём дневнике ещё в далёком 1877 году, имея в виду те страны, которых Россия освобождала и которым помогала. «Начнут же они, по освобождении свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись».
Чтобы помочь, например, «славянству», Россия ввязалась в губительную для нее Первую мировую войну с Германией, что привело к краху империи. Тем не менее мы все равно продолжали всем помогать во времена СССР и многим продолжаем помогать до сих пор. Почему? Да просто потому, что мы – русские! Иначе поступать просто не можем. У России никогда не было колоний, она не завозила к себе рабов, как США и Европа, не наживалась на эксплуатации других стран. Бескорыстная помощь в нашем характере. Мы – другие.
Автор: Владимир МАЛЫШЕВ