Русские Вести

Пятидневная война длиною в жизнь


10 лет назад началась операция России по принуждению Грузии к миру. «Русская планета» об истоках и причинах вечного конфликта осетинского и грузинского народов

Одним из магистральных принципов международного права является право на самоопределение народов. Но нам ли не знать о том, что в предлагаемых обстоятельствах объективной реальности маленькой нации самоопределиться не представляется возможным. Доказательством тому может быть Приднестровье и Нагорный Карабах, Косово, Абхазия и Южная Осетия, где конфликт с Грузией уходит корнями в далёкое прошлое.

Грузия в XVI-XVIII веках — это маленькое государство, которое и сегодня никак не пробьёт отметку в 5 млн жителей, стало разменной монетой в противоборстве двух сверхдержав ушедших столетий — Ирана и Османской империи. Их воины, занимая грузинские земли, в конечном итоге, делали одно дело: исламизировали местное население, отчаянно сопротивлявшееся и судорожно искавшее спасение от набегов мусульманских орд.

Выход был найден. Первый договор о совместном противоборстве Ирану был заключён между царём Картлийского царства Вахтангом VI и Петром Великим. Знаменитый Георгиевский трактат, подписанный Ираклием II и Екатериной II, положил начало, как сказали бы сегодня, «российской оккупации» Картли-Кахетинского царства, ставшего протекторатом России.

Согласно достигнутым договорённостям на грузинских землях дежурили два батальона русских пехотинцев, количество которых могло возрасти (в случае войны).

Опустошительные набеги известного своей свирепостью шаха Персии Ага Мохаммеда Шаха Каджара, использовавшего в качестве предлога для вероломного нападения союз с Россией, вынудили последнего картли-кахетинского царя Георгия XII обратиться с просьбой о вхождении в состав Российской Империи.

Присоединением Грузии к Российской Империи занимались сразу два русских императора. Успел рассмотреть вопрос и дать ему положительную оценку незадолго до своего убийства Павел I.

Сменивший его «на боевом посту» сын Александр I продолжил «исследовать тему» о принятии Грузии в состав России повторно, подписав соответствующий высочайший указ от 12 сентября 1801 года.

После упразднения Картли-Кахетинского царства в сентябре 1801 года на смену грузинским царям пришло Верховное грузинское правительство, управлять которым назначили потомка эстляндских дворян. Звали его Карл Фёдорович Кнорринг. В своих отчётах в столицу он описывал районы ущелий Большой и Малой Лиахви, называя их «Осетией». Предгорная зона, а также низовье именовались «Грузией».

Исторически взаимоотношения представителей осетинского и грузинского народа всегда были сложны. Периоды мирного, вполне созидательного сосуществования сменялись кровопролитными конфликтами. Однако то, что происходит на протяжении последнего столетия, вызывает оторопь.

Две Осетии

Великая Октябрьская революция привела к победе в Осетии советской власти. Это произошло в марте 1918 года. Однако в мае была образована Грузинская Демократическая Республика. Она была признана Россией и включила в себя Батумскую, Тифлисскую, а также Кутаисскую губернии.

Что произошло? Территория, находившаяся по одну (северную) сторону Кавказского хребта, оставалась в РСФСР, Южная часть отходила «демократической Грузии».

Один народ был варварски разделён искусственно, буквально разорван напополам. И почти 100 лет назад та часть осетин, которые остались на южной стороне Кавказского хребта в составе Грузии, направили в адрес руководства РСФСР письмо с волеизъявлением воссоединиться под флагом Советской России со своими братьями, оставшимися на северной стороне. Под этим посланием стояла подпись руководителей Юго-Осетинского Национального совета.

Реакцию «грузинских демократов» несложно предугадать.

В осетинский регион были посланы карательные отряды, устроившие чудовищную по своей жестокости расправу. Об этой истории в своих мемуарах вспоминает Валико Джугели, вошедший в историю как убийца осетин:

«Вокруг нас пылают осетинские сёла. Ужасная расправа, но другой дороги нет. Надо было подавить восстание и спасти нашу демократию... И мы, без сомнений, сделали выбор!.. Настал час, когда нужно вырвать собственное сердце и стать жестоким. Стать жестоким во имя высшего милосердия, вершины гуманности и высокой справедливости!».

«Вершины гуманности» грузины, надо отдать им должное, видели весьма своеобразно. Действия многих немецко-фашистских захватчиков на оккупированных территориях выглядели, что и говорить, намного гуманнее.

В пропасть летели новорождённые дети. Мучительной смертью умирали горящие в огне старики. Беременным женщинам вспарывались животы.

В июне 1920 года полыхнули восстания в Джаве и Цхинвале.

Одержимые ненавистью и болью утрат южные осетины отчаянно отстаивали право на обособленную от своих палачей жизнь и национальное самоопределение. Действия карательных отрядов, санкционированные руководством Грузии, были направлены на методичное стирание с лица земли посмевших «посягнуть» на свои же земли соседей.

Уничтожали всех. Поголовно. Стариков. Женщин. Детей.

Толпы отчаявшихся беженцев, потерявших близких, но, по счастливой случайности, оставшихся в живых, уходили через перевал в Северную Осетию. Людей было так много, что, порой, они не вмещались в ущелья. Повстанцы прикрывали отход стариков и женщин. Некоторые из них, отчаявшись, умирая от голода, бросали своих детей в ущелья и бросались за ними вслед. Тех, кому посчастливилось уйти, оказывались на территории Советской России, где Владимир Ленин распорядился принять необходимые меры для расселения этих людей в окрестностях Владикавказа.

В отношении других, тех, кто решил оставаться на своей родной земле до конца, шёл откровенный, ничем не прикрытый геноцид со стороны руководства Грузинской Демократической Республики. Была учреждена специальная комиссия по переселению, которая на одном из своих заседаний, без каких бы то ни было игр в модную нынче политкорректность, заявила о намерении очистить регионы Грузии и Южной Осетии от осетин.

Бойцы грузинской гвардии не только сжигали деревни, насиловали женщин, но и уничтожали храмы, рискнувшие оказать содействие представителям уничтожаемого народа.

В опустевшие дома осетин, которые не были сожжены дотла, охотно заселялись грузины, занимавшиеся дележом имущества своих вчерашних братьев, попытавшихся роптать о праве на своё самоопределение. Более четверти опустевших домов были заселены грузинами, оставшимися жить в домах, куда впоследствии безуспешно пытались вернуться осетины.

12 мая 1922 года Грузия вошла в состав ФССРЗ. Так назывался Федеративный Союз Советских Социалистических Республик Закавказья. На излёте этого же года регион был переименован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

Советская Грузия

Конфликт вовсе не был исчерпан, когда Грузия стала советской. Осетия по-прежнему оставалась расколотой Кавказским хребтом на две половины, как большой глиняный кувшин.

С просьбами о воссоединении представители осетинского народа обращались к возглавившему после смерти Ильича страну грузину Сталину. Он нашёл идею о воссоединении заслуживающей внимания, но... отверг.

Номинальный статус автономии, который Юго-Осетинская область приобрела в составе Советской Грузии, ничем не помог.

Власти на местах не просто игнорировали, а всячески подавляли мало-мальски значимые попытки развития осетинской культуры. Это проявлялось во всём. Уровень жизни на осетинской земле на протяжении 70 лет советской власти был в среднем в 2 – 2,5 раза хуже, чем на грузинской территории. Органы власти комплектовались, преимущественно грузинами. В 1937-м за высказанные мысли объединения Южной и Северной Осетии ставили к стенке с ярлыком «Враг народа», приравнивая это деяние к призывам о насильственном изменении конституционного строя.

Принятые нормативно-правовые акты в сфере образования вынудили перевести обучение в большинстве школ Южной Осетии (за исключением Цхинвала и Джавского района — своеобразной резервации осетин) на грузинский язык. В 1951 на язык палачей Осетии было переведено делопроизводство. Вся литература на осетинском подлежала уничтожению. За 1 день исчезли из осетинских городов и поселений исчезли все вывески на осетинском языке.

Сделать осетину карьеру в Грузии? Это было похоже на утопию. И... осознав, что одной из форм уничтожения нации является её ассимиляция, грузины виртуозно насаждали идеологию, согласно которой грузинская культура, грузинский язык и образ жизни являются единственно возможными, высокодуховными и правильными. А у представителей маленькой, словно по ошибке созданной Богом автономии, населённой миноритарной нацией, есть лишь маленький шанс приобщиться к ней.

И этот «шанс», надо «отдать Грузии должное», давали. Почва для ассимиляции готовилась со школьной скамьи. В учебниках, в программах обучения превалировала исключительно негативная информация об осетинах, вынуждавшая детей стесняться своей национальности, скрывать её, тщательно изучая грузинский язык.

По достижении 16-летнего возраста в паспортно-визовых службах Грузинской ССР можно было услышать характерные диалоги:

— Дебоев, кто ты по национальности?

— Осетин.

— И как ты собираешься жить в Грузии? Пойди, подумай. И напиши два заявления. Одно — на смену национальности. Второе — на исправление фамилии Дебоешвили.

Группы, комиссии, советы по уменьшению учащихся негрузинской национальности создавались на местах: в школах, училищах, вузах.

В последние годы существования СССР в союзных республиках стремительно прогрессировало «национальное самосознание». Но особенно острой ситуация была в Грузии, где к власти прорывался небезызвестный Звиад Гамсахурдия, провозгласивший лозунг: ««Грузия для грузин! Вон из Грузии, осетин!».

В каком же состоянии находилась наша страна, если после 72 лет существования СССР, этого «единого дома для самых разных народов», откровенный экстремист, реанимировавший, в общем-то, никуда не уходившие идеи превосходства грузин над осетинами, сумел возглавить Верховный совет с подчёркнуто фашистской риторикой?

«Осетинский народ — мусор, который мы выметем через Рокский тоннель!»

«Осетины — дикие люди, которыми может легко руководить любой умный человек!»

Вот лишь некоторые из «высказываний» Гамсахурдиа.

В преддверии подписания пресловутого союзного договора Юго-Осетинская автономная область настаивала на расширении полномочий автономии и боролась за права самостоятельного субъекта подписания. В 1990 году Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял декларацию, провозглашавшую национальный суверенитет, и обратился к советскому правительству, потребовав признать самостоятельность региона.

В продолжавшихся межэтнических столкновениях, в легендарном «Походе Гамсахурдиа на Цхинвал», лилась кровь, гибли люди. Дороги Южной Осетии были оккупированы бойцами националистического «Белого легиона», терроризировавшими всех проезжавших по ним.

А что же президент СССР Михаил Горбачёв? «Мудро» осуждал действия Грузии и Осетинской автономии, никак не желавшей смириться с длившимся вот уже 70 лет геноцидом. И посылал для урегулирования ситуации внутренние войска. Из Тбилисского, разумеется, гарнизона.

Шанс «выскочить из грузинского котлована» появился, как не парадоксально, в момент распада СССР, когда автономиям было предоставлено право решать, выйти из Союза вместе с покидающей его республикой или остаться в составе «нерушимого».

Грузия вышла! Осетия осталась... Долгожданное юридическое размежевание произошло. А фактическое? Прекратились ли межэтнические столкновения? Разумеется, нет.

19 января 1992 года состоялся референдум о «О государственной независимости и (или) воссоединении с Россией», на котором 99% осетин поддержали идею независимости с перспективой воссоединения с Россией.

Но насколько далека эта перспектива? И через какие чудовищные испытания предстоит пройти осетинскому народу? Не знал никто.

На волеизъявление осетинского народа, на их желание воссоединиться спустя столько лет со своими братьями из Северной Осетии Россия ответила Сочинскими соглашениями. Документ был подписан летом 1992 Борисом Ельциным и грузинским лидером Эдуардом Шеварнадзе, сменившим свергнутого Гамсахурдиа.

Согласно этому документу, стороны обязывались прекратить огонь, а Россия... вывести находившиеся на территории региона войска.

В вооружённом конфликте Сочинские соглашения точкой не стали. Лишь многоточием.

Андрей Карелин

Источник: rusplt.ru