Русские Вести

Алексей Щусев: «Нельзя строить что-то "в духе", не ведая самого духа»


Ученик Ильи Репина, один из самых именитых архитекторов своего времени Алексей Щусев оставил после себя огромный вклад в историю российского государства. Здания, созданные по его эскизам, входят в сокровищницу мирового художественно-архитектурного наследия. Марфо-Мариинская обитель, Казанский вокзал, гостиница «Москва», Мавзолей Ленина, Большой Москворецкий мост, а также знаменитый храм Николая Чудотворца в итальянском городе Барии…

В экспозицию «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор», вошли архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева. Многие произведения и документы экспонируются впервые.

«Это исключительные по качеству рисунки, которые позволяют почувствовать нерв эпохи модерна. Щусев был великим рисовальщиком, а еще он был эстетом во всем, в том числе в выборе бумаги. Из-за ее высокого качества эти листы и сохранились после всех перипетий использования при возведении зданий, а также долгих лет хранения», — рассказала на открытии куратор выставки Ирина Шуманова..

Современники вспоминают, что он никогда не чертил по линейке, создавал проекты исключительно от руки, чтобы у них появлялась живость.

Графические работы мастера представлены в одном пространстве с произведениями знаменитых художников эпохи модерна: А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере и М.В. Нестерова, которые создали их для будущего музея на Казанском вокзале.

По словам куратора выставки, Алексей Щусев мыслил «музейно», он сразу хотел создать Музей строительства Казанского вокзала в одном из его помещений. Своих сотрудников просил сдавать эскизы в «форме, близкой к экспозиционной». Музей этот в итоге не случился, однако многие из чертежей были выкуплены правлением Казанской железной дороги и в разные годы попали в Третьяковку.

 

Известный, прежде всего, как выдающийся архитектор, Алексей Щусев много времени и усилий уделял музейной сфере. В 1926-1928-х он даже занимал должность директора Третьяковской галереи, а затем стал ее главным архитектором.

 

Щусев внес огромный вклад в развитие Третьяковской галереи. Представленные на выставке материалы позволяют оценить масштабность замыслов «архидиректора» Щусева, степень его вовлеченности в жизнь музея, качество и смелость осуществленных под его руководством экспозиций, точность его градостроительных предвидений.

Кроме архитектурного новаторства, мастер занимался популяризацией музея, продумывал экскурсионные программы, организовывал дискуссионные клубы. При нем в Третьяковке стали проводить инвентаризацию произведений, появился каталог, активизировалась научная работа, был создан издательский отдел. Кстати, Марфо-Мариинская обитель одно время служила реставрационными мастерскими Третьяковской галереи. Нужно сказать, что обитель — важная веха в биографии зодчего. Попадая на его территорию, не сразу понимаешь, что это — не седая древность, а поступь Серебряного века, настолько бережно касался архитектор этой сакральной темы. В экспозиции представлены варианты и наброски Алексея Щусева, равно как эскизы, картины, рисунки его друга Михаила Нестерова — одного из глашатаев неорусского стиля. Над некоторыми сюжетами они работали вместе — лики писал Нестеров, а фон отрисовывал Щусев. Обитель создавалась под лаконично-строгие вкусы великой княгини Елизаветы Фёдоровны, отдавшей себя служению Богу. Сам Щусев утверждал: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию».

Уже при Советской власти в статье «Национальная форма в архитектуре» им будет сказано: «Поиски национальной формы в архитектуре не могут сводиться к любованию или копированию отдельных архаичных фрагментов древнего зодчества. Надо изучать художественно-ценное в архитектуре прошлых эпох и учитывать при проектировании бытовые, экономические и культурные потребности народа, для которого мы творим». Отсюда — реставрационная деятельность под девизом: «Нельзя строить что-то "в духе", не ведая самого духа. Надо прощупать каждый старинный камень».

На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка демонстрирует, в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ.

 

Самым значимым экспонатом выставки стала чертежная стена северного притвора Покровского храма Марфо-Мариинской обители, украшенная «райским садом» с фантастическими растениями и птицами, которую собрали в натуральную величину.

 

Это шаблоны, которые Щусев отдавал в работу камнерезам на стройке. То, что после использования мастеровыми эти чертежи снова оказались у автора, — свидетельство того, как Щусев их ценил. Наиболее важные шаблоны исполнял сам Щусев, остальные — молодой выпускник Строгановского училища Никифор Яковлевич Тамонькин (1881-1951).

Этой выставкой Третьяковская галерея открывает цикл мероприятий, посвященных юбилею Алексея Щусева. Выставка продлится до 14 мая 2023 года.

Автор: Мария Максимова

Заглавное фото: Алексей Щусев

Источник: www.stoletie.ru