Русские Вести

«Для кого-то Русь свята»


Популяризация русской народной культуры - тема, к которой не раз обращались в дни проведения XXV Всероссийского фестиваля фольклорных коллективов «Кубанский казачок» (проводит Государственный академический казачий хор при поддержке Министерства культуры РФ, министерства культуры Краснодарского края). Юбилейный, он совпал с другим юбилеем, 85-летием его идейного вдохновителя и организатора – столпа русского искусства, знатока фольклора, легендарного руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко и стал посвящением маэстро. Ну а география фестиваля, по традиции, - поселок Лазаревское, почти театральный уголок города-курорта Сочи с декорациями в виде горной гряды, простирающейся за горизонт сини моря, с бутафорскими пальмами, блестящими глянцем глициниями, а точнее – Лазаревский районный Центр национальных культур. Уникальный. Не только в пределах Краснодарского края. Был создан в 1992 году Крикором Сааковичем (Григорием Сергеевичем) Мазлумяном – поэтом, автором строк

«Россию можно грабить, господа, -

Её души великой не убудет. –

Она в веках была, и есть, и будет,

Когда от вас не будет и следа».

в то время - начальником отдела культуры Лазаревского района. Задача: в смутное время истории страны, череды межнациональных конфликтов сохранить дружбу народов России, не утратить самобытность её народных культур, традиции, обрядность. В Центре были открыты и стали действующими секции русской, казачьей, адыгской, армянской, греческой, белорусской и украинской культур; в настоящее время Центр национальных культур носит имя его создателя Крикора Сааковича Мазлумяна. В концертном зале Центра и пролетела, как один день, неделя фестиваля, в свете которого умозаключения о России, состоянии русской культуры – весьма далеки от привычно навязываемых столичных.

Из Положения Всероссийского фестиваля фольклорных коллективов «Кубанский казачок»: фестиваль проводится раз в год по пяти номинациям: солисты, хоры народной песни, фольклорные коллективы, ансамбли народного танца, инструментальные коллективы; возраст участников – младшая группа (до 9 лет), средняя и юношеская (от 10 до 18), старшая (18+) и смешанная. Известности среди единомышленников «Кубанскому казачку» не занимать, о репутации фестиваля красноречиво говорит хотя бы тот факт, что на настоящий, XXV-й, участники съехались из Сибири и Дальнего Востока, Ханты-Мансийского автономного округа, Крыма, из Кабардино-Балкарской республики, Северной Осетии-Алании, Адыгеи, не говоря уже о городах и селах Центральной России. Всего около шестисот человек преодолели самолетами, поездами тысячи верст, сотни километров, чтобы себя показать, на других посмотреть, чтобы устроить праздник народной культуры – распахнуть сокровищницы фольклора. Это важно. Тем более важно сегодня, когда на кону – цивилизационная самобытность России, а её родники – почти исчерпали себя: русская деревня переформатирована в поселение сельского типа, крестьянина (от слова «крест») называют по западному образцу – фермером.

Итак, фестиваль. Путешествие в архаику, в таинственные глубины народного миросозерцания, народного танца, народной песни, на которой, кстати сказать, наши величайшие композиторы от Глинки до Свиридова строили многие свои произведения… уже – лоскутное одеяло воспоминаний. Вспышки, фрагменты выступлений солистов и хоров, инструментальных ансамблей и хореографических коллективов. Каждый – поддерживает народную культуру, разница – в творческом почерке, вместе отсылают воображение то к малявинским «Бабам», то к «Погоне» Константина Филиппова или «Лезгинке» Михаила Лермонтова. Рвутся струны балалаек, мехи расправляют баяны, дробь доули (двусторонних барабанов) от виртуозов из Ансамбля доулистов «Арт» (Ардонский районный Дворец культуры имени Н.М. Саламова) зазывает в поход, и льется, льется, запечатленная в звуках, движении, красках, этнике черкесок с газырями, да сарафанов с душегреями – река жизни. Под небом Лазаревского встретились русские Север, Юг и Восток. Гжель с характерным холодком как олицетворение Севера, веселая пестрота хохломы - Юг, завуалированность – Восток.

«Вспомним, братцы, россов славу» - народная песня Владимирской области сурово прозвучала в исполнении a cappella подчеркнуто аскетичного Егора Куклина – солиста ансамбля народной песни «Оберег». Кустодиевская красавица Елена Мельгит из Мегиона (вокальный ансамбль казачьей песни «Звонница», Дворец искусств Ханты-Мансийский автономный округ Югра) до мурашек на коже пробрала перепевом «Зачем солнце рано пало», «Перевоз Дуня держала»; в памяти надломленная, как сомовская виньетка, лирика «Страданий под балалайку» от Лидии Алёхиной (Folk-студия «Утица», «ДК Апрелевка» Наро-Фоминского округа МО), очарование семилетней Шахсане Акматалиевой (ансамбль народной песни «Забавушка», Майкопский район Адыгеи), прилежно, как золотошвейка, выводила она тайнопись киргизской народной песни «Сары Ой», премудрость русской «От печки»… Вдруг вихри пронеслись на сцене. Время – хореографических коллективов. С классикой жанра – матросским танцем «Яблочко» взвинтил настроение Заслуженный образцовый хореографический ансамбль «Калейдоскоп» из города морской славы Севастополя; ему на смену ворвался «Абхазский перепляс» (Образцовый ансамбль народного танца «ХАБЗА», КБР, город Баксан), за ним – народно стилизованный танец «Кинто» от Образцового ансамбля армянского народного танца «Урарту» (Межпоселковый районный дом культуры имени В.М. Толстых, Тимашевский район Краснодарского края); вскружил голову «Хмель яровой» от Образцового художественного коллектива театра пластики и танца «Микс-модерн» (Центр дополнительного образования «Хоста» города Сочи») … Хантыйский танец «Девушка-вуйлы» с искусно переданной пластикой заполярья от Надежды Вайсбург из Ханты-Мансийский автономного округа «подморозил» сцену. И снова – огонь! Прошу любить и жаловать Ансамбль ложкарей «Сюрприз» (от 10 до 70+, Лабинский культурный центр), экспрессия, мастерство перкуссии просто зашкаливали! Так отчеканили «Сельскую кадриль», что в какой-то момент кроме расписных ложек в ход пошли и пила, и топорище, и бухгалтерские счеты, и свистелки-сопелки, ну а когда эмоции публики зависли на пределе, то грянули строевой казачьей песней «Распрягайте, хлопцы, коней». И как контраст – жанровая зарисовка «Антоновские яблоки» по мотивам рассказов Ивана Бунина, сюрприз от фольклорного ансамбля «Сустреча» из Ельца. «Жизнь семьи, рода, клана глубока, узловата, таинственна и страшна. Но темной глубиной своей да вот еще преданиями, прошлым и сильна-то она»… - собственно говоря, об этом и была зарисовка, об этом плачевно, озорно, по-народному протяжно и пели участники ансамбля, как будто бы наслаждаясь золотом поредевшего сада, вдыхая «тончайший аромат опавшей листвы, запах меда и осенней свежести». Неподдельность интонации, принадлежность к земле, на которой живут, подкупали. И такая вдруг грусть-тоска накатила по чему-то, что вот-вот могло случиться, но – не случилось. В антракте удалось коротко поговорить с руководителем «Сустречи» Ольгой Кореневой, её супругом и соратником, руководителем Заслуженного коллектива народного творчества Липецкой области хора русской песни «Черёма» и тоже участником фестиваля Станиславом Кореневым; увы, антоновка, ароматом которой дышали деревенские избы (яблоки хранили под матрасами, набитыми соломой), как и бунинские сады – давно в прошлом, удел поэзии… Но вот поселок Трудфронт Икрянинского района Астраханской области, основанный на острове в дельте Волги аж в 1740-м, не стерт с карты, не сдает позиций. Как и встарь днем здесь занимаются промыслом рыбы, вечера проводят во Дворце культуры. На фестивале о песенной культуре Трудфронта заявила Дарья Заргарьян… и от припева не отвязаться уже было, преследовал:

«Матушка-земля

Белая берёзонька,

Для кого-то Русь свята,

Для кого…»

Гран-при XXV фестиваля фольклорных коллективов «Кубанский казачок», его счастливым обладателем стал Образцовый фольклорный ансамбль из Брянска «Зарянка» (Городской Дворец культуры железнодорожников). Выступление этого детского коллектива, что охватил собой всю сцену, в ярко декорированных узорочьем народных костюмах, не заметить было решительно невозможно. Легко и играючи, словно рябину нанизывая на нитку бус, была исполнена композиция «Венок брянских песен», коллекция из закличек весны «Девчонка по грибы ходила» (Стародубский района Брянской области), «Выходите красны девки» (село Дорожёво Брянской области), духовного стиха «Слава Богу за всё»; душа замирала. Автор композицию, режиссер представления – руководитель ансамбля Татьяна Ситникова. Заслуженный работник культуры Брянской области, она создала ансамбль, будучи еще студенткой Брянского музыкального училища под впечатлением от уроков учителей-фольклористов: «два человека сделали из меня человека, - признается, - это педагоги музыкального училища Анатолий Павлович Лизарутин и Татьяна Павловна Львова». Случилось это лет тридцать назад, а именно 14 января 1993-го. Сегодня «Зарянка» - само совершенство, один из символов Брянска; кондитерский комбинат города производит шоколадные конфеты с одноименным названием – лакомство для гурманов. В ансамбле сто человек, возрастная категория: от 3 до 18, работают без выходных, без праздников – сами себе праздник, а Татьяна Ситникова и на сцене не расстается со своими подопечными. Эффектная, артистичная, перезвонами бубна она сдерживает стихию хорового пения – одной из загадок народного творчества, и ювелирная отточенность, чистота звука, его зычность, почвенность произношения гласных оказываются столь органичными для детей, радость так и брызжет, так и сверкает в их глазках. Можно слушать и слушать… И как сказала бы в такие минуты «народная печальница» Надежда Плевицкая, перед гением которой склоняли головы от Шаляпина до императора Николая II: «Нет такого музыканта, который мог бы записать музыку русской души: нотной бумаги, нотных знаков не хватит. Несметные сокровища там таятся»… Моя беседа с Татьяной Ситниковой продолжилась вечером на берегу моря, звёзды зажигались, пляжи пустели, отдыхающие рассредотачивались по многочисленным кафе, из которых доносилась уже другая музыка. Интересно было узнать, в том числе, о сложности в профессии (оставлю без комментариев), о репертуаре ансамбля – календарные, казачьи песни, о мастерице интригующе стильного сценического платья, в основе которого четыре бурановских платка. И Татьяна Ситникова рассказала о подруге Ольге Куравлёвой, два года та работала над еще одним платьем, обшивала тесьмой, «заговаривала» вышивкой, вкрапливала по всему полотну кристаллы «Сваровски»… Что-то подсказывало: Брянск в дерзости и таланте не уступает Льву Баксту, создавшему для «Русских сезонов» костюм Жар-птицы.

… XXV Всероссийский фестиваль фольклорных коллективов «Кубанский казачок» состоялся с 29 июня по 5 июля, на пике лета. Вопрос председателя жюри фестиваля, его бессменного руководителя поставил тогда в тупик. «Двадцать пять лет фестивалю,- страстно обращался к публике Виктор Захарченко. – Но почему ни один центральный телеканал за всю историю фестиваля ни разу не осветил его? Почему такой пласт культуры как фольклор, как русская народная песня замалчивается в нашей России?»

Проблема.

Действительно, велик соблазн представить Всероссийский фестиваль фольклорных коллективов «Кубанский казачок» многомиллионной аудитории, рассказать о его участниках – таких красивых, бескорыстных, простодушных людях земли русской, кто… без пафоса говоря, совершает большое русское делание. Но есть ли телевидение в его формате котла по переплавке национального самосознания на протяжении всех этих двадцати пяти лет необходимой оправой для хрупкого, ранимого цветка – фольклора? Духовной святыни государства Российского.

Образцовый фольклорный ансамбль Зарянка МБУК Городской Дворец культуры железнодорожников г. Брянск, руководитель Ситникова Татьяна Васильевна, заслуженный работник культуры Брянской области

Образцовый художественный коллектив театр пластики и танца Микс-модерн, МБУ дополнительного образования, Центр дополнительного образования Хоста г. Сочи, руководители Котлярова Виктория Викторовна, Лоцманов Андрей Валерьевич

Шахсане Акматалиева, солистка ансамбля народной песни Забавушка МБУ Межпоселенческий Центр народной культуры Тимирязевского сельского Дома культуры муниципального образования Майкопский район, руководители заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник культуры Республики Адыгеи Мокрова Любовь Ильинична, заслуженный работник культуры Республики Адыгеи Мокрова Полина Владимировна, Мокров Артем Владимирович

Дуэт Марат Кашежев, Карина Кашежева, Школа танцев DARHAN, Фонд поддержки детского творчества КБР, Академия талантов Кавказа, руководитель ансамбля Тхамадокова Марина Альбертовна

Елена Мельгит, Вокальный ансамбль казачьей песни Звонница, МАУ Дворец искусств, Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Мегион

Заслуженный коллектив народного творчества образцовый хор народной песни Млада, МАУ дополнительного образования г. Хабаровска, Дворец Творчества Детей и Молодежи Северное сияние, руководители Сапрыкина Оксана Николаевна, Косачва Наталья Юрьевна

Дарья Заргарьян, МККУ Дом культуры с. Трудфронт, Астраханская область, Икрянинский район, с. Трудфронт

Фольклорный ансамбль Сустреча МБУ дополнительного образования Детская школа искусств 3 г. Ельца Липецкой области, руководитель Коренева Ольга Игоревна

Ансамбль ложкарей Сюрприз МБУК Лабинского городского поселения Лабинского района Лабинский культурный центр, руководитель Беляева Галина Михайловна

Виктор Захарченко - Герой Труда РФ, народный артист РСФСР, народный артист Украины, народный артист Республики Абхазия, заслуженный артист Республики Южная Осетия, народный артист Республики Адыгея, народный артист Карачаево-Черкесии, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, народный артист Республика Крым Республики Крым. Идейный вдохновитель и организатор Всероссийского фестиваля фольклорных коллективов Кубанский казачок, председатель жюри фестиваля

Марина Алексинская

Заглавное фото: Антон Браславский, заслуженный коллектив народного товрчества образцовый хореографический ансамбль «Калейдоскоп» ГБОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества, г. Севастополь, руководитель Жегулин Валерий Трофимович, Отличник образования, кавалер знака почёта «За заслуги перед городом»

Источник: zavtra.ru