Русские Вести

Московское метро – в список ЮНЕСКО!


У выставки, открывшейся в Музее архитектуры имени А.В. Щусева, есть повод — отмеченное не так давно 80-летие московского метро. Но экспозиция «Московское метро. Подземный памятник архитектуры» имеет и сверхзадачу: добиться включения первого в России метрополитена в список ЮНЕСКО. Сейчас памятниками регионального уровня признаны лишь 12 станций московского метро. И произошло это не через 40 лет после возведения, как положено по законодательству, а только в 2005 году.

Сегодня мы  и вообразить не можем, каким аттракционом было метро для первых пассажиров. «От Сокольников до Парка», как пел Утесов, — не просто маршрут первой линии. Сохранились свидетельства о том, как москвичи, обитавшие в тесных коммуналках, широко практиковали вечерние катания в вагоне метро, созерцая сменявшие друг друга станции-дворцы...

Московское метро открылось в 1935 году – и стало одним из грандиозных проектов Страны Советов. Выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры» рассказывает историю создания  и развития метрополитена по очередям строительства и демонстрирует планы на будущее. С отдельными станциями связаны драматические коллизии, необычные истории с проектированием и оформлением, повороты в судьбах архитекторов, художников, инженеров и строителей. Так, утром 16 октября 1941 года, в день паники в Москве, метрополитен не открылся: Каганович дал приказ минировать его, а в случае взятия столицы немцами — уничтожить. Но уже в 1942-м продолжилось строительство новых станций. Недавно на «Новокузнецкой» повесили мемориальную доску в честь академика Владимира Фролова — художника, вплоть до смерти от голода продолжавшего создавать мозаики для московского метро в блокадном Ленинграде...
Посетители могут познакомиться с уникальными материалами из фондов Музея архитектуры – это фотографии разных лет и более 200 графических листов с проектами станций, как реализованными, так и конкурсными. Фотографии и документы из архива и музея Московского метрополитена, а также материалы из Метрогипротранса – организации, занимающейся проектированием и строительством новых станций. Ну а нам с вами, обычным посетителям выставки и пассажирам подземки, будет очень любопытно узнать, как московское метро превратилось в часть нашего жизненного пространства.

Лучшие архитекторы эпохи — Щусев, братья Веснины, Иофан... Легендарные художники — Дейнека, Корин, Лансере... превращали московское метро в крупнейший в мире памятник мирового искусства.

Кстати, построили в Москве метро только с пятой попытки. Впервые задумались о нем еще в 1875 году, желая соединить Курский вокзал через Лубянку с Марьиной рощей. В 1902-м инженеры Балинский и Кнорре предложили проложить подземную линию из Замоскворечья к Тверской заставе. Но Гордума отклонила проект под давлением трамвайного лобби. В том же 1902-м инженеры-железнодорожники Антонович, Голиневич и Дмитриев разработали проект Московской городской дороги, предусматривая четыре радиальные и одну кольцевую линии. Еще один проект в 1913 году утвердила Московская управа. Весной 1914-го началось строительство, рассчитанное на 6 лет. Планы сорвала Первая мировая. И лишь в 1931-м лед тронулся...

Открытое в 1935-м московское метро не подавляет масштабами. Дюжина линий, 200 станций, 333 км путей — не так много для мегаполиса, где теперь свыше 20 млн «дневного населения». Зато наше метро — чемпион пассажиропотока: за год больше перевозят лишь в Токио и Пекине, а Москва делит третье место с Сеулом и Шанхаем. По суточным перевозкам впереди только Пекин. В 2015-м московское метро перевозило в среднем 7 млн человек в сутки, а в иные дни — 9,5 млн. Абсолютный рекорд выпал на 850-летие Москвы: 6 сентября 1997 года в метро было 14 млн пассажиров.

В час пик на 1 кв. м площади вагона приходится 7,7 человека — почти вдвое выше нормы. В Москве на 1 км линий метро приходится 35 тысяч жителей. Тогда как в Лондоне — 10 тысяч, а в Париже — 6 тысяч. Зато в нашем метро — уникальная, развернутая к человеку архитектура. Этот опыт СССР повлиял на строителей метро в других странах.

Эллинизм и футуризм, ренессанс и соцреализм, рационализм и барокко сменяют друг друга на эскизах и улицах в толще земли. Сравнить первоначальные проекты с тем, что получилось, очень любопытно. С удивлением обнаруживаешь, что над скромной старенькой «Арбатской» должен был возвышаться грандиозный шпиль со звездой...

В рамках выставки запланирована образовательная программа – лекции, дискуссии и кинопоказы.

Мария Максимова

Источник: www.stoletie.ru