Русские Вести

О войне, не из сводок новостей


В основе постановки лежат пьесы «Серая зона» севастопольского драматурга Ольги Манько и «Ложь во спасение» Светланы Тишкиной из Луганска, написанные совсем недавно. Спектакль посвящён подвигам новых героев Донбасса, а также мужеству и стойкости мирного населения.

Серая зона – это ничейная земля, не принадлежащая ни одной из сторон конфликта. Организаторы режиссёрской лаборатории «Время героев» предложили молодым режиссёрам выбрать одну из пьес финалистов конкурса Национальной ассоциации драматургов и Главного военно-политического управления Министерства обороны РФ. Лучшим из трёх эскизов комиссия, в которую входили мэтры Театра Российской армии, назвала эскиз 22-летней выпускницы ГИТИСа (мастерская Андрея Кончаловского) Юлии Шульевой. Дебютантка выбрала пьесу «Ложь во спасение» Светланы Тишкиной.

 

По сюжету – это зарисовка из жизни Лисичанска военного времени. Десятилетний Рома, сколько помнит себя, видит вокруг только войну, о многом его мама умалчивает. Так, долгое время, опасаясь, чтобы сын не пострадал от проукраинских учителей и ровесников, она говорила, что отец его умер, а русских нужно бояться. Лгала «во спасение».

 

Но когда состояние сильно простуженного Ромы стало угрожающим, она вынуждена была обратиться к русскому военврачу. А в финале мальчик, прячущийся от обстрелов в подвале панельного дома, с радостью узнаёт, что в город, после восьми лет отсутствия, возвращается его отец-ополченец.

По словам Светланы Тишкиной, сюжет пьесы «труден психологически». Поставив себя на место этого мальчика, драматургу хотелось правдиво рассказать о происходящем тем, кто «слышит о войне лишь из сводок новостей». В Донбассе войну видят каждый день. Все характеры и сюжетные линии взяты из реальной жизни. Сын Светланы Тишкиной участвует в боях, и для неё было важно «передать эту правду».

Правду драматурга тонко почувствовала Юлия Шульева, режиссёр детально работает с актёрами, выявляя их отношение к происходящему, не делая акцента на своих режиссёрских фантазиях.

Достоверна в роли Ромы Мария Швыдко: зрители лишь на поклонах понимают, что перед ними совсем даже не подросток. Маму Ромы играет Анна Киреева, которой, по её признанию, в работе над ролью многие вещи подсказало то, что она сама мама. Илья Артамонов перевоплощается в военного врача, совершающего настоящий подвиг. Откровенничает, что он бы так не смог, а коллеги тем временем напоминают зрителям о телевизионном сюжете, в котором рассказывалось, что артист имеет поощрение от столичной полиции за помощь в громком деле. Придя за паспортом в МЦФ «Рязанский», Илья помог полицейскому задержать стрелка, убившего двух человек и ранившего четверых. В роли отца Ромы Юрий Сазонов. Вот так порой сама жизнь режиссирует важные эпизоды.

«Когда мне дали добро на постановку, – говорит Юлия Шульева, – я поняла: чтобы получился полноценный показ, нужна ещё одна часть. Из пьес, которые отобрала комиссия, я выбрала "Серую зону", потому что её героиня Анна, как и Рома, растеряна и ищет свой путь в новых обстоятельствах. Мне показалось, что пьесы в чём-то схожи, а персонажи перекликаются. И это неудивительно, драматурги находятся в очаге этих событий и, как никто другой, могут их описать. В течение апреля мы работали над постановкой "Серой зоны", так что наш спектакль состоит из двух фрагментов. Самым сложным было не потеряться, не утонуть в этих историях, в этой боли, которая в них заключена. Важно было всё время оставаться в круге света, идти на зов надежды, поэтому на каждой репетиции мы преодолевали себя. Мы знали, что упасть в страдание, очень легко, и каждый раз делали над собой усилие, чтобы вернуться к надежде».

 

Моно-пьесу «Серая зона» исполняет заслуженная артистка РФ Инна Серпокрыл, родом она из Донецка, поэтому многое в её монологе созвучно личным воспоминаниям. Пьеса-монолог создана в технике вербатим (от лат. verbatim – дословно).

 

Героиня, прожившая годы под обстрелами, собирается уехать к дочери в Луганск и прощается с родным домом. Перебирает старые вещи, перекладывает их с места на место, лишь бы оттянуть момент отъезда, не хочет она расставаться с родным домом. Каждая вещь наводит её на воспоминания, и она разговаривает вслух с дорогими людьми. Прежде всего вспоминает об августе «проклятого 14-го года», когда земля вокруг была «чёрная от пожаров», «укры» находились через лесополосу, «наши» в нескольких километрах, а она – без связи – в серой полосе. Ни воды, ни электричества, ни газа. Разговаривает с родителями, у которых и детство, и старость оказались опалены войной, вспоминает о груше, которую срезало осколком, а её ещё дед посадил, о соседях, погибших от снарядов. Успевает с соседкой, бывшей коммунисткой, поговорить об атеизме и о войне на передовой, и слышит, что «во время войны атеистов нет», а война с одинаковой силой идёт и в тылу. «Внутри себя, чтобы человеком остаться, а не в зверьё превратиться», – подводит итог соседка.

Актриса признается, что, когда её героиня рассказывает о родителях, ей трудно сдерживать слезы, а когда говорит о родственнице, которая перестала общаться с Анной из-за разных взглядов на происходящее, вспоминает свою подругу из Киева, с которой по этой же причине разорвались связи. «Мой брат, в 2014-м, бросив жильё в Донецке, уехал с семьёй вначале в Полтаву, где их обозвали «сепаратистами», а потом в Россию, – рассказала Инна. – У меня на родине могилы родителей, не знаю целы ли, там же бомбят И монолог Анны, конечно, относительно совпадает с моей жизнью, но я видела огромное количество людей, прошедших через всё это, знаю их истории, и их судьбы стоят у меня перед глазами. Училась я в Днепропетровском театральном училище, потом в ГИТИСе, с 1994 года в Театре Российской армии. «Серая зона» –- одна из наших премьер, но опыта работы в моно-пьесах, когда ты постоянно наедине со зрителями и должен делиться с ними тем, что у тебя на душе, конечно, у меня нет. Самое сложное в том, что у героини постоянно меняется настроение, когда она вспоминает то одно, то другое, то третье, упорядочить воспоминания мне помогает музыка».

 

Часть воспоминаний самой актрисы вошла в спектакль. Вместе с песнями, которые она пела во время поездок с творческими бригадами по госпиталям. Поёт Инна и в спектакле, в том числе на белорусском языке. Звучит в «Серой зоне» и украинская речь: героиня вспоминает не только о дне сегодняшнем, но и о временах, когда наши народы были вместе.

 

Спектакль ставит молодежь. Пьеса идёт в минималистичной сценографии студента ГИТИСа Николая Давыдова, ученика главного художника Театра Российской армии Анастасии Глебовой: прифронтовой быт, печка, старая посуда, железная кровать…

Композитор – Ксения Кручински, художник по свету – Валерий Кононенко.

Автор: Нина Катаева

Заглавное фото: Режиссерская лаборатория «Время Героев»

Источник: www.stoletie.ru