Русские Вести

Онлайн-эрзацы


Каждый день топ Яндекса, не говоря уже о простой рекламе в блогах и на сайтах, предлагают «онлайн-мероприятия». Так, можно прогуляться по залам пустого Лувра, пробежаться по туристическим местам Италии, что-то там ухватить в жарких странах. Онлайн. Очами. Вам будут являть весёлые картинки, а вы — типа гуляете по вроде как старинному граду Каркассон, похожему на сказочные башенки из детских книг. В сопроводительных репликах — море позитива. На фоне какого-нибудь моря. К примеру, Чёрного. Бают, что онлайн-экскурсии набирают всё большую популярность в мире — по случаю пандемии. Этакий пир для глаз во время недо-чумы. 

Одна дама, которая вела трэвел-канал долгие годы, рассказывает о своих бизнес-тяготах — мол, смысл-промысел прикрылся, но не тотал-кирдык. Она же умная — она бойко перепрофилировала контент. С реала — в тотальный виртуал. Раньше — приглашала глянуть на Гвадалквивир, а теперь — глотай кефир и смотри видеоряд. Жри глазами, всё равно больше-то ничего нет. Лично для меня это примерно, как смотреть на еду, зная, что она, в принципе, не доступна. Не сейчас, не через час. Лучше уж тогда читать книги и смотреть кино — эти формы изначально не подразумевали «включение», обоняние и осязание. 

Ребята из музеев тоже не отстают от карантино-трендов — устраивают онлайн-программы, созданные по мотивам не случившихся выставок. Нет, они молодцы, конечно. Хотя бы так. Опять же молодёжь у нас (и не у нас — тем паче) вся — в гаджетах по самые брови. Так чего же нет? Смотри картины, слушай лектора, запоминай — может, где пригодиться в чате с умной девочкой. Или для сдачи ЕГЭ. Очень хорошие люди — московеды, водившие по центру города экскурсии, лихо перетекли в zoom-ы или ещё куда. Устраивают видеоконференции, лекции. Ходи по квартире — и внимай, как будто ты на Пречистенке. 

Наиболее маразматический, издевательский вариант — «онлайн программа парка такого-то для детей». Я понимаю, что всё это вынужденно, и виртуал-практика — это хоть и унылый эрзац, но всё же попытка что-то созидать. Но мне совершенно не хочется включаться в эти не-хождения по экспозициям. Я бывала в разных странах, посещала самые неожиданные музеи и не пропускала ни одной значительной выставки в Москве — о некоторых из них я писала отчёты в газету «Завтра». Так вот! Невозможно «по Скайпу» смотреть картины Рафаэля — его Мадонны светятся изнутри. Немыслимо понять гениальность Куинджи, не находясь рядом с картиной — этот мастер обладал уникальным зрением. Бесполезно «лазить» по югу Франции, не вдыхая аромат цветов, пыли, солнца. 

Более того — никакая, пусть и самая грамотно отснятая лекция на Ютубе не сравнится с ощущением «реала» — ни для лектора, ни для зрителя-слушателя. Все эти онлайн-обрубки (а иначе и не скажешь) вообще не создают настроения. Их можно «втыкать» между делом или же — сугубо для получения информации. Даже презентация книг в живую - это совсем другая атмосфера. Общение с писателем, реплики, смех, аплодисменты... И — все вместе, рядом. О том, что Моцарт на экране и Моцарт в Консерватории — это разные звуки, наверное, и говорить, не стоит. Многие с интересом включали онлайн-премьеры из московских театров и говорили одно и то же: «Нет того воздуха!» А воздух на спектакле — самое главное. Энергия актёров и — обратная энергия зала. 

К сожалению, объекты культуры откроются в самую крайнюю очередь — после всех больших да малых едален и купален, фитнес-клубов и каруселек. По одной простой причине — даже самые богатые музеи не так доходны, как пицца-бары и массаж-салоны. Я сама себе говорю: «Я-то уже везде побывала, всех Леонардо увидела, а вот другие...?» Впрочем, я могу быть слишком наивной — виртуал-цивилизациям оно не особо надо. А мне — не надобен ваш онлайн-тренинг, экскус и дискурс. Старорежимно откланиваюсь!

Галина Иванкина

Источник: zavtra.ru