Русские Вести

Снегурочка в искусстве: как изменился образ внучки Деда Мороза за полтора столетия


Одним из самых популярных новогодних персонажей и самых любимых детьми, начиная с конца XIX в. и до сих пор, остается Снегурочка – уникальный образ русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других народов мира нет подобных женских персонажей. Ее часто изображали в своих произведениях русские писатели, художники, композиторы, режиссеры. За полтора столетия образ Снегурочки значительно изменился – от невинной внучки Деда Мороза до сексуально агрессивных персонажей из эротических фильмов.

Сказка *Снегурочка*
 

Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.

В. Васнецов. Эскизы костюмов к опере *Снегурочка*, 1885
 

Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».

В. Васнецов. Снегурочка, 1899
 
М. Врубель. Снегурочка, 1890-е. Эскиз для костюма в опере Н. Римского-Корсакова
 

Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.

Н. Рерих. Слева – эскиз костюма Снегурочки. Справа – Снегурочка и Лель, 1921
 
Дед Мороз и Снегурочка
 

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.

Кадр из мультфильма *Снегурочка*, 1952
 
Кадр из мультфильма *Снегурочка*, 1952
 

Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.

Евгения Филонова в роли Снегурочки, 1968
 
Фильм *Снегурочка*, 1968
 
Наталья Богунова в фильме *Весенняя сказка*, 1971
 

Начиная с 2000-х гг. образ Снегурочки стал эксплуатироваться в эротических фотосессиях и фильмах для взрослых. Не имея ничего общего со своим прототипом, этот персонаж стал одной из эротических фантазий, наряду с медсестрой, учительницей и т.д. Главными атрибутами образа стали глубокое декольте, короткое платье и новогодняя атрибутика. Снегурочка в ХХI в. стала более сексуальной, но утратила свою прелесть и чистоту.

Снегурочка в ХХI в.
 
Кармен Электра в образе Снегурочки
 

Источник: kulturologia.ru