Русские Вести

Создатель Парфенона


Фидий, которого другой великий скульптор современности Огюст Роден назвал «непревзойденным», – фигура легендарная античного мира. Он явился родоначальником той классической греческой скульптуры, которая ассоциируется в нашем сознании с эталоном красоты.

Возможно, поэтому созданные им образы нашли свое продолжение в творчестве художников последующих эпох и продолжают вдохновлять творцов наших дней.

Капитолийские музеи открывают выставкой работ Фидия целый цикл, посвященный великим скульпторам античности, воспевающих в своих творениях идеалы красоты, которая, по словам Достоевского, спасет мир. Что в наше тревожное время особенно актуально.

…Достоверных данных о жизни Фидия, творившего в V веке до н.э., сохранилось очень мало. Его скульптурные произведения в основном известны через позднейшие греческие и римские копии, описания или изображения на монетах, но и они в полной мере позволяют оценить совершенство исполнения и новаторский стиль этого гениального мастера.

Деятельность Фидия пришлась на время, когда Афинами правил великий полководец и оратор Перикл, под властью которого отдельные греческие племена начали объединяться в единое государство. Фидий был другом и сторонником идей Перикла.

То, что полководец утверждал мечом на поле брани, Фидий воспевал в своих художественных шедеврах. Оба были одушевлены идеей величия Афин и всей Аттики как центра передовой мысли, где в тот момент зарождалась демократия. Неслучайно поэтому, что именно Фидию было доверено украшение нового храма, посвященного богине Афине, покровительнице города, который должен был стать главным храмом всей Греции.

Под руководством Фидия, и по его рисункам, создавались знаменитые барельефы, украшавшие фронтон и фриз Парфенона. Для них он изобрел новый способ изображения одежды: состоящая из тонких складок, плотно прилегающих к «телу», она позволяла лучше обрисовать фигуру, создавала ощущение «жизненности» персонажа. Кроме того, его скульптурные группы не были статичны, как прежде, а развивались в действии и взаимодействии друг с другом. Можно сказать, что Фидий создал свой театр в камне.

Главным украшением храма была огромная, 12-метровая статуя богини Афины, произведенная Фидием в хрисоэлефантинной технике – из золота и слоновой кости.

Украшенная драгоценными камнями, в одной руке она держала крылатую статуэтку богини победы Ники, а другой опиралась на пятиметровый в диаметре щит. На золотое одеяние богини пошла почти тонна золота, но этот драгоценный металл считался собственностью полиса и в случае военных или каких-либо иных нужд мог быть снят с нее.

В Афинах находилась еще одна ранняя работа Фидия – гигантская бронзовая статуя Афины с замахивающимся копьем, которая была установлена на Акрополе в честь победы над персами и возвышалась над окрестными зданиями, блистая в лучах солнца. Моряки и путешественники, приближавшиеся к Афинам с моря, издалека могли видеть ее сияние; таким образом, она служила еще и маяком.

Скульптурные творения Фидия находились и в других греческих городах, но его слава в основном была связана с Афинами.

Однако после отстранения от власти Перикла для него начался тяжелый период преследований, который впоследствии окончился трагически: скульптор был брошен в тюрьму и отравлен. На некоторое время он удалился в Олимпию, где создал, также из слоновой кости и золота, циклопическую статую сидящего на троне Зевса, которую его современники называли одним из семи чудес света.

В отличие от статуи Афины в Парфеноне и других работ Фидия, изображение которых дошло до нас через копии последующих веков, о статуи Зевса сохранились только подробные описания, и по ним, начиная с XVI века, художники и граверы попытались восстановить ее.

Именно Фидий нашел тот классический облик Зевса, каким его затем изображали последующие поколения скульпторов античного мира, а позже он перешел в христианскую иконографию: именно ему мы обязаны изображением Христа с длинными, спускающимися до плеч волосами и бородкой.

Обе гигантские статуи, Афины и Зевса, не сохранились. Первая, по свидетельству современников, погибла во время пожара в Парфеноне в V веке н.э. Статую Зевса приблизительно в то же время один любитель старины велел перевезти в Константинополь, и там она какое-то время сохранялась в его дворце, пока тоже не погибла в пожаре.

В экспозиции, помимо античных копий работ Фидия и инсталляций Парфенона и храма в Олимпии в период их блеска, погружающих нас в тот далекий и ставший уже легендарным мир Древней Греции, представлен и предполагаемый мраморный портрет скульптора из Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене. А также уникальный предмет - маленький кувшинчик, сделанный Фидием, на котором сохранилась его подпись.

Особый интерес представляют четыре фрагмента из скульптурного убранства Парфенона, прибывшие из Британского музея и из Археологического музея Афин, а также мраморная копия III века н.э. огромного щита Афины Парфенос. Любопытны зарисовки путешественников, хранящиеся в Национальной библиотеке Франции, которые позволяют увидеть убранство Парфенона до его разрушения венецианским флотом в 1687 году.

Отдельный раздел посвящен истории барельефов храма, которые были перевезены в Англию в начале XIX века благодаря деятельности лорда Элгина, британского дипломата шотландского происхождения. Заплатив турецким чиновникам и рабочим (Греция в тот момент входила в состав Османской империи), он снял самую ценную часть оставшегося мраморного украшения Парфенона и отправил к себе на родину. В самой Англии его жест поначалу был встречен весьма настороженно, а лорд Байрон, любивший Грецию и позже погибший, сражаясь за ее независимость, назвал его действия грабежом и вандализмом.

Дело даже разбиралось в английском суде, поскольку лорд Элгин смог представить только перевод, а не оригинал разрешения турецких властей на снятие барельефов, но даже из него было видно, что он намного превысил данные ему полномочия. Однако в конечном итоге его действия «ради спасения античных шедевров» были оправданы, и позже Британский музей согласился принять барельефы и выделить под них отдельный зал, где они находятся и поныне.

Тем не менее между Грецией и Великобританией до сих пор ведется спор за право обладания ими.

В Греции многим очень хотелось бы вновь собрать в Акрополе все произведения античного искусства, которые когда-то его украшали, но в течение веков были вывезены и рассеяны по миру.

Ряд стран, в том числе и Италия, куда нелегальным путем попали фрагменты украшения главного античного храма Греции, уже вернули их как жест доброй воли, но Англия упорно не желает расставаться с сокровищами.

Ирина Баранчеева, Рим

Источник: www.stoletie.ru