Русские Вести

В Музее-заповеднике "Павловск" реставрируют картины чесночным соком


Когда все средства хороши. В Павловске опробовали оригинальный способ восстановления картин. Методика разработана и протестирована в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Возвращать оригинальные оттенки красочному слою специалистам помогает модифицированный чесночный сок. Репортаж Алексея Комарова.

В шкафу реставрационной мастерской Музея-заповедника «Павловск» стоит натуральный мед. На полке в холодильнике - хороший спирт. Рядом - молодой чеснок. Кажется, эпидемия гриппа в Петербурге все еще свирепствует, а это ингредиенты спасительного лекарства.

Вымытый и высушенный от поверхностной влаги яровой чеснок очищают от пленок. Затем зубчики еще раз моют и сушат. С помощью пресса для чеснока выдавливают в однородную массу. Это не рецепт какого-нибудь супа, а способ реставрации, который применили в ГМЗ «Павловск».

Все художники-реставраторы удивительные люди. У них в буквальном смысле есть своя профессиональная кухня со своей историей использования продуктов, причем исключительно натуральных. В ходу - хлеб, молоко, яичный желток, вываренное пиво, а с недавнего времени еще мед, спирт и чеснок.

«Поверхность обрабатывалась составом чесночного сока с добавлением ингредиентов необходимых. Затем накрывалось прозрачной коробочкой. Накрывалась она с выдержкой экспозиции 5-7 минут, чтобы смягчить красочный слой», − пояснила художник-реставратор Екатерина Цветкова.

Затем на картину наклеивают папиросную бумагу, чтобы укрепить красочный слой, и поверхность на неделю оставляют сохнуть. После чего бумагу аккуратно смывают. И начинается уже художественная реставрация. Этот способ обновления картин придумал заведующий Лабораторией научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Виктор Коробов. Теперь его освоили и в Павловске.

«В музее вещи не должны изменяться в своей сохранности. За этими вещами надо ухаживать, как за ребенком, своевременно проводить медосмотры, ставить диагнозы», − рассказала директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева.

Первый пациент реставрационной мастерской - картина Франца де Паула Ферга «Сельский праздник». Диагноз поставили неутешительный - требовалась срочная реставрация. У этой работы когда-то была пара - картина «Итальянская ярмарка». Но ее утратили во время Великой Отечественной войны. Обе работы входили в одну из первых коллекций Эрмитажа.

В мастерской есть еще один пациент − работа Андрея Мартынова «Вид на Павловский дворец». В начале года ее передали музею в Кремлевском Дворце. Она также требовала немедленного вмешательства реставраторов.

Источник: tvkultura.ru