Русские Вести

«Зрителя надо выращивать с пелёнок»


В Московском губернском театре открылся I  Международный Большой детский фестиваль. В течение двух недель на восьми столичных и одиннадцати подмосковных площадках будут идти спектакли, фильмы и анимационные картины для детей и юношества, а также мастер-классы для зрителей и профессионалов детского театра.
Фото: Катерина Тарханова/sergeybezrukov.ru

Фестивали искусства для детей есть во многих российских регионах. Каждый год они награждают лауреатов, но об их достижениях, как правило, становится известно только ближайшим соседям. Большой детский фестиваль, стартовавший на днях в Московском губернском театре, поставил задачу сделать так, чтобы страна знала своих героев: отныне каждый год в столице будут собираться победители региональных смотров — себя показать, на других посмотреть. А заодно и опытом обменяться да уму-разуму поучиться на мастер-классах и семинарах, составляющих отдельную образовательную программу.

Идея фестиваля принадлежит художественному руководителю МГТ Сергею Безрукову, председателю Общественного совета федерального проекта «Культура малой Родины», в рамках которого действует специальная программа «Театр — детям». Первый фестиваль, как говорят его организаторы, будет своего рода «генеральной репетицией», так как даже самая перспективная идея нуждается в проверке и обкатке.

Зачем руководителю серьезного драматического театра понадобилось устраивать фестиваль спектаклей для детей?

— Ответ лежит на поверхности, — уверяет Сергей Безруков. — Своего зрителя надо выращивать с пеленок. Мы, в Губернском, это хорошо понимаем: в афише десять спектаклей для детей, и это не предел. Играют их наши артисты с полной отдачей. Дети очень чутки к фальши, и, получив негативную прививку театром, они не придут сюда, когда повзрослеют. По федеральной программе «Театр — детям» региональным коллективам на создание детских спектаклей выделяются достаточно солидные средства, и наш фестиваль — это, помимо прочего, еще и возможность проверить эффективность затраченных усилий. Но главная цель — стать постоянным напоминанием взрослым о том, что духовным развитием детей нужно заниматься постоянно, а не от случая к случаю. В идеале хотелось бы, чтобы театры для детей получали не меньшую финансовую поддержку, чем все остальные. Однако финансирование — далеко не единственная проблема детских коллективов. Каждый год театральные вузы выпускают сотни драматических артистов, а факультетов, готовящих кукольников, раз-два и обчелся. А ведь дорога в театр для ребенка начинается именно с театра кукол. Есть у нас и еще одна мечта — чтобы понятие «тюзовский артист» наконец-то перестало быть ругательным. Одним словом, мы затеяли все это ради того, чтобы переломить ситуацию, в которой оказались детские театры нашей страны. Задача грандиозная, но, как говорят мудрецы, и самый длинный путь начинается с первого шага.

Фото: Катерина Тарханова/sergeybezrukov.ru
 

На первом фестивале представлены театр, кино и мультипликация. В дальнейшем предполагается сделать его мультижанровым, присоединив музыкальное, цирковое искусство и даже ледовые спектакли. Конкурсная программа на этот раз составлена только для театральных постановок, и премии будут присуждаться за лучшее воплощение русской классики. Помимо денежного приза в три миллиона рублей, победители получат гранты на гастрольную поездку по стране.

— Перед экспертным советом, — признается арт-директор фестиваля Ольга Галахова, — стояла очень нелегкая задача. Мы отсмотрели почти сто спектаклей. Критерий отбора был только один — постановка должна решать полноценные художественные задачи. В итоге за победу будут бороться только семь: четыре кукольные и три драматические постановки. Причем судьбу их будет решать только детское жюри. Самым младшим судьям — восемь лет, самым взрослым — восемнадцать. Мы исходим из того, что окончательную оценку любому произведению искусства выносят те, кому оно адресовано. Малыши увидят «Красную шапочку» из Тюмени и «Слона» питерской труппы Karlsson Haus. Детям постарше адресованы «Путешествие Кольки и Петьки в Бразилию» Саратовского ТЮЗа, «Птифуры» «Кукольного формата» и «Летающий велосипед» Большого театра кукол из Петербурга, а старшеклассникам — неожиданная версия чеховского «Вишневого сада» Театра кукол Республики Карелия, «Игрок» Достоевского, поставленный в новосибирском «Глобусе», и «Бежин луг» Тургенева, решенный в жанре хоррор Тульским областным ТЮЗом.

Виктория ПЕШКОВА

Источник: portal-kultura.ru