Первый случай наблюдения за звездой, проглотившей свою планету

Планеты с очень короткими орбитальными периодами часто встречаются вокруг таких звезд, как Солнце. Ожидается, что по мере их расширения их близкие спутники будут поглощены. Ожидается, что эти процессы приведут к характерным световым сигналам. Однако до сих пор астрономам не удавалось их обнаружить. Теперь это удалось. Подробности этой работы опубликованы в журнале Nature.

Звезда, в которой не хватает водорода (основного топлива), на некоторое время замыкается сама на себя, прежде чем в ней начнется слияние гелия. Затем она расширяется, становясь в миллион раз больше. Затем эта звезда становится красным гигантом. Ожидается, что по мере разбухания этого объекта ближайшие планеты будут поглощены. Мы знаем, что Меркурий, Марс и, возможно, Земля встретят эту участь через несколько миллиардов лет, прежде чем Солнце завершит свою "карьеру" в качестве белого карлика.

В течение долгого времени астрономы могли наблюдать планеты, развивающиеся очень близко к этим звездам, в то время как другие уже поглотили их. До сих пор не было возможности поймать эти звезды в процессе эволюции. Именно это и делает данное открытие таким захватывающим. Исследователи стали свидетелями гибели планеты.

Горячий Юпитер поглощен

Команда из Института астрофизики и космических исследований имени Кавли Массачусетского технологического института сообщает об обнаружении видимого взрыва на поверхности красного гиганта в созвездии Орёл, расположенного на расстоянии около 12 000 световых лет от Земли. Это событие должно было сделать звезду в сто раз ярче всего за десять дней до ее угасания. За вспышкой, свидетельствующей о наличии раскаленного материала, последовал бы более холодный и продолжительный сигнал. По мнению авторов работы, эти наблюдения свидетельствуют о поглощении планеты.

Процесс поглощения планеты своей звездой.

Как правило, взрывы красных гигантов часто наблюдаются в звездных бинарах. В таких конфигурациях первая звезда крадет материал у второй. Однако в данном случае собранные данные были иными. Наблюдаемый в инфракрасном диапазоне сигнал от этой холодной пыли говорит о том, что ее недостаточно для того, чтобы произойти от другой звезды. Другими словами, пыль исходила от более мелкого объекта - планеты. По оценкам исследователей, этим объектом, вероятно, был так называемый горячий Юпитер. Это планета размером с Юпитер, которая находится очень близко к своей звезде. Как уже говорилось выше, не исключено, что через несколько миллиардов лет такая же участь постигнет и Землю. В этом смысле мы только что наблюдали будущее нашей планеты. Если бы другая цивилизация в это же время наблюдала за нами с расстояния около 12 000 световых лет, то она вдруг увидела бы, что Солнце ведет себя точно так же.

Автор: new-science.ru