Учёные определили виды деятельности, которые постоянно изменяют наш мозг

Используя самые продвинутые методы нейровизуализации, ученые определили некоторые виды деятельности, которые постоянно изменяют наш мозг, либо путем изменения его структуры, либо путем изменения его размера или же изменения его биохимии. Мы отобрали десять из них.

Недосыпание или плохой сон

Если вы недосыпаете или плохо спите, то ваш мозг уменьшается в объеме. К такому радикальному выводу пришли Чарльз Секстон и его коллеги из Университета Оксфорда (Великобритания) после использования магнитно-резонансной томографии для изучения взаимосвязи между плохим качеством сна и объемом мозга. Результаты, опубликованные в журнале «Neurology» показали, что проблемы со сном связаны с быстрым сокращением объема мозга. Это сильно влияет на важные области, такие как временные, теменные и лобные доли, ответственные за разговорную речь, осязание, чувcтво равновесия и способность производить математические расчеты или принимать решения.

Чтение книг

Источник изображения: Christine Daniloff/MIT

Когда мы читаем, определенные структуры мозга трансформируются. Согласно исследованию, опубликованному в журнале "Brain Connectivity", связи нейронов в левой височной доле, связанные с речью и центральная борозда мозга (связанная с физическими двигательными ощущениями) увеличиваются после чтения художественной литературы. Согласно еще одной работе, опубликованной в «Psychological Science», в процессе чтения произведений Франца Кафки и других писателей-сюрреалистов в мозге образуются новые нейронные связи, которые делают нас более умными.

Видеоигры

Хорошие новости для тех, кто иногда любит провести немного времени, играя в любимый шутер: учеными доказано, что это приносит определенную пользу для мозга. По результатам эксперимента, проведенного Яном Спенсом и его коллегами из Университета Торонто (Канада), несколько часов игры в «Call of Duty» или «Medal of Honor» достаточно, чтобы изменить электрическую активность мозга. В результате происходит увеличение как зрительного внимания, так и способности игнорировать нерелевантную информацию, которая отвлекает нас. Другими словами, видеоигры развивают наше пространственное избирательное внимание, способность, которая может быть полезной во многих повседневных действиях.

Медитация

Источник изображения: flickr.com

После медитации ваш мозг претерпевает значительные изменения. Лучше всего это было продемонстрировано в 2011 Сарой Лазар, исследователем из Массачусетской общей больницы (США). Используя магнитно-резонансную томографию для сканирования головы 16 пациентов, Лазар показала, что уже после восьми недель регулярных занятий медитацией, и последующих занятий медитацией в течение получаса в день было достаточным для увеличения плотности серого вещества в области гиппокампа, связанной с обучением и реакцией мозга на стрессовые ситуации. Серое вещество также увеличивалось в областях мозга, связанных с самосознанием, состраданием и самоанализом, в то время как оно уменьшалось в миндалевидном теле, которое активизируется при ощущении страха и проявлении агрессии. Эти изменения в мозге объясняют, то, почему медитация сейчас в моде, она очень эффективна в борьбе со стрессом.

Занятия спортом

Источник изображения: Норвежский университет науки и техники

Очевидно, что занятия спортом придают тонус мышцам. Менее известен тот интересный эффект, который физические упражнения оказывают на мозг. Достаточно просто на протяжении трех месяцев три раза в неделю по 30 минут совершать прогулки на велосипеде или просто крутить педали на велотренажере, чтобы увеличить объем гиппокампа от 12 до 16% и улучшить память. Об этом говорится в исследовании в "Archives of General Psychiatry". Один недавний эксперимент показал, что, если мы пройдем тест на словарный запас через 3 минуты после спринта, мы вспомним слова на 20% быстрее, чем если бы мы попытались это сделать во время отдыха или проведения длинного низкоинтенсивного аэробного теста. Это связано с тем, что после физической тренировки мы увеличиваем уровни нейротрофического фактора мозга, молекул необходимых для поддержания жизни нейронов и обучения.

Хронические боли

У пациентов с хроническими болями или людей, сталкивающих с постоянными физическими страданиями, в конечном итоге мозг ухудшается. Наиболее значительные изменения происходят в нейронных связях лобной доли, связанной с управлением эмоциями. "Если вы чувствуете боль круглосуточно, семь дней в неделю, то определенные области вашего мозга будут постоянно задействованы", - говорит Данте Чиалво, физиолог из Северо-западного университета (США) и соавтор исследования, опубликованного в журнале "Journal of Neuroscience". Когда нейроны постоянно находятся в режиме «работы», они повреждаются или даже отмирают, из-за того что они не могут справиться с постоянной нагрузкой и отсутствием покоя. В результате мозг изменяется и постоянно повреждается, в результате происходит нарушение сна и возникают серьезные трудности при принятии решений.

Изучение новых вещей

Источник изображения: Christine Daniloff/MIT

Если мы будем строго следовать правилу «Никогда не ложитесь спать, не изучив ничего нового», то наш мозг это оценит. На биохимическом уровне наиболее непосредственным следствием будет являться то, что на стыках между нейронами белок, называемый дельта-катенин, будет связываться с жирной кислотой, образуя новые связи, чтобы мы могли хранить новые данные в памяти. Также при обучении меняется конфигурация самой структуры мозга. Так, например, изучение иностранного языка заставляет мозг расти за счет увеличения серого вещества в областях, связанных с речью. Так исследование проведенное среди лондонских таксистов показало, что в следствии постоянного изучения ими маршрутов движения этого огромного города привело к тому, что их гиппокамп, где хранится пространственное представление окружающего нас мира намного больше, чем у остальных людей.

Курение

Оценивая влияние табака на здоровье, нужно учитывать не только то, что он наносит вред легким, но и к тому же никотиновая зависимость нарушает биохимию мозга. К такому выводу пришли немецкие ученые в Боннском университете после изучения мозга 43 курильщиков с помощью спектроскопии протонного магнитного резонанса, метода анализа метаболитов головного мозга. Из-за действия никотина было меньше аминокислот N-ацетиласпартата (NAA) в передней коре головного мозга, части мозга, которая обрабатывает удовольствие и боль.

Вызывает озабоченность тот факт, что низкий уровень NАА связан с психическими расстройствами, такими как шизофрения или деменция, а также склонности к употреблению наркотиков. Содержание холина (важная молекула для функционирования сердца и мозга) также снижается у курильщиков. Хорошая новость заключается в том, что эти химические изменения проходят через несколько месяцев после отказа от курения.

Жонглирование

Источник изображения: pixabay.com

Умение манипулировать несколькими предметами, подбрасывая их в воздухе, не только очень весело, но, согласно исследованиям Университета Оксфорда (Великобритания), производит изменения в белом веществе мозга в любом возрасте. Белое вещество представляет собой клубок нервных волокон, которые проводят электрические сигналы между нейронами и соединяют нервные клетки друг с другом, в то время как в сером веществе происходит обработка информации. Проводя исследование на 24 добровольцах, Хайди Йохансен-Берг и ее коллеги обнаружили, что после шести недель тренировок с жонглированием шарами по 30 минут в день наблюдались заметные изменения мозга в областях, связанных главным образом с периферическим зрением, способностью, которая очень полезна в повседневной жизни.

Накопление излишнего количества жира в организме

Накопление большего количества жира не только ставит под угрозу метаболизм, увеличивая риск сердечных проблем, гипертонии и диабета. Лишний вес также может нанести ущерб здоровью мозга. Исследование, напечатанное в журнале "Annals of Neurology", говорит о том, что чем выше индекс массы тела (отношение веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах), тем больше риск, что мозг с возрастом будет ускоренно уменьшаться в объемах, в результате мы можем стать жертвами деменции или болезни Альцгеймера.

Источник: zen.yandex.ru