Русские Вести

Образование в современной Японии: как всё устроено?


Прислушаемся к свидетельствам очевидца и подумаем, какие образовательные традиции можно взять на вооружение, а какие лучше оставить в прошлом.

Многие считают, что японцев нам не понять, потому что, как писал Киплинг, «Запад есть Запад, Восток есть Восток», а Страна Восходящего Солнца — почти что другая планета. Из-за этого преклонение иностранцев перед японским технологическим гением и поразительной работоспособностью сочетается с легким недоверием: это же японцы, у них «всё по-своему». Японские школьники и студенты тоже окружены мифами, в которых они то массово изучают боевые искусства и сдают экзамены на одни пятёрки, то получают нервные срывы, собираются в уличные банды и закрываются в комнате на несколько лет.

Идеализация японского образования и воспитания была бы такой же ошибкой, как и обратная крайность. Японское общество до сих пор пожинает плоды экономики«мыльного пузыря», а свидетельства прорывного технического прогресса в образовании являются частными примерами. Жизнь в Токио и маленьких городах сильно различается, патриархальные настроения до сих пор очень сильны: например, женщинам крайне трудно добиться руководящей должности или сделать карьеру в IT-отрасли. Строгая дисциплина — следствие феодальных отношений, что плохо сказывается на креативности и критическом мышлении специалистов. Многие японские учащиеся считают систему образования устаревшей, неповоротливой и безжизненной.

Возможно, между Россией и Японией не так уж много различий? Если взглянуть на Японию не как на экзотическую диковинку, а как на общество, перед которым встают схожие проблемы и вызовы, мы сможем не только лучше узнать японцев, но и подумать о том, как культурные традиции влияют на отечественную систему образования. В конце концов, если смотреть с родины Киплинга, Россия тоже будет находиться на востоке.

Ксения Щербакова давно живёт и работает в Японии, а также получила там учёную степень. Она рассказала о том, каким видится японское образование изнутри.

 

Японские университеты

Высшее образованиев Японии платное и стоит довольно дорого. В частных вузах оплата, как правило, выше, чем в государственных, но в них легче поступить. Существуют кредиты на образование и различные фонды, в том числе государственные, которые могут частично оплачивать обучение особо талантливых детей. Есть много централизованных порталов, которые позволяют искать стипендии по всей стране.

В настоящее время в Японии особенно много программ по поддержке иностранных студентов. Это может быть и стипендия, покрывающая обучение, и стипендия, которая выдаётся на руки — то есть, может быть потрачена на усмотрение студента. Если вы смышлёный иностранец, то вы вполне можете неплохо устроиться в Японии, подав заявки на несколько стипендий.

Mногие ученики, кроме обычной школы, посещают частные и подготовительные учебные заведения, ориентированные на подготовку к экзаменам.

Источник: flickr.com

Чем выше уровень образования в вузе, тем выше его престиж, и тем выше требования на вступительных экзаменах. Как правило, в государственных университетах требования выше, чем в частных. Самыми труднодоступными являются Университет Токио и Университет Киото (можно сравнить с МГУ и СПбГУ) — главные университеты новой и старой столиц. Образование стоит очень дорого, а диплом престижного университета почти на 100% гарантирует высокий доход и престижную карьеру в будущем. Поэтому любая семья старается отдать своих детей в самый лучший университет, на который хватит таланта ребёнка и денег родителей.

Небогатые семьи часто не могут позволить себе подготовить детей к поступлению в вуз так же хорошо, как обеспеченные. Поэтому в Японии постепенно складывается ситуация, при которой качество образования становится функцией семейного дохода, что ведёт к классовому расслоению.

Организация учебного процесса не сильно отличается от российской. Есть обязательные предметы и предметы по выбору. Много практических занятий, оценка почти повсеместно тестовая. Сравнительно мало семинаров, где бы у студентов была возможность обсуждать и высказывать собственное мнение. Собственное мнение не поощряется.

Многие вузы заключают контракты с международными университетами, что позволяет студентам уехать на семестр-другой в другую страну, или принять у себя иностранных студентов. Смена специальности проблематична, но возможна — при должной вовлеченности самого студента.

 

Японские студенты рассказывают о своих претензиях к высшему образованию.

 

Вне класса и аудитории

В Японии клубная активность является такой же важной частью образования, как и академическая часть, если не более важной. При поступлении на работу работодателя больше интересуют личностные качества человека и клубная деятельность в школе или университете, чем профессиональные навыки. Внеклассное чтение, журналистика, путешествия, биология, кулинария, астрономия, робототехника, верховая езда, стрельба из лука, искусство икебаны, искусство чайной церемонии, традиционные танцы, латиноамериканские танцы, современные танцы, плаванье, бейсбол, футбол, ораторское искусство — только первое, что приходит на ум. Количество и разнообразие клубов определяется, главным образом, бюджетом учебного заведения.

Помимо клубной активности ученики и студенты вузов участвуют в спортивных мероприятиях, и один-два раза в год организуют «мацури» (фестиваль). Слово «мацури» переводится с японского как «праздник», или «фестиваль», но подразумевает вполне определенный формат общественного мероприятия: люди объединяются в группы и разбивают палатки с едой или развлечениями, которые называются «ятай». Типичной едой, которую готовят и продают в «ятай» являются франкфуртские сосиски на палочках, жареная гречневая лапша (якисоба), такояки (шарики из теста с осьминогом), тайяки (пирожок в форме рыбки с традиционной начинкой из сладких бобов или сладкого картофеля) и тому подобное.

На такие мацури собираются жители окрестных районов, друзья из других школ, родители и просто проходящие мимо люди. Считается, что организация таких мероприятий готовит детей и подростков к общественной жизни и укрепляет связи.

Японские школьницы на прогулке.

Источник: Wikimedia Commons

О популярных профессиях и карьере

За последние годы в Японии мало что изменилось, и понятия «профессии» и «области знания» не так важны в вопросе трудоустройства, как выбор места работы. В конечном итоге, большинство людей в жизни хотят «стабильности», а стабильность в японском представлении — это японская семья, в которой муж работает, а жена или сидит дома, или подрабатывает. При этом муж работает на одну и ту же компанию всю жизнь (а жена не видит мужа совершенно, и заводит себе любовника).

Понятие «карьера» в Японии обычно означает не самореализацию в профессиональном плане, а движение по карьерной лестнице внутри выбранной в юности компании. При этом для продвижения вверх наиболее важны лояльность и время. Профессионализм, лидерские качества, инициативность влияют на карьерный рост очень мало. Поиск работы в Японии начинается за один-два, а то и три года до окончания вуза, и очень часто на последнем курсе студент уже знает, где он будет работать. При этом компании часто страдают от того, что считают, будто наняли, например, сорок человек, а в апреле оказывается, что наняли они только тридцать, потому что остальные десять не смогли закончить университет.

В фильме «Страх и трепет», который был снят по автобиографичному роману Амели Нотомб, иностранная героиня, начав карьеру в качестве переводчицы, оказывается в результате уборщицей, не сумев адаптироваться в японской компании.

Источник: kinokopilka.pro

Поиск подходящей компании часто сравнивают с поиском супруга — очень важно найти такого, с кем можно провести всю жизнь. Поэтому мужчины хотят высокооплачиваемую и стабильную работу (крупная компания любой индустрии, финансы, госслужба, медицина), а женщины ищут что-то «женское» — на время до замужества (офисный работник, салон красоты, медсестра, сиделка в детском саду). Существуют целые порталы поиска «истинно женской работы».

В Японии также очень популярна форма подработки, называемая «байто» (сокращённое «арубайто», от немецкого «работа»). Это работа с почасовой оплатой, не требующая особенной квалификации — официант, продавец, грузчик, уборщик мусора, девушка в ночном заведении и так далее. Среднестатистический японец начинает подрабатывать в старшей школе, потом продолжает в вузе, часто меняя много мест, а потом, наконец, устраивается в компанию, где работает до конца жизни. При этом вуз и специальность часто выбирают по воле родителей.

Бенто, компактный домашний обед, который берут с собой на учёбу или на работу.

Источник: flickr.com

О стараниях и профессиональном успехе

Усердие, которое необходимо прилагать в учёбе, значительно зависит от университета. Лучшие вузы готовят отличных специалистов. В целом, можно сказать, что японская система высшего образования совершенно не формирует автономности мышления. Одна из самых высокооплачиваемых профессий в Японии — это доктор. Можно ли сказать, что японские доктора — отличные специалисты?

На основании личного опыта могу судить, что чаще всего нет, хотя бывают исключения. Кроме того, я слышала, какие оценки давали своим японским коллегам иностранные доктора. Один чешский хирург рассказывал, что в центральной больнице одного из крупнейших городов Японии из десяти хирургов в Чехии прошли бы аттестацию только двое. При этом время выполнения операций значительно превышает время, которое бы было затрачено в Чехии. Доктора отлично знают, как пользоваться своей настольной книгой — справочником, которому они неукоснительно следуют. Ожидать же от них что-то за пределами справочника довольно бессмысленно.

Японцы очень усердны, и они могут до бесконечности усовершенствовать процесс или технологию, и они также уделяют невероятное внимание безопасности. Но из-за чрезмерной консервативности и групповой ориентированности мышления им довольно сложно меняться и придумывать что-то оригинальное и принципиально новое.

Действительно ли дисциплина в учёбе делает людей хорошими работниками, или же просто давит непосредственность?

Источник: flickr.com

Сильные и слабые стороны

Что касается высоких технологий, то здесь всё зависит от бюджета учебного заведения. Техническое оснащение, например, проекторы и прочая демонстрационная техника, оборудование в естественно-научных вузах — на высоте. Университетские сайты, как правило, представляют собой сложно организованные порталы с личным кабинетом, имеющим множество функций.

Однако при этом уровень инноваций в образовании как системе довольно низок. Это особенно заметно на примере преподавания английского языка: за последние годы не наметилось никакого улучшения. Как правило, преподавание языка доверяют не филологу с хорошим знанием как японского, так и иностранного, а иностранцу с нулевыми или низким знанием японского. Упор делается не на разговорные навыки, а на грамматику, причём произношение вообще игнорируется.

В провинциальных школах и небогатых вузах обстановка аскетична. Если, насмотревшись анимационных фильмов, вы расчитываете увидеть японских школьников, которые пилотируют человекоподобных роботов, то будете разочарованы.

Источник: flickr

В Японии наверняка есть единичные учебные заведения, в которых все организованно так замечательно, что можно только поучиться на этом примере, но в целом японская система образования ужасно устарела, совершенно не отвечает современным потребностям в социальных и экономических изменениях и нуждается в глубокой реформе.

В японских учебных заведениях совершенно не учат ведению дискуссии и автономности суждений. Кроме того, здесь у многих людей низкие навыки критического мышления. Именно критическое мышление является одним из самых распространённых тренингов в корпоративном обучении.


Ранее, в период экономического роста, запрос на узких профессионалов и исполнителей, которым Япония обязана своим успехом в ХХ веке, был велик. Однако сегодня больше востребованы творческий подход и умение находить нестандартные решения. Можно сказать, что это станет определяющей чертой в профессиях будущего, которое наступит, когда сегодняшие первоклассники станут специалистами.

Поэтому для обществ, в которых сильны патриархальные традиции, важно понимать, что интерес к новому, умение видеть ситуации с разных сторон и способность к концептуализации уже сегодня становятся ценнее, чем правила и запоминание конкретики.

Ксения Щербакова

Источник: newtonew.com