Русские Вести

От школьных столовых к школьным кафе


Многие родители помнят, как выглядят школьные «столовки» из детства и искренне хотят, чтобы их дети каждый день выбирали не фаст-фуд в соседнем киоске, а горячий завтрак или обед в школе.

Психологи отмечают, что при посещении школьных столовых много субъективных аспектов, и таких как вкусно или невкусно, о чем часто говорят школьники, и семейные традиции питания, и мода в детском коллективе. Находиться в школьной столовой не круто, покупать в школьной столовой не модно.

«Сидеть за одним столом, как малыши - это отстой». Вот психология подростков. Чтобы дети хотели есть в школе, нужно пересмотреть не только меню, но и облагородить для них место приема пищи.

В России может быть внедрена система «школьного кафе» вместо традиционного посещения столовых в перерывах между уроками. В Москве уже несколько лет работают «школьные рестораны».

Дизайн каждая школа выбирает самостоятельно – можно создать итальянские интерьеры, а можно из кадров мультфильмов. Основной целью таких изменений является повышение желания среди школьников приходить в ресторан как в место, где можно вкусно поесть и пообщаться.

Так, например, 1 сентября в школе № 56 имени академика В.А. Легасова, расположенной в районе Дорогомилово, открылся тематический обеденный зал «Московский дворик».

«Наша столовая стала красивой, стильной. Мне, как соавтору проекта, приятно видеть воплощение своих идей, и теперь в школьный ресторан хочется приходить не только ради вкусного обеда, но и за хорошим настроением», — поделилась своими впечатлениями ученица 8 класса Яна Сабурова.

В таких обновленных столовых и ведут себя по-другому, ведь здесь красиво накрытые столы, удобные линии раздачи в стиле «шведский стол», негромко звучащая музыка.

Столичный пример взяли за основу и в других регионах. В Волгограде реализуется уникальный механизм по трансформации школьных пищеблоков. Заместитель директора по социальному питанию ООО «Школьное кафе» Руслан Кулиев рассказывает о проекте: «Главный вызов проекта - «поменять историю». Цель - чтобы было интересно. Все, что дети видят в школе, это все из прошлого. А ведь они живут другим. Они видят, как все вокруг меняется стремительно, открываются новые концепции.

Столовая, которая уже кафе, будет другой и визуально и функционально: современный дизайн, удобство (в школьных кафе будут использоваться многие современные фишки: оплата картой, заказ меню через приложение, wi-fi), возможность использовать площадку для проведения школьных мероприятий – например, курсов, мастер-классов.

Долго думали в какую сторону идти по дизайну. Можно же делать какую-то детскую историю, географию там или циферки. Но мы решили создавать вариант более «взрослый», именно как кафе. С прицелом на то, чтобы там хорошо было старшеклассникам. Малыши все равно тянутся за взрослыми. Это наша интуиция, пожалуй, вместе с опытом».

Похожий проект стартовал и в Амурской области. В рамках пилотного проекта амурские школы стремятся создать новую концепцию формирования у детей культуры питания, а также превратить скучные столовые в место для отдыха и общения.

Дизайн-проекты будет разрабатывать Амурский центр развития территорий. «Мы готовы выделять средства на современную мебель и оформление», — отметил губернатор Приамурья Василий Орлов. В регионе сейчас действует 24 варианта меню, обновляются пищеблоки, проводятся консультации с руководством комбинатов питания, закупается новое оборудование. В текущем году на эти цели дополнительно выделили 44 миллиона рублей.

Владимир Чернигов, президент Института отраслевого питания, отмечает, что превращение школьных столовых в современный распространенный тип общественного питания – кафе, это следующий этап перестройки школьного питания.

«Обычная школьная столовая преобразуется в школьное кафе – место, привлекательное для учеников. Меняется имидж школьной столовой, - отмечает эксперт, - за счет оформление эстетической визуальной среды она становится зоной психологического комфорта и стрессоснижающего пространства. Это способствует формированию культуры рационального питания, воспитанию культуры поведения в общественном месте.

Кроме этого, эстетика и рациональность дизайна школьного кафе положительно влияет как на повышение аппетита, улучшение настроения школьников, так и на восстановление эмоциональных и физических сил, увеличивая работоспособность детей».

Практика переоборудования устаревшего макета обеденного зала в современное обеденное пространство, где формируется культура правильного и полезного питания, должна стать повсеместной, считает Владимир Чернигов.

Школьное меню: за и против

Администрация школ постоянно проводит анкетирование среди детей и родителей по школьному питанию. Один из задаваемых вопросов касается ассортимента подаваемых блюд. В топ нелюбимых блюд школьников вошли каши, супы и рыбные блюда, а самыми желанными стали пицца, пельмени и салаты.

Напомним, что с января этого года в России вступили в силу новые правила СанПиН по организации общественного питания. Список запрещённых продуктов для детских садов и школ увеличился. В него попали колбасы, сосиски и другие продукты непромышленного производства. Студень, блинчики, яичница-глазунья теперь тоже не для детского общепита. Их заменили субпродукты: печень, язык, сердце, почки...

По рекомендации СанПиНа в ежедневном рационе должны быть «мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2–3 дня. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты».

Однако большинство опрашиваемых детей и родителей выступают за расширение школьного меню. В школах Абакана Красноярского края в процессе анкетирования выяснилось, что школьники хотели бы видеть в составе школьного меню те блюда, которые совсем не рекомендованы для детского питания: пельмени, пиццу, чебуреки, жареный картофель, продукцию быстрого питания (фастфуд).

Директор школы № 104 Омска Марина Рябикова тоже отмечает, что запросы детей и рекомендации диетологов прямо противоположны: «Сейчас питание 1–4-х классов производится за счет федеральных денег, поэтому разработано грамотное меню. Дети, когда мы проводили анкетирование, отмечали, что их устраивают картофельное пюре с котлетой, но они хотели бы дополнить меню варениками, мантами, пиццу хотели бы увидеть, хотели бы пирожков с картошкой. Сегодня на завтрак был омлет и много нетронутых порций отправилось в помойное ведро. Ребята признаются, что дома их такой едой не кормят, поэтому и здесь есть омлет они не собираются».

Инна Терентьева из Ханты-Мансийска рассказывает, что её сын, четвероклассник Петя, частенько стал приходить домой голодным. «Сын занимается в первую смену. Дома ест хлопья с молоком, в школе завтракает после 3 урока, потом идёт на дополнительные занятия и кружки, домой возвращается в 16.00. Раньше в столовой давали сосиски с макаронами или пюре. А в буфете продавали свежую пиццу и пирожки с колбасой и сыром. Если ребёнку школьный завтрак не нравился, он мог купить то, что ему по душе. Теперь любимых блюд нет», – объясняет Инна.

Родительские чаты в социальных сетях и группы в мессенджерах полны возмутительных комментариев: «Дети не хотят есть в школе, даже блинчики с творогом попали в немилость, не говоря уже о сосиске в тесте», «Сегодня дочь опять была голодной, в школе дали печень по-строгановски. Мой ребёнок не станет такое есть!»

Повара сетуют, что детям нравится все соленое, перченое: гамбургеры, сосиски и пельмени, – то, чем их дома кормят родители. Школьную пищу, которая по закону должна быть здоровой, ребята едят с неохотой, во многом потому, что в ней действительно очень мало привычных для современного ребенка специй.

«Дети часто просят: приготовьте то или это. Но, ребят, как я могу, если нельзя?! Они оладьи просят, я бы с удовольствием напекла, но нам запретили, потому что жареные», — рассказала повар школьной столовой п. Поназырево Костромской области Валентина Беляева. При этом, по ее словам, удачные решения тоже есть — например, в меню включили макароны с сыром, которые нравятся детям.

Камнем преткновения в школьном меню стали конечно же сосиски. Их исключили из рациона школьников. Хотя специалисты уверены, что, естественно, детей не стоит кормить колбасой ежедневно, однако и демонизировать подобные изделия тоже нельзя. «Пара сосисок раз в месяц вреда не принесёт, но регулярное употребление всё же стоит исключить. Детям не рекомендованы продукты с большим количеством соли и специй, они могут вызвать проблемы с желудочно-кишечным трактом в будущем», – убеждена врач-диетолог Наталья Круглова.

С ней согласен и президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов: «Если это качественная колбаса, качественная сосиска, почему ей не быть в рационе? От того, что ребенок съест сосиску, он радостнее будет бежать в столовую. И в пицце нет трагедии. Просто такие продукты не должны быть ежедневно в тарелке ребенка. Во всем нужно соблюдать меру».

В Елабуге руководитель проекта по детскому питанию ООО «АБК-ПЭЙМЕНТ» Гульнара Хасанова, отметила, что многие дети, наверное, будут рады – в школьное меню возвращаются сосиски: «Совместно с местным производителем мы смогли доказать, что елабужские сосиски не вредные для детского питания, и согласовали это с Роспотребнадзором».

Исследования Минздрава показали, что в последнее время растет число детей, страдающих острыми и хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Поэтому одной из основных целей организации питания школьников является создание условий для поддержания здоровья и развития ребенка. Школьный обед должен соответствовать возрасту ребенка, быть сбалансирован по калорийности, количеству сахара и соли, и просто быть вкусным, полезным и съедаться с удовольствием. Ведь все запреты и рекомендации направлены на то, чтобы конечный потребитель – ребенок - был сытым, здоровым и полным энергии.

Анна Журба

Источник: rusplt.ru