Русские Вести

Учёба и работа в виртуальном мире


Атака на традиционный уклад жизни граждан России происходит со стороны цифровизаторов по всем фронтам. Накануне «Катюша» рассказывала о планах премьера Мишустина перевести все госуслуги в цифру к 2023 г. , а параллельно, в середине апреля, в Госдуму был внесен законопроект с поправками в ФЗ «Об образовании», позволяющими полностью перевести документооборот в школах/университетах в цифру». С учетом озвученных планов «трансформеров» возникает реальный риск по отказу впоследствии и от бумажных учебников и тетрадей (такие планы уже прописаны в нормативных актах Минпросвета). Давайте разберемся, как под предлогом «избавления от лишней волокиты» цифра захватывает школы.

13 апреля группа депутатов и сенаторов внесла в Думу документ, насущность которого расплывчато объясняется в пояснительной записке – «стремлением к устранению излишней отчетности и документационной нагрузки педагогических работников образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования». С одной стороны, верно, что российская система образования – «самая забюрократизированная среди образовательных систем 36 стран мира», но с другой, помимо реальных разгрузочных для учителя пунктов, разработчики ПФЗ видят главную проблему… в использовании и хранении документов на бумажном носителе.

«8. Образовательная организация вправе применять в своей деятельности электронный документооборот, который предусматривает создание, подписание, использование и хранение документов, связанных с образовательными отношениями, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (далее - электронные документы ), если иное не установлено настоящим ФЗ. Решение о введении электронного документооборота и порядок его осуществления утверждается образовательной организацией в порядке, установленном частью 3 статьи 30 настоящего ФЗ для принятия локальных нормативных актов образовательной организацией. При создании электронных документов применяются единые требования к составу и форматам электронных документов, которые устанавливаются Правительством РФ», – гласит интересующая нас поправка.

Вместо того, чтобы раз и навсегда законодательно запретить требовать от учителей документы сверх необходимого минимума, авторы законопроекта «неожиданно» пытаются узаконить электронный документооборот в образовательных организациях, причем без дублирования на бумажном носителе. Однако тут речь идет отнюдь не о снижении документационной нагрузки учителя. Электронный документооборот, как видим, может распространяться на все документы, связанные с образовательными отношениями, если иное не установлено настоящим ФЗ. В связи с этим необходимо вспомнить определение, которое дается 123-ФЗ «Об образовании»:

«Отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование».

Соответственно, участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Следовательно, если рассматриваемый законопроект будет принят в предложенном виде, то он даст возможность образовательным организациям перевести в электронный вид без дублирования на бумажном носителе не только отчетность учителей, но и осуществить тотальную цифровизацию всего процесса образования.

Обратим внимание на очень похожее по смыслу положение из Стратегии цифровой трансформации образования, опубликованная на сайте Минпросвета в июле 2021 г. Создатель стратегии – рабочая группа Правительства «Национальная инновационная система», которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко – правая рука Мишустина по превращению государства в «цифровую платформу».

Согласно данной стратегии, 90% документооборота образовательных организаций к 2024 году должно осуществляться исключительно в электронной форме. К этому же моменту планируется перевести все школы на безбумажные технологии в организации образовательной деятельности – то есть непосредственно в обучении будет произведен отказ от бумажных учебников и тетрадей, от чистописания ручкой, от чертежей карандашами и т.д. Это автоматически означает перевод всех обучающихся на цифровые образовательные сервисы (платформы) персонализированного обучения, которые будут предоставлять электронные учебники и тетради.

Очень опасная закладка, причем авторы ПФЗ совершенно игнорируют тот факт, что подавляющее большинство компьютерного оборудования и программного обеспечения в нашей стране иностранного производства. Даже в системе ЦБ РФ используется 40% прикладного ПО зарубежного производства, зарубежных баз данных, ОС, аппаратно-программного обеспечения - 95%. В условиях гибридной войны с Западом эта зависимость от иностранного оборудования и программ делает нашу страну особенно уязвимой. Необходимо напомнить, что число DDОS-атак на российские компании в марте 2022 г. выросло в 8 раз по сравнению с февралем, как сообщают «Известия» со ссылкой на исследование «Лаборатории Касперского». В исследовании отмечено, что продолжительность атак увеличилось с 12 минут в феврале-марте 2021 года до 29,5 часа в аналогичный период этого года. Самая длительная DDOS-атака продолжалась 145 часов (более шести суток).

Также в материалах исследования говорится, что наибольшая доля хакерских атак приходится на финансовые организации - 35%, на государственные органы пришлось 33% атак, на образовательные учреждения - 9%, на СМИ - 3%, на другие сферы - 20%. Образовательные учреждения становятся целями почти каждой десятой хакерской атаки. Цели их могут быть самыми различными – от нарушения работы этих учреждений до хищения персональных данных детей, их родителей и педагогов. В сложившихся нелегких условиях продвигать продолжение цифровизации образования могут только сознательные или бессознательные пособники наших врагов.

И даже без хакерских атак внедрение цифровизации в образовательные организации несет совершенно неоправданные риски. Достаточно одной аварии с оборудованием или сбоя программы, чтобы образовательный процесс был сорван, а его результаты за более или менее продолжительный период были утрачены. Выдвигая предложение о создании, подписании, использовании и хранении документов, связанных с образовательными отношениями, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, авторы ПФЗ, по всей видимости, стремятся именно к такому результату. Наконец, предлагаемая ими цифровизация образования неизбежно повлечет явное или скрытое принуждение граждан к регистрации в различных электронных информационных базах, формированию цифрового профиля обучающихся (уже анонсирован и узаконен Минпросветом – см. наш материал - http://katyusha.org/view?id=18524), что легко может стать основой для создания социального рейтинга по китайскому образцу и превращению всей страны в электронный концлагерь.

Более того, авторы инициативы забыли, что попытка любой ценой навязать гражданам цифровизацию образования прямо противоречит Указу президента от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Основными принципами данной никем, к счастью, не отмененной Стратегии являются:

«- обеспечение прав граждан на доступ к информации;
- обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
- сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг».

Но «цифровой спецназ» Мишустина грубейшим образом нарушает заветы Путина и перечеркивает наши права взаимодействовать с государством вне виртуальной цифры. Мы конечно можем понять, что несмотря на санкции «уважаемых партнеров», отказ сотрудничества с «нашим» Правительством ВЭФ и Всемирного банка и т.д., «наша» пятая колонна глобалистов считает себя обязанной по-прежнему свято чтить их предписания. Видимо, это будет продолжаться до тех пор, пока этой колонне не прилетит из-за границы—на российского Президента и силовую башю, не говоря уж об обществе, родителях, эти деятели плевать хотели.

Поэтому консервативная общественность и родительские организации требуют исключить ст. 28 (об электронном документообороте) из проекта ФЗ № 105805-8 и внести в данный документ гарантии прав граждан на бумажные журналы и дневники успеваемости учащихся, а также на бумажные документы, касающихся любых отношений в сфере образования. Писать аналогичные требования можно в электронные приемные Госдумы и СовФеда авторам документа: сенаторам Руковишниковой, Турчаку, Алтыбаевой, депутатам Аршиновой, Казаковой, Исаеву (полный список авторов – здесь https://sozd.duma.gov.ru/bill/105805-8).

Источник: katyusha.org