Русские Вести

В Госдуме общественники потребовали мораторий на «электронную школу»


Накануне в Госдуме, на площадке фракции «Справедливая Россия – За правду» состоялось яркое заседание по проблеме цифровизации образования. Все дело в том, что лидер эсеров Сергей Миронов осознает все риски оцифровки школы по лекалам «дорогих партнеров»-глобалистов и прекрасно понимает, что власть в этой сфере полностью захвачена форсайтщиками космополитами вроде Дмитрия Пескова и Германа Грефа (и международными структурами, которым они подконтрольны), а министр Кравцов и его команда – всего лишь безвольные исполнители. В общем, состав участников получился очень боевой, и в результате выступавшие в роли застрельщиков чиновники Минпросвета и Минцифры узнали о своей деятельности всю правду из уст независимых общественников, родителей и педагогов. А наш долг – рассказать об этом читателям.

Сергей Миронов задал боевой тон дискуссии, «с порога» заявив о необходимости России покинуть навязанную нам тупиковую Болонскую модель образования.

«Не сомневаюсь, Россия уйдет от Болонской системы, мы будем возвращать здравый смысл в наше образование. Недра наши враги так просто забрать не могут – они находятся в России. Но меняя систему образования, меняя ректоров, промывая мозги народу, они навязали нам свое мировоззрение. Мы не противники цифры как таковой, мы считаем, что это важный ресурс, но то, что всегда служило нам верой и правдой – систему «учитель – ученик», надо сохранить. Надо всегда начинать с роли и авторитета учителя, в том числе – его достойных условий труда. Надеюсь, что сегодня мы можем выработать правильную стратегию и тактику для спасения нашего будущего, наших детей», - отметил Миронов.

Модератор круглого стола, замглавы думского комитета по просвещению Яна Лантратова рассказала о своих проектах профилактики деструктивных явлений в молодежной интернет-среде, в чем ее поддерживает Минпросвет. По мнению Лантратовой, цифровая среда должна быть «безопасной, удобной и эффективной» для наших детей. Но тут надо сразу развенчать мифы, которые могли сформироваться в голове пока не очень опытного депутата. Безопасной и эффективной цифровая среда в обучении детей не может быть в принципе – эти термины используют как мантры те же самые глобалисты, адепты уничтожения традиционной школы. Цифра при передаче знаний школьникам в любом случае негативно влияет на их мозг и нарушает навыки социализации, когнитивные способности. А еще определение «безопасная» придумали те же сборщики персональных данных детей, в планах которых в том числе и торговля ими с частниками. Впрочем, об этом далее было очень ярко рассказано другими спикерами.

Затем произошел характерный момент – директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвета Андрей Горобец не смог оперативно выйти на связь удаленно, хотя был первым в числе спикеров. «Это цифровая трансформация у нас уже началась», - шутили собравшиеся вживую в зале.

Слово передали Инне Гориславцевой, лидеру организации «Объединение родителей», и очень хорошо, что обычно уходящие сразу после своих речей чиновники были вынуждены послушать хотя бы одно альтернативное мнение:

«Мы сейчас находимся на этапе цифровой трансформации – обнуления школы как таковой, когда учителя как педагога просто не будет. Учитель будет выполнять функции «партнера, советника и модератора» (это рассказывалось на презентации в ходе курсов повышения квалификации педагогов от Минпросвета – прим. ред.). То есть этот человек никак не будет отвечать ни за качество, ни за образовательную часть процесса, ни за результат. Принципиальные изменения – если раньше государство для обеспечения необходимого набора знаний предоставляло каждому ученику бесплатный набор учебников, то по новым нормативам, если это будет происходить в цифре, каждому потребуется смартфон или компьютер, стабильный интернет. Но государство этого уже не гарантирует – для каждой семьи все влетает в немаленькую сумму.

В цифровом образовательном контенте мы столкнулись с множественными ляпами, которые вредят психическому и физическому здоровью детей. Кроме того, мы так и не смогли найти ни одно исследование, в котором были бы заложены СанПиНы, принятые для обеспечения безопасного образовательного процесса в школах. Последние два года наметилось катастрофическое снижение уровня знаний обучающихся – мы видим это по результатам ЕГЭ и ОГЭ. Современные исследования показывают: чем выше уровень цифровизации школы, тем ниже образовательный результат. В таких условиях заявленная государством главная цель – войти в ТОП-10 по уровню образования – выглядит нереальной.

Мы сейчас все живем в изменившихся условиях, и сейчас интеграция России в различные международные системы оценки образования является гораздо менее актуальной, чем пару лет назад. Предлагаем обратиться к Правительству РФ с рекомендациями, которые должны учесть перечисленные вызовы и изменившуюся обстановку. Так что нам надо изменить целеполагание в нацпроекте «Образование». И пока у нас нет уверенности, что цифра и дистант не вредят здоровью детей, что они эффективнее традиционной формы, мы выступаем за введение моратория на электронные технологии в обучении», - резюмировала Гориславцева.

Далее Горобец из Минпросвета все же вышел на связь и… ожидаемо начал пиарить проект «Цифровая образовательная среда» - но вышло очень натянуто и неубедительно.

«Мы в рамках ЦОС оснащаем все школы современным оборудованием, компьютерами… Это создает универсальный механизм для педагогов в цифровой среде для поиска и обработки соответствующей информации… Теперь все это будет верифицировано, будет формироваться федеральный перечень цифровых образовательных ресурсов. И далее – этот контент будет универсальным, каждый учитель сможет сам выбирать нужную информацию при обучении 1-11 классов. И это не замена учителя, это просто пособие ему в помощь. В прошлом году уже 100 тыс. педагогов прошли курсы преподавания с использованием цифрового образовательного контента, им рассказали о новых возможностях оборудования, которое поставляется в школы. Посредством платформы «Сферум» мы будем организовывать сообщества педагогов и родителей, где они могли бы совершенствовать свои навыки…», – вещал Горобец как будто из параллельного мира.

Спрашивается – зачем наводнять каждый класс компьютерами, если не планируется полностью демонтировать традиционную систему, сажая вместо очных занятий с педагогом детей за компьютеры, заставлять выполнять задания на «цифровых платформах» прямо в школе – как будто это дистанционное обучение? В норме достаточно одного компьютерного класса для информатики, а в классе достаточно одного компьютера у учителя. То есть уже очевидно, что всех будут подсаживать на «онлайн-уроки».

Затем слово взял коллега Горобца из Правительства – Директор департамента развития инфраструктуры Минцифры Сергей Цветков, не имеющий отношения к педагогике, но очень желающий внедрить цифру детям с пеленок. Он кстати подтвердил мантру про «удобство» от цифры в обучении, которую первой озвучила Лантратова:

«У нас в разных регионах, при разных уровнях школ главным является дать равные базовые возможности обучающимся, базовое удобство, не зависимо от того, где ученик находится. То есть мы лучшие школы Москвы приводим в другие субъекты как лучшие практики. Также единые требования по взаимодействию дают возможности защиты и безопасности, которые выставляют наши регуляторы. В этом плане мы только улучшаем ситуацию относительно того, что уже используется в школах.
Что касается тезиса о том, что необходимо как-то отдельно доказывать тезисы электронного обучения и цифровизации, здесь можно привести в пример IT-образование. Я сам являюсь айтишником, после университета я вышел на рынок. И если бы я рисовал компьютерные схемы от руки, я бы точно не был востребован. Те, кто непосредственно готовит IT-специалистов, используют активно электронное образование – и тут оно показало свою эффективность и массовость», 
– заявил Цветков.

Пардон, но далеко не все после университета «выходят на рынок» - с единственной мыслью подороже себя продать работодателю-хозяину. Не у всех такое примитивное рыночное мышление, как у г-на Цветкова, оно вообще характерно для лиц с пониженной социальной ответственностью. Кто-то еще «по старинке» ищет работу в соответствии со своими взглядами и устремлениями, по чести и совести, такую, где не надо идти против своих принципов, где можно развиваться… ну а деньги в таком случае являются делом десятым. Ну и что касается его примера по IT-переквалификации – понятно, что уже сформировавшемуся выпускнику вуза, получившему традиционные знания, по желанию можно использовать и онлайн-курсы, в качестве дополнительных знаний. Однако мы находимся на этапе полного замещения традиционных методов обучения с первого класса – именно это следует из ФГОСов и свежих нормативных актов Правительства.

После чиновников Правительства выступала журналист Анна Шафран. Очень надеемся, что они не успели удалиться от мониторов и выслушали ее речь целиком – было бы очень полезно.

«После спецоперации на Украине мы все находимся в новой эпохе. Это Рубикон – к прошлому не вернемся уже никогда. И в этой эпохе у нас меняются общественные отношения. Все мантры, что какой-то дружественный коллективный Запад подарит нам счастье, в том числе в образовательной стратегии, развеялись в абсолютный прах. Коллективный Запад ведет тотальную войну против России – никаким нашим другом он не является. Мы опять боремся с ними, отстаивая правду, свободу, справедливость.

И в этих условиях очень странно слушать заявления чиновников, которые с упорством, достойным лучшего применения, продолжают продвигать технологии, созданные нашими непартнерами, решающими собственные задачи. Образование – это безусловно стратегическая сфера, и мы обязаны себя защитить, восстановить суверенитет в этой области. И в этих условиях, когда мы слышим от чиновников постоянно выражения типа «контент», «потребление контента», у меня возникает вопрос – это вообще о чем? Ну наверно, обучение детей в школе – это нам ближе и понятнее. С моей точки зрения, позиция выступивших сегодня чиновников никак не вписывается в текущую госполитику, обозначенную нашим Президентом. Накануне в исторической речи 24 февраля Владимир Путин заявил, что «мы начинаем новую эпоху – восстанавливаем независимость по всем направлениям».

Когда мы слышим из уст чиновников о том, что цифровая образовательная среда – это хорошо, и будут дальше разворачиваться все действия по ее реализации, мы понимаем, что это уже форменное издевательство. Для них просто – «собака лает, караван идет». Однако настанет момент, когда к ним в министерства придут люди и зададут им вопросы. Что же будет дальше, если весь тот конструктив, который постоянно высказывают на круглых столах родительские организации, так и не будет услышан? Думаю, что имеет смысл поставить вопрос даже о расформировании министерства просвещения, потому что в таком виде данная структура оказывается полностью неэффективной – не способной слышать людей, идти навстречу гражданскому обществу, адаптироваться к меняющимся условиям.

Нам сейчас долго рассказывали про оборудование, которое поставляется в школы. Мы все понимаем, что это про бюджеты. Бюджеты там большие. А что учителя? Нам ведь учителей не хватает. Может быть, правильнее направить эти средства на подготовку живых учителей? Ведь мы понимаем, что вся эта цифровая история – рудимент западной парадигмы, предпринимаются попытки внедрить его на российскую почву. Раньше уже не раз пытались искусственно привить у нас европейские стандарты – но как-то не очень получилось.

Образование – важная часть стратегии Пентагона в области гибридной войны. Основными проводниками, бенефициарами, выгодоприобретателями перевода детей в «онлайн-формат» являются западные и азиатские ТНК – все корпорации, которые нам объявили санкции. Это вообще нормально – сейчас рапортовать чиновникам о продолжении этого курса? Наконец, сам стандарт «умных классов» - advanced distributive learning – разработан Пентагоном. Но вообще-то для нас это должен быть очень тревожный сигнал. Если на фоне санкций российские чиновники продолжают активно цифровизировать нашу школу, что это, если не диверсия?

Нам говорят, что верифицируется контент, который загружается на электронные платформы… Вот совсем недавно я освещала тему с попаданием содержания от извращенцев в задания МЭШ. Нам ничего не объяснили, просто стыдливо удалили. А как этот контент туда попал? Наталья Касперская – человек, посвятившая всю жизнь информационным компьютерным технологиям, прямо говорит: дистант и «онлайн-образование» - прямой путь к деградации.

По поводу взаимодействия с родителями в рамках платформы «Сферум» - это все больше мантры, коллеги говорят, что там такая функция не предусмотрена.

В условиях вызовов, с которыми столкнулась наша страна, мы обязаны объявить мораторий на проведение этого эксперимента. Это вопрос нашего выживания как нации, как государства. Почему вообще вопрос будущего нашего образования узурпирован в недрах одного министерства, которое, как мы наблюдаем, все эти годы усиленно действует в прямо противоположном векторе от чаяний и запросов родителей? Это просто недопустимо.

И как итог – если действия чиновников министерства вызывают серьезный протест, это подрывает доверие к Президенту, что недопустимо в текущих условиях, когда наша страна находится в условиях тотальной войны. Это провоцирует соцконфликт и напряжение, не добавляет очков Правительству. И если мы хотим все это нивелировать, нам надо срочно останавливать ЦОС, цифровой профиль, персональные траектории и прочее», – подчеркнула Шафран.

После бурных аплодисментов выступлению Шафран Инна Гориславцева тут же обратила внимание, что накануне США «внезапно» вывели из-под антироссийских санкций все телекоммуникационное оборудование, поставляемое в Россию. Такой щедрый подарок в разгар политического и экономического линчевания нашей страны Белым домом свидетельствует, что все т.н. цифровые технологии Запада, в т.ч. в обучении – продукция двойного назначения, которая сегодня по полной работает против нас. Но в Минцифре и Минпросвете, как видим, озабочены только выполнением целевых индикаторов по «трансформации» школы с использованием того же оборудования.

Председатель патриаршей комиссии по семье о. Федор Лукьянов отметил, что система образования обязана оставаться консервативной, если наша страна хочет сохранить независимость:

«Нам нужны законодательные инициативы по этическому сокращению существующих алгоритмов обработки «больших данных» людей, которые могут прямо влиять на поведение каждого через систему наказаний и поощрений. Необходимо законодательно защитить когнитивный суверенитет человека и, в частности, ребенка в образовании. Церковь считает недопустимыми любые способы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета ПД и конфиденциальной информации. И Администрация Президента тогда ответила на письмо патриарха Кирилла, полностью поддержав нашу позицию с правовой точки зрения.

Цифровые технологии, по нашему мнению, допустимо применять только в формате методических пособий, в презентациях, в качестве инструмента дополнительного образования – и они не могут быть заменой живого обучения. Все, что касается госблока, в т.ч. основной образовательный процесс, должно оставаться максимально консервативным.

Предлагаем разработать и принять новую доктрину развития образования в России, и уже потом на ее основании ввести поправки в закон об образовании. Также необходимо исключить из законодательства положения о персональных траекториях, цифровых профилях и портфолио – как сужающие возможности развития человека», – отметил о. Федор.

Педагог из Санкт-Петербурга Михаил Богданов также прошелся по представителям министерств, выступавшим ранее, и развеял основные мифы цифровизаторов образования:

«Почему-то нам про учебные задачи рассказывают люди, которые никогда не преподавали. Первый миф – цифра поможет учителю снять нагрузку в виде проверки заданий… Учитель, который не проверяет тетрадки – это не учитель, друзья мои! Создаются все условия для того, чтобы убрать учителей из школы. Второй тезис – коммуникации со школой становятся удобнее. Вы мне покажите сегодня, кто из родителей может просто зайти в школу? В Москве, например, все школы превратили в режимные объекты.

Третье – современные технологии повышают эффективность обучения. Вранье – нет ни одного исследования, которое бы это подтвердило. Я 20 лет в образовании, не работает ваша цифра! Еще нам предлагают заменять реальные опыты в физике и химии электронными устройствами. Ни одна школа нормальная на такое не пойдет, она сделает выбор в пользу реальных, а не виртуальных опытов.

И вообще, у нас в школе дети приходят развлекаться или работать, в том числе над собой? Вообще-то им надо вырабатывать усидчивость, а министр заявляет, что они должны учиться в «Тик Токе»… Это вообще несерьезно! И последнее – говорят, что цифровой век – это наше неизбежное будущее. Неизбежного будущего не бывает. Будущее создают люди, и сейчас нам искусственно создают, навязывают эту цифру, а мы сидим, уши развесили… До каких пор будем держать макароны на ушах? Что вообще такое это – «неизбежность цифровизации»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая загнала всех в электронный концлагерь и «опортфолила»? Да нет, ее просто не существует.

Что же на самом деле подразумевается под этими заявлениями? А все очень просто. Если я лично начну вместо обучения детей посылать их в «Сферум» - вот тогда у меня наступит цифровизация. Если я и мои коллеги будут одевать на детей шлемы виртуальной реальности – в их головах перестанет существовать реальность. Так что цифровизация не в школе, а в головах. Давайте не обманывать себя, будем оставаться реальными людьми в реальном мире», – закончил Богданов.

Врач-психиатр высшей категории Юрий Афанасьев заметил, что необходимо прямо с рождения стараться обезопасить детей от гаджетов, не вкладывать в их ручки смартфоны с 1-2 лет, не продвигать детям деструктивный контент – и это все находится в ответственности родителей. К школе должны подойти дети, воспитанные в правильном ключе, чтобы они сами не начали требовать с первого класса гаджеты и цифровизацию. Важный момент, с которым все участники конференции согласились, хотя на практике ограждать своих детей от гаджетов совсем не просто.

По традиции аргументированным и важным было выступление к.ю.н. Анны Швабауэр, сделавшей акцент на правовые инструменты уничтожения традиционной школы:

«Проект цифровой трансформации образования, который внедряется сейчас в России, с учетом целевых показателей, которые приняты юридически, однозначно ведет к разгрому традиционного отечественного образования. Также будет иметь место причинение вреда здоровью детей, угроза национальной безопасности. Родители не могут защищать детей от навязываемого в школе интернета – если их насильно погружают в интернет, заставляя выполнять там задания, то тут уж ничего не попишешь. Законодательство конечно надо менять, о чем свидетельствует жуткая юридическая база нынешней реформы – от содержания федерального проекта «Цифровая образовательная среда» до постановления Правительства о старте эксперимента ЦОС и прочих нормативных актов.

У нас вступают в силу новые ГОСТы по искусственному интеллекту в образовании, в которых говорится (прямая цитата): «ИИ может использоваться для автономного обучения без вмешательства педагога, посредством ИИ репетитора», а также «ИИ должен обеспечить симуляцию поведения учителя». Это подтверждает, что у нас хотят учителя вымещать. Также у них в планах прописана геймификация обучения через внедрение различных форм, у нас Минпросвет уже в этом году проводит первый всероссийский фестиваль киберспорта.

В декабре 2021 г. принято новое распоряжение Правительства по цифровой трансформации образования, согласно которому внедряется цифровое портфолио ученика (оно же прописано в новых ФГОСах). Никого в Минпросе и Минцифре не волнует, что аналогичный по сути законопроект о ГИС «Контингент обучающихся» был отклонен Президентом в 2016 г. Также по распоряжению 60% учеников к 2024 г. должны пользоваться личным «цифровым помощником» и формировать посредством его команд свою «персональную траекторию». Сбор данных, создание цифровых портфолио – это прямой путь к личному социальному рейтингу (то есть – к электронному концлагерю по китайскому образцу – прим. ред.).

Система ФГИС «Моя школа» (единая гос. цифровая образовательная платформа) будет интегрирована с НСУД (национальная система управления данными), одна из ее заявленных опций – коммерческое предоставление сведений из системы, то есть данными наших детей будут торговать.

Кроме того, в новом ФГОС появляется понятие «универсальных учебных регулятивных действий». Предлагается давать оценку таким качествам детей, как «управление эмоциями других», «признание своего права на ошибку», «принятие себя не осуждая», «осознание невозможности контролировать все вокруг». Это чистое навязывание толерантности, отмена разграничений между добром и злом. Просто бред сумасшедшего! Но я выяснила, где такие качества описаны впервые – в докладе «Универсальные компетенции и новая грамотность», который был подготовлен ВШЭ и благотворительным фондом «Сбера» «Вклад в будущее» - тут объявлены благодарности Всемирному банку, ОЭСР ( «Катюша» подробно разбирала эту работу – прим. ред.). Из девяти указанных авторов тут только двое россиян. И они предлагают заменить знания на «базовые навыки», буквально как для животных. Они приводят в пример Китай, где проводится постоянное наблюдение за состоянием, поведением учеников, сбор их данных. И здесь в докладе выражена благодарность вражеским структурам, которые в нынешней геополитической ситуации действуют, явно уничтожая образование.

Еще просто возмущает, что на прошлой неделе была коллегия Минпроса и круглый стол в Общественной палате, где присутствовало до 20 представителей родительской общественности с высоким уровнем профессиональных знаний. Им дали слово? Нет, единственное, что мы узнали – что родительское сообщество безграмотно, а они тут с педагогами типа все решат без нас. Мы просим нас услышать, мы заинтересованы в том, чтобы наша страна была сильной, а наши дети – здоровыми и умными. Внедрение ЦОС – это вообще не образование, образование – это лицом к лицу, это человеческое взаимодействие. А вы прямо создаете угрозу нацбезопасности.

Мы поддерживаем запрет на внедрение ЦОС, также необходимо четко прописать определение очной формы обучения – что это живое взаимодействие между учениками и учителем в аудитории. Предлагаем оставить дистант только для взрослого человека, который уже отучился в школе и вузе и сам решает что-то еще изучать дополнительно. Необходимо также прописать запрет о регистрации детей на цифровых платформах без их согласия», – предложила Швабауэр.

Было еще немало ярких выступлений – к сожалению, объем нашего материала и без того превышен. Вряд ли многие прочитают его внимательно, «от корки до корки», хотя в выступлениях спикеров содержится очень важная информация, которую родители и другие противники цифровизации школы могут использовать в качестве аргументов…

В завершение модератор Яна Лантратова пообещала собирать спикеров в схожем составе почаще – на площадке «Справедливой России». Также от представителей родителей было предложено создать рабочую группу в Госдуме при комитете по образованию – по пересмотру действующего законодательства в сфере образования с целью приведения его в соответствие с Конституцией и Стратегией нацбезопасности, а также по экспертной оценке предлагаемых законопроектов и НПА в этой сфере. Параллельно Лантратовой была высказана идея подготовить объемный независимый, системный доклад по проблемам в нашем образовании, чтобы после согласования снабдить им лидера «СР» Сергея Миронова, а он в дальнейшем положит этот доклад на стол Президенту России. Все выступавшие были солидарны во мнении: менять положение дел в нашем образовании надо срочно. И все собравшиеся были преисполнены решимости это сделать, независимо от степени сопротивления «цифровых трансформеров» во власти. Это внушает оптимизм.

Источник: katyusha.org