Русские Вести

«Хватит с вас обычных школ»


В 2017 году правительство утвердило государственную программу развития образования. Согласно программе, государство ставит цель – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности – и обязуется обеспечить 80% детей дополнительным образованием. Средства выделены. Чиновники отчитываются о проделанной работе и делятся успехами. А вот родители отчего-то недовольны – выходят на митинги, устраивают флешмобы, протестуют... Поговорим об этом сегодня с Инной Коваленко – многодетной мамой и общественным деятелем.

Один ребёнок – один кружок

Александра Машкова-Благих: Чем вы так недовольны?

Инна Коваленко: Спасибо, что вы поднимаете этот вопрос. Он на самом деле назрел достаточно давно, потому что ещё до федеральной программы 2017 года реализовывалась подобная программа. Были даже попытки дополнительное образование в регионах перевести на сертификаты. Но, к счастью, они провалились, в том числе потому, что были против родители. Это был 2014 год. Всё вроде было хорошо, подавалось это под соусом персонального развития ребёнка – то есть ребёнок с родителями получает деньги на своё собственное развитие. Дополнительное образование – это не основное школьное образование, а именно кружковое.

А. М.-Б.: Расскажите, пожалуйста, а в чём суть проблемы? Потому что мои личные сообщения были взорваны криками родителей из разных регионов, которые уже не первый год говорят, что что-то происходит в кружках.

И. К.: Родители раньше, а в некоторых регионах и по сей день, имели право водить ребёнка бесплатно в два, в три, а то и в четыре кружка. Это ни в коем случае не лишнее, а необходимость. Потому что один кружок ребёнку фактически ничего не даёт. Ребёнок должен себя попробовать. У него нет такой возможности в школе – найти себя в будущем. Чтобы определить свою профессию, кем-то стать, нужно попробовать, нужно сменить два, три, а может, и пять кружков. Чтобы сказать: это моё и я потом буду этим заниматься. Это фактически предпрофессиональная траектория.

А. М.-Б.: И что этот сертификат сделал? Как он появился и как после его появления стало видоизменяться дополнительное образование?

И. К.: Впервые о сертификатах заговорил бывший тогда премьером Дмитрий Медведев. Идея была прекрасная: выделяются деньги и обеспечивается персональная траектория. Персонифицированный сертификат чётко привязывается и по ИНН, и по СНИЛС – то есть по фамилии, по данным свидетельства о рождении – к этому ребёнку. И под этого ребёнка выделяется энная сумма денег.

Она, к сожалению, оказалась очень разной. То есть в каждом регионе муниципальные органы власти определяли, сколько они этих денег могут дать. В итоге получилось где-то 3 тысячи, где-то 8, а где-то 12. Эта сумма выделяется ребёнку на целый год.

А. М.-Б.: А раньше деньги как выделялись?

И. К.: Раньше они выделялись учреждению дополнительного образования. Это были дворцы культуры, дома пионеров, дома детского творчества. И никто не считал, сколько кружков посещает ребёнок. То есть ребёнок мог танцевать, делать робота и ходить на футбол. Бесплатно.

А. М.-Б.: А теперь с появлением некоего сертификата, который – я напряглась – привязан к СНИЛС, паспортным данным и всему прочему, создаётся некий паспорт ребенка, где указывается, куда он ходит, на него выделяется денежка…

И. К.: И эту денежку он может потратить даже в самых бюджетных регионах только на один кружок. Потому что на второй, третий, пятый не хватает. Более того, даже суммы, которые озвучивались регионами, в 12 тысяч – у нас предпрофессиональное образование в музыкальной школе в год стоит порядка 18 тысяч, то есть этот сертификат не покрывает полноценное предпрофессиональное образование.

А. М.-Б.: А что предлагается делать родителям?

И. К.: Родители должны доплатить. За ранее бесплатные кружки теперь родители должны доплатить.

А. М.-Б.: А как это сочетается с тем, что государство обязуется охватить 80% детей?

И. К.: Никак не сочетается. Потому что помимо того, что 80% охватить, 50% из этих детей должны учиться бесплатно в кружках. Соответственно, сертификат должен покрывать затраты на их обучение.

При этом не говорится, какого качества кружок. Что произошло при введении электронного сертификата на дополнительное образование? Впервые эта программа была запущена в Москве, и сертификаты дополнительного образования реализовывались в основном через школы. Система достаточно сложная, потому что частные организации должны иметь лицензию на это дополнительное образование. Соответственно, у них запрашивались определённые требования. Не каждый предприниматель может обеспечить и вентиляцию, и какие-то площади – крайне сложно. Поэтому сертификаты реализовывались только внутри каких-то школьных учреждений, крупных досуговых центров.

Уничтожение "нерентабельных" кружков

А. М.-Б.: То есть условно бесплатное образование оседало в каких-то конкретных местах.

И. К.: Да. Более того, когда эта идея была в Москве реализована, у нас были дворцы культуры, Дворец пионеров практически в каждом районе Москвы, в каждом округе точно – эти кружки стали передавать из подчинения департаменту культуры в департамент образования.

Что стало происходить? Очень интересная схема. Да, у нас в федеральных образовательных стандартах было заложено, что дети начальной школы, 1-4-х классов, должны получить 10 часов дополнительного образования после школьного дня. Под этим соусом кружки стали передаваться из одного департамента в другой.

В московских школах у нас эффективные менеджеры. И регионы подтягиваются. Эта схема совершенно точно будет реализована во всей России, потому что очень выгодно сократить всех "ненужных" педагогов дополнительного образования, которые потом были причислены к школе. Так произошло с известнейшим Дворцом пионеров на Воробьёвых горах, который путём присоединения всех его адресов к образовательным учреждениям был фактически ликвидирован.

Соответственно, кружки, где было много расходников, то есть требовались дополнительные материалы, ушли в небытие. Это всевозможные кружки, связанные с развитием мелкой моторики, творчеством – квиллинги, скрапбукинги – это самое простое. Были и авиамодельные огромные клубы, которые также практически в каждом районе находились. То есть где по программам дополнительного образования дети создавали какой-то макет в течение двух-трёх лет под руководством наставника.

А. М.-Б.: Это дорого, это небольшое количество детей – большое количество вложений, материалов. И это всё прикрылось. А что осталось?

И. К.: Остались кружки массового посещения – те, в которых могут заниматься одномоментно от 30 и больше детей. Это пение, спорт, ещё что-то, где не требуется ни помещения, ни расходных материалов, ни особой квалификации педагога. Фактически это досуговая деятельность. Это деятельность, которая не требует специальных навыков и знаний – мы вас развлекаем и за вами в это время присматриваем. А в регионах создаются крупные кванториумы взамен небольших клубов.

Жалобы из регионов

А. М.-Б.: А давайте послушаем регионы. Вот что рассказала многодетная мама Ксения Перхуткина из Уфы:

"У нас в регионе "Навигатор допобразования для детей" существует уже год. Наш регион был пилотным по "Навигатору". И у нас уже имеются определённые наработки, сведения по поводу того, как этот портал внедряется. Его внедрение идёт в добровольно-принудительном порядке. То есть родители не понимают, для чего это надо, родителей заставляют регистрироваться в "Навигаторе" угрозами, что ребёнка не допустят к занятиям, угрозами, что преподавателя оставят без зарплаты. Кроме того, изначально дети ходили на множество кружков – по три, по четыре кружка многие посещали. Сейчас всем родителям начинают говорить, что ребёнок может посещать бесплатно не более одного кружка – все остальные должны будут оплачивать родители.

Допобразование в Башкирии начинает постепенно переходить на платную основу. Нам озвучили стоимость сертификата – 8800 рублей. Естественно, этих денег не хватает на годовое обучение даже в одном кружке. У нас в бюджетном учреждении минимальная цена кружка – 135 рублей в час. За год получается более 9 тысяч. То есть сертификат не покрывает даже самого дешёвого платного кружка. И родители не понимают, почему теперь они должны платить за то, что было бесплатно. Мы можем понять, если эта система персонифицированного финансирования будет распространяться на коммерческие кружки. Но если это ухудшает положение детей в плане бюджетных кружков, то это не просто нарушение прав детей – это обман родителей, педагогов, обман даже президента, который недавно выступал со словами о том, что дети должны пробовать себя во всех кружках, в разных направлениях. И тут нам заявляется: допобразование у нас фактически переводится на платную основу".

А вот что рассказала Кристина Шефер, многодетная мама из Новосибирска:

"Никто не объяснял, что это такое. Просто "надо регистрироваться". Ну а людям говорит преподаватель – они, в принципе, не хотят с ним отношения менять и в основном соглашаются. Сейчас у нас в Новосибирске есть вот этот непонятный номинал. Я сегодня позвонила, чтобы уточнить, они сказали: номинал сертификата неизвестен и будет известен к концу ноября, скорее всего. Но уже люди зарегистрировались непонятно куда.

У тех, кто зарегистрировался, есть сертификат учёта. И говорят, что, если у вас нет сертификата учёта, который представляет собой тоже регистрацию в этой системе, только обезличенную, вы не можете ходить на секции, которые были бесплатны.

Я своих детей сначала зарегистрировала, но потом удалила из этой базы. Пока они продолжают ходить на секции, хотя их уже в базе нет. Но мне говорят, что это пока".

У меня ещё на самом деле много материалов, не только из этих двух регионов. То есть одна и та же проблема. Вы правы – эта волна идёт по всей нашей стране. Вы очень верно заметили, что кружковая деятельность – это определение будущего человека. И такие цепочки создаются в связи с введением дистанционного образования – мы все кричим об этом, – в связи с цифровизацией… Мне кажется, что удаляются любые возможности для наших детей что-то получить без денег. Чёткое чувство, что идёт разделение: образование для богатых – и для всех остальных – на дистанционке, без приличных кружков, без возможности развиваться и так далее. Каковы потери родителей с этой новой кружковой деятельностью? И какие потери у педагогов?

И. К.: Как мама могу сказать, что потери колоссальные. Я мама многодетная и слышу от своего же сообщества, что, естественно, страдает малообеспеченная часть, страдают семьи, у которых детей не один, не два, а трое, четверо, пятеро... То есть это хорошая наша опора, единственный прирост рождаемости – наши многодетные семьи. По ним это ударяет очень сильно, потому что маме нужно отследить "Навигатор", успеть ребёнка туда внести…

А. М.-Б.: Что такое "Навигатор"?

И. К.: Это такая интересная система, которая выдаёт некий перечень именно образовательных учреждений, у которых этот кружок есть. Он может быть в школе, может быть во Дворце культуры, ещё где-то. Чтобы ребёнку попасть в этот кружок или секцию, мама должна в этой системе очень хорошо ориентироваться – где это есть.

А. М.-Б.: Причём этот "Навигатор" очень сильно возмутил всех – прямо флешмобы в соцсетях пошли.

И. К.: Там очень сложная регистрация. Плюс педагоги, которые вели эту кружковую деятельность, перестали некоторых детей пускать с аргументом: "Ты не зарегистрировался – я не получаю денег". У нас педагог кружковой деятельности стал менеджером – он стал требовать большого количества участников. Особенно сельские школы пострадали, масса обращений – педагоги обязаны заполнять какие-то огромные программы, чтобы соответствовать этому "Навигатору" и получать хоть какие-то деньги. Потому что деньги стали приходить к педагогу тоже только через эту систему.

А. М.-Б.: Хочешь дополнительное образование – регистрируйся в системе. Хочешь иметь возможность преподавать детям – регистрируйся в системе.

И. К.: И получай лицензию, если ты не входишь в государственный перечень этих кружков.

Куда уходят деньги?

А. М.-Б.: Перед началом передачи вы мне раскрыли интересную схему по исчезновению целых дворцов культуры. Мы с вами обсуждали то, как на самом деле сертификаты эти используются в реальности.

И. К.: На самом деле я могу сказать совершенно точно – стартовала эта система ещё в Москве в 2011 году. Это есть в открытом доступе в интернете – как это всё происходило, как боролись родители с ликвидацией, закрытием Дворца пионеров на Воробьёвых горах. О том, как происходило вытеснение всех педагогов, многочисленных студий, через которые прошла и на которых выросла половина представителей нашего телевидения, наших театральных звёзд. Потому что это были серьёзные кружки с хорошими коллективами. Это всё было ликвидировано. Каким образом? Присоединение, персонифицированное финансирование и закрытие. Я считаю, что сертификат – это закрывающая технология, закрытие дополнительного образования, закрытие траектории будущего наших детей.

А. М.-Б.: Меня заинтересовала судьба этого человека, который закрыл Дом пионеров, – Андрея Шашкова. Он прогремел в СМИ.

И. К.: Да, он прогремел в СМИ, даже было уголовное дело. Но о закрытии не говорилось. Там были миллионные схемы нецелевого расходования бюджетных средств. Соответственно, всё, что закрыто, о чём родители не знают, – всё это о том же сертификате, что на нём есть деньги, они где-то лежат, оплачиваются какие-то педагоги. В реальности может не быть ни кружка, ни педагога, но эти деньги могут под схемы приходить.

А. М.-Б.: То есть может сидеть человек, понятия не иметь, что на него выписан какой-то сертификат и по этому сертификату его ребёнку оказывалась услуга.

И. К.: Конечно. У нас всё образование теперь, даже дополнительное, – это услуга. Педагог, который не появляется, помещение, которое не используется, и дети, которые не приходят. Но живые деньги выделяются по этим сертификатам. Возможна и такая схема. Но, помимо этого, идёт ещё и ликвидация очень хороших, огромных помещений, перепрофилирование помещений, которые предназначались для кружковой деятельности, для клубной деятельности.

Я проживаю в районе, которому уже 20 лет. И когда я приехала, в этом районе был старый деревенский клуб с выгребным туалетом. Мы с детьми ждали, когда откроется Дворец культуры, – нам обещали на 1000 мест. Я очень долго ждала, прошло 10, 15 лет, и не дождалась. А потом уже узнала, что этот Дворец культуры для клубной и кружковой деятельности был продан после постройки за ненадобностью. Ну а зачем детям дополнительное образование, тем более какое-то специальное?

А. М.-Б.: То есть выделены были деньги на строительство дворца, а потом оказалось, что это не надо.

И. К.: Единственное, что было сделано, – это якобы открылись кружки в школах, которые никто найти не мог. Очень интересно: в этой схеме должны участвовать дети от 5 до 18 лет, получать эти услуги. Я уверена на все сто процентов, что найдутся единичные кружки во всей нашей большой столице, которые бы работали с подростками от 14 до 18 лет. Это огромная проблема. Но ещё большая проблема в том, что построенные дворцы культуры можно точно так же по пальцам пересчитать. То есть культура, дополнительное образование у нас не в приоритете, и эти учреждения под любым соусом – ненужности или что кружки есть в школе – перепрофилируются, выводятся и продаются.

Родители жалуются – их записывают в "очень довольных"

А. М.-Б.: Вопрос: вы к кому обращались с этим?

И. К.: Знаете, наша группа родителей обращалась к своим муниципальным властям, депутатам, правительствам региональным. Когда они получали отписки, люди шли выше. И конечной точкой наших обращений были депутат Госдумы Любовь Духанина и ОНФ. Они взялись курировать проблему всех этих пилотных проектов – если вдруг какое-то недовольство. И в итоге родители просто были в шоке. Из Сургута написали о своём возмущении и недовольстве.

А. М.-Б.: По поводу Сургута я хочу сделать вставку. Эти регионы северные. У них очень тяжёлый климат. Если в нашей средней полосе дети имеют возможность перемещаться по улицам, то как раз в ЯНАО, ХМАО это большие расстояния между городами. Поэтому кружки дополнительного образования – это часто единственное место, где детям вообще можно встретиться под присмотром, а не в подъездах или дома, – это особенности климата. Родители Югры, кстати, очень сильно кричали об этом, потому что ты пришёл из школы, ты сидишь в тайге, ничего не происходит, у твоего ребёнка нет шансов на то, чтобы получить какой-то уровень образования. И нет 80% охвата, потому что люди разбросаны по малым посёлкам.

И. К.: А это указ президента, и это должны обеспечить. Как это ОНФ курирует, каким образом не видит, что не только 80%, там дай Бог 30% наберётся…

А. М.-Б.: Что говорила Духанина, что говорит ОНФ?

И. К.: ОНФ и Духанина говорили об успешности в Сургуте и не только, что пилотный проект прошёл успешно и родители все довольны. Причём использовались фамилии родителей, которые писали гневные письма. Они опровержения свои отправили в адрес и Духаниной, и ОНФ.

А. М.-Б.: Подождите. Значит, родители писали Духаниной, что они недовольны. И от их лица…

И. К.: ...Утверждалось, что все довольны, когда шёл отчёт. Если вы откроете страничку ОНФ в социальных сетях, скажем "ВКонтакте", там также приведён отчёт, как у конкретного региона всё успешно запущено. И почитайте отзывы – вы не найдёте ни одного положительного за редким исключением. Таким образом у нас работает обратная связь. Мы кричим, пишем… Возможно, это была бы эффективная система, если бы она не была такой разной – от 3 до 12  тысяч на одного ребёнка в год. Это большая проблема неравенства.

А. М.-Б.: Она не может быть нормальной вот с какой точки зрения. Например, кружок по астрономии не соберёт столько людей, как команда волейболистов. Но тот же кружок астрономии или робототехники будет впоследствии выдавать уникальных специалистов – может быть, мирового уровня.

Мне известна история маленького сибирского городка – почему эта астрономия всплыла, там был прекрасный, блестящий педагог, у него было всего, по-моему, 6 или 8 учеников. Так вот, половина из этих учеников стали академиками впоследствии. Как оценить этот вклад? Ведь кружок был непопулярный, но зато благодаря ему появилось несколько академиков. Как вообще такие вещи можно мерить сертификатами?

И. К.: Ни в коем случае их нельзя мерить. И даже приведу высказывание своего приятеля, который окончил МАИ и стал выдающимся профессором. Он говорил: "Ребята, вас здесь 200 человек, а из вас дай Бог один что-то изобретёт и сконструирует, но мы готовы учить и 1200, чтобы найти этого одного". Нынешняя система порочна для всех – и для педагогов, которые участвуют в этом сертифицированном безобразии, и для детей. Педагоги не придут в эту систему. Более того, эта система вымывает педагогов, которые были и наставниками, и новаторами, которые не совсем вписываются в нынешнюю цифровую рамку, – они не готовы что-то куда-то вбивать, кого-то напрягать, чтобы принесли доделать. И в итоге мы эту сферу теряем.

Да, открываются огромные кванториумы. В них приходят дети, у которых не было этого уникального педагога. У меня есть отзывы от знакомых, приятелей, у которых робототехника закончилась на первом месяце посещения. Потому что вели студенты, выпускники вузов – кто попало. Им, извините, самим требуется наставник. И педагогического опыта технарям крайне мало даётся в университете.

А. М.-Б.: Инна, расскажите, что планируете делать дальше, какая помощь вам нужна? Может быть, вы хотите сообщить, призвать людей помочь, обратить внимание?

И. К.: Я хочу призвать людей, прежде всего тех, кто наблюдает за этой системой, понять вот что: она ни в коем случае не пройдёт мимо вашего ребёнка. Пострадаете и вы, и ваши дети, если вы свою позицию не будете высказывать. Нужно прежде всего знать свои права. Да, безусловно, мы должны отвечать за своих детей. Но если нашим детям не даётся право выбора, потому что один кружок – это не выбор, это остаточный принцип, бери что есть, – если им не даётся право выбора, если 80% участия детей от 5 до 18 лет нам никак не обеспечат, то с этим нужно что-то делать. Духанина с ОНФ не справляются – значит, должны привлекаться другие люди, способные призвать авторов реформы к ответу.

Я хочу процитировать Отто Бисмарка. Он сказал, что если мы не будем строить школы, мы будем вынуждены строить тюрьмы. Это касается и дополнительного образования. Если дети не будут ничем заняты, если нам не обеспечат разнонаправленную занятость, то наши дети обречены.

А. М.-Б.: Вы абсолютно правы.

Подрыв системы образования – и общего, и дополнительного, несмотря на вызовы нового времени, сложившуюся обстановку и даже указы президента. Я считаю, что такое может быть только в двух случаях. Или кто-то лопается от собственной жадности и некомпетентности, или этот кто-то осознанно занимается антигосударственной деятельностью. По каким причинам рушится и общее, и дополнительное образование в нашей стране? Кто будет потом отвечать за будущее наших детей и нашей страны? Эти самые ликвидаторы?

Александра Машкова-Благих

Фото: Мобильный репортёр / АГН "Москва"

Источник: ug.tsargrad.tv