Русские Вести

Что такое социальное предпринимательство


В 1990-е годы мы привыкли, что бизнес – это система выдавливания максимальных соков из предприятия и работников на благо хозяина. К сожалению, и сейчас ещё отголоски такого подхода явственно слышны в России. Между тем без социальной ответственности, без вклада бизнесменов в благосостояние не только своей семьи, но и наёмных сотрудников, и окружающего мира мы так и будем биться каждый за себя, поодиночке. А Россию надо поднимать вместе.

Во время своей речи на Петербургском международном экономическом форуме президент России Владимир Путин указал, что в ответ на государственную помощь предприниматели также должны пойти навстречу – нет, не правительству, а собственному народу:

Бизнес – это не только извлечение прибыли. Служение людям ничего не заменит. Я уже говорил, дома надёжнее. Вот такими оказались "тихие гавани" для капиталов. Инвестируйте здесь. Поддерживайте города, культуру, спорт. Именно так понимали свою миссию купеческие предпринимательские семьи, которые и наследников не обидели, и вписали своё имя в историю нашей страны. Доброе имя никто не промотает.

Не секрет, что норма предпринимательской прибыли в России – одна из самых высоких среди сколько-нибудь развитых стран. Если в Европе 4–6% годичной прибыли на вложенный капитал считаются вполне приличным результатом, то у нас без 15% мало кто будет вообще читать дальше бизнес-план.

Для поддержки проектов, прибыль от которых будет получена очень нескоро, и перепрофилировали в своё время бывший Внешэкономбанк в государственную корпорацию развития ВЭБ, теперь ВЭБ.РФ. До последних лет ВЭБ занимался исключительно крупными проектами, но теперь, с присоединением к нему ряда других институтов развития, активно поддерживает и "малые дела". Поэтому к словам главы ВЭБ.РФ Игоря Шувалова о социальном предпринимательстве следует прислушаться внимательно.

Для того чтобы обеспечить формирование новой модели развития России, нужно по-другому посмотреть на распределение рисков между предпринимателями, банковским сектором и государством. Предприниматель должен понимать, что при новом распределении рисков на его плечи ложится больше ответственности за социальное воздействие. Возможно, в будущем эта модель изменится, но для того чтобы стартовать, предпринимателю нужно взять на себя больше ответственности по обустройству места, в котором мы все с вами вместе живём и развиваемся.

Шувалов

ГЛАВА ВЭБ.РФ ИГОРЬ ШУВАЛОВ. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ВЭБ.РФ

В августе 2021 года председатель правительства России Михаил Мишустин утвердил новую редакцию Меморандума о финансовой политике государственной корпорации развития ВЭБ.РФ. Этот документ фиксирует роль ВЭБ.РФ в качестве драйвера социально ответственного предпринимательства в России. Комментируя меморандум, в ВЭБе отметили:

Корпорация исходит из приоритетности достижения общественно полезных экономических и социальных целей развития, создания условий для решения социальных проблем граждан и общества.

Что это значит? При прочих равных финансирование получит тот проект, который сможет позитивно повлиять на жизнь людей вокруг предприятия, а не только на его бухгалтерский баланс. Учитывается много факторов, но их общий принцип прост: живи и работай так, чтобы после тебя Россия стала лучше, богаче, светлее, чем до тебя.

На самом деле ВЭБ идёт по этому пути уже давно. Так, ещё за полтора года до новой редакции меморандума на заседании экспертного совета по развитию социального предпринимательства старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич сообщал:

Мы с Министерством финансов пытаемся внедрить сегодня на рынке такой инструмент – социальные облигации (Social Impact Bonds), или проекты социального воздействия. Суть этого инструмента очень проста: привлечение частных инвестиций на ранних стадиях для того, чтобы отработать новую технологию, методологию в социальной сфере.

Новое здесь тесно сплетается со старым. Да, работают современные инвестиционные механизмы, но при этом учитываются самые что ни на есть традиционные ценности. Никакого велосипеда придумывать не приходится: как верно напомнил Владимир Путин, Россия богата меценатскими традициями.

Речь при этом идёт не только об открытом обильном меценатстве Бахрушиных, Морозовых, Шереметьевых, Третьяковых (между прочим, и Романовых, которых часто забывают упомянуть в подобных списках). Мы говорим о достойной заработной плате, улучшении условий жизни и работы людей, об охране труда, как бы казённо ни звучал этот термин.

Перед нами исторический переход от чисто рыночного, бухгалтерского определения перспективности инвестиций к широкомасштабной оценке влияния того или иного проекта не только на кошелёк инвестора, но и на будущие поколения. В скором времени это будет выглядеть так: есть социальная ответственность – будет и разговор о государственной помощи. Нет – извините, выбирайтесь сами, а если по вашей вине потребуется помощь вашим сотрудникам или вашему населённому пункту, она будет оплачена с ваших счетов.

Ничего личного – просто забота о будущем.

Автор: ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ

Заглавное фото: FOTO_SHABROVA / SHUTTERSTOCK.COM

Источник: tsargrad.tv