Русские Вести

Это не ностальгия – это серьёзное, долгое, унылое переливание из пустого в порожнее


Есть модное слово – прокрастинация, означающая нежелание браться за трудное и важное дело. Бесконечное откладывание и отпихивание задачи. Но это ещё не всё! Наш жалостливый мозг подсовывает мини-цели и микро-занятия, а то и – бурное замещение того сложного шага, который мы не хотим совершать. Пример: вместо подготовки к экзамену по сопромату, юноша читает «Айвенго». Или долго точит карандаши, выбирает красивую тетрадку, оформляет первую страничку. Или – принимается драить кухню.

Да-да. Иной раз прокрастинация вынуждает человека устраивать генеральную уборку, лишь бы не касаться учебника, особливо, когда предмет изучения – тяжёл, запутан или ненавистен! Что происходит? Мозг, создающий эти ловушки, получает сигнал: мой хозяин чем-то загрузился, мы ставим «галочку» его активности, он - молодец. А сопромат не волк – в тайгу не убежит. Прокрастинация – это не «нуль» действий; чаще всего это – «вместо» и «как бы».

Почему я вспомнила о прокрастинации и даже привела в пример маминого одногруппника из МИСИ (именно Вася точил карандаши, по сотому разу читал Вальтера Скотта и отмывал кафель, дабы подольше не мучить эпюры). Бывают и другие случаи – Некто не понимает, куда идти и деятельно топчется на месте, озирается, зовёт в даль светлую, как бы создавая иллюзию движения. Нынешнее общество больно прокрастинацией – оно заражено ею снизу доверху. Отсюда – какая-то патологическая тяга к разговорам на абстрактно-нежизненные темы.

Как угодно, только не «здесь и сейчас»! На днях в одном блоге велась многодневная беседа о том, что же для России лучше - республика иль монархия? Люди оживлённо полемизировали и местами ругались, доказывая свою правоту при помощи цифр и графиков. Залезли в советский период. Перепрыгнули в царский. «Уехали» в Америку. Лягнули Европу. Усмехнулись в сторону Англии. Было не лень дискутировать и скандалить.

В другом сообществе ломались копья насчёт Иоанна IV. И снова – цифры и графики, цитаты и – скриншоты. Бились не историки, но менеджеры на удалёнке. Меж тем дрались жестоко, будто Иван Грозный их лично двинул на бойню – хорошо, что на виртуальную. Усилились споры о советской колбасе и её составе. Конечно, сия тема лидировала давненько, но последние полгода как-то особенно громко. Отсель можно выйти на вопрос: «Надо ли нам возвращать СССР?»

Это не ностальгия – это серьёзное, долгое, унылое переливание из пустого в порожнее: «Горбачёв предал, катастрофа под вывеской перестройки, …а мог быть китайский путь, сейчас летали бы в космос, а я был бы умывальников начальником и генеральным-генералом…» Тут же прибегают те, что вопят: «Не надо!» и тоже начинают камлать, но уже о «прогнившей системе» и «отсутствии джинсов» в ПГТ Лесная Дурь 1982 года.

Почему это – прокрастинация, а не простое безделье, облачённое в историко-философическую оболочку? Лентяй Васисуалий Лоханкин из романа «Золотой телёнок» также ни черта не делал, а ходил по комнате и мыслил о ведущей роли отечественной интеллигенции. Тут – иное. Спорящие в блогах не лодыри – они с трудом понимают будущее, страшатся его. Пугаются резких прыжков в никуда.

Александр Проханов в одном из недавних интервью предположил: «Я думаю, что происходит идеологическая исчерпаемость. Народ заскучал, затосковал по крупной идее, которой все нет и нет». Да и мелких идеек нет, а потому разум день за днём изобретает бессмысленные смыслы (sic!) и принуждает к думам об упущенных возможностях времён Ивана Грозного, петровской европеизации, Перестройки, перестрелки… Поспорил о правильном советском общепите и – словно баталию выиграл. День да ночь – сутки прочь.

Источник: zavtra.ru