Русские Вести

Греф добрался до неба


Герман Греф планирует принять участие в создании нового отечественного лоукостера. Предполагаемая модель развития компании вызывает вопросы. Так, лоукостер Сбербанка, скорее всего, будет эксплуатировать иностранную технику, являющуюся прямым конкурентом отечественным разработкам.

19 января недавно назначенный министр транспорта Виталий Савельев заявил, что для дальнейшего развития авиаперевозок необходимо появление сразу двух новых лоукостеров: в центральной части России и на Дальнем Востоке. Будучи главой "Аэрофлота", Савельев активно занимался созданием первого отечественного лоукостера – компании "Победа". Нужно отметить, что проект получился весьма успешным. "Победа" не является убыточным перевозчиком и даже в кризисный 2020 год показала прибыль в 1,5 млрд рублей, обслужив девять миллионов пассажиров.

Согласно планам Савельева, второй лоукостер, который будет осуществлять перевозки в центральной части России, должен появиться не позднее 2022 года. По его словам, крупнейшим инвестором в проект станет Сбербанк:

Мы с президентом Сбербанка, Германом Оскаровичем Грефом, ведём активные переговоры по созданию лоукостера. Он готовится стать одним из крупнейших инвесторов.

Таким образом, Герман Греф планирует осуществить экспансию Сбера ещё в одну отрасль российской экономики. Уже сейчас Сбербанк является крупнейшим кредитором таких авиакомпаний, как "Аэрофлот" и Utair, однако одно дело – выдавать заём, а совсем другое – участвовать в непосредственном управлении компанией, являясь её главным акционером.

Боинги вместо МС-21?

Потенциальный заход Сбербанка в отрасль несёт серьёзные риски для российского авиапрома. Создавая "Победу", Савельев сделал ставку на эксплуатацию американских Boeing 737. К настоящему моменту лоукостер располагает 34 машинами данного типа, а к 2028 году намерен увеличить их количество до 170 единиц. Boeing 737 является прямым конкурентом российскому среднемагистральному МС-21, серийный выпуск которого начнётся уже через несколько месяцев. Разумеется, в 2014 году, когда появилась "Победа", иных вариантов, кроме Boeing, не было. Однако принятая Савельевым стратегия развития "Аэрофлота" до 2028 года также не подразумевает внедрение в "Победу" отечественных самолётов. Все российские машины (МС-21 и SSJ100) направятся в авиакомпанию "Россия", которая сосредоточится на перевозках по социально значимым направлениям. То есть на субсидируемых маршрутах. Вместе с этим с 2024 года предполагается нарастить выпуск МС-21 до 70–72 единиц в год. В этом контексте более 100 новых самолётов для "Победы" были бы весьма актуальными, но компания пока что не планирует внедрять отечественную авиатехнику.

При создании нового российского лоукостера, вне всяких сомнений, будет учитываться опыт "Победы". Во всяком случае, Савельев убеждён в том, что данная модель является эталонной. Аргументом этому может служить тот факт, что появление лоукостера ожидается в 2022 году, в то время, как производство МС-21 выйдет на полную мощность только через несколько лет. Объединив свои усилия с Грефом, глава Минтранса вновь сделает ставку на закупку иностранных самолётов. Таким образом, Сбербанк профинансирует иностранные корпорации вместо того, чтобы заниматься развитием отечественного авиапрома.

Производство важнее перевозок

Несмотря на все трудности, Россия сохраняет за собой статус авиационной державы. Отечественная промышленность способна производить все типы самолётов, как военных, так и гражданских.

В этом контексте перевозчики должны являться лишь конечным звеном всей цепочки авиапрома, выполняя задачу по внедрению и налаживанию эталонной эксплуатации российской техники. Коммерческая прибыль авиакомпаний не так важна. Даже при достижении наиболее эффективных показателей рентабельность авиаперевозок не может превышать 5–10%.

Вместе с этим производство самолётов создаёт огромную добавленную стоимость, неся синергетический эффект для ряда отраслей экономики. Согласно расчётам академика Глазьева, одно рабочее место в самолётостроении генерирует 8–10 рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому подход правительства России к развитию отрасли не может копировать модели иных государств, не имеющих собственной авиационной промышленности.

Новый лоукостер, создаваемый Сбербанком, возможно, и станет коммерчески эффективным, однако для российской экономики он будет бесполезным. Деньги уйдут за рубеж, а отечественный авиапром не получит ничего.

Константин Двинский

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Источник: ug.tsargrad.tv