Русские Вести

Образ будущего


Какую жилплощадь могут позволить себе сейчас подавляющее большинство молодых семей? Однокомнатную квартиру в огромном "человейнике", в лучшем случае – двухкомнатную. А потом долгие годы семья будет рассчитываться за это маленькое и, давайте начистоту, не всегда качественное жильё.

В такой ситуации тех, кто решился родить и воспитать хотя бы одного ребёнка, уже можно считать героями. А если детей больше? Когда семья разрастается, то всем её членам волей-неволей приходится существовать в условиях катастрофической нехватки жизненного пространства. И это, конечно же, не может не сказаться на развитии детей.

Нужна отдельная комната!

Насколько важно для ребёнка личное пространство? Психолог Татьяна Захарченко рассказала, что до трёхлетнего возраста его отсутствие не будет большой проблемой: маленький человек только-только начинает осознавать себя отдельной личностью. Наоборот, в этом возрасте чем ближе к маме, тем лучше. Однако по мере роста и развития ребёнка ситуация меняется.

Очень важный момент в жизни любого человека – выстраивание первых личных границ. Это когда ребёнок говорит "нет", "я не хочу", "я сам", "я могу", "это моё". И в этом периоде уже крайне важно, чтобы у ребёнка был хотя бы некий свой уголок, то есть то место, где лежат его игрушки, где находится его спальное место – это обязательно должна быть отдельная кровать. Чтобы ребёнок понимал, что это его пространство, его место,

– говорит психолог.

Этого уголка, по мнению эксперта, до пяти-шести лет ребёнку вполне достаточно. Но чем старше становится чадо, тем больше жизненного пространства ему необходимо.

В идеале у каждого ребёнка должна быть отдельная комната. Обязательно – с дверью, чтобы ребёнок имел возможность эту дверь закрыть. Это особенно важно в подростковом возрасте, и родители должны уважать право ребёнка закрыть эту дверь с внутренней стороны. Если этого не происходит, если ребёнок находится на общей территории, с кем-то её делит (либо родители не уважают его личное пространство) – это приводит к нарушению личностных границ, к формированию в будущем зависимых и созависимых отношений. То есть человек не может отстаивать себя, свою идентичность, что может в дальнейшем повлечь за собой проблемы с получением образования, с карьерным ростом. Таким образом, через своё место, через свою комнату у ребёнка формируется отношение к себе и к своему месту в жизни,

- считает Татьяна Захарченко.

Стёртая личность

Впрочем, реальность сильно отличается от идеала, и дети чаще всего вынуждены сосуществовать в одной комнате. Однако, по мнению психолога, это не лучший вариант для полноценного развития. Дети вынуждены защищать своё личное пространство, и огромное количество их внутренних ресурсов уходит именно на это. Понятно, что регулировать такие ситуации должны родители. А если они этого не делают?

"Как минимум кто-то будет доминировать, а кто-то подавляться. И это очень плохо для всех. У доминантной стороны формируется ощущение, что ей всё позволено. Однако когда такой ребёнок выходит в "большую" жизнь, он сталкивается с тем, что можно далеко не всё, что не все готовы воспринимать его таким, какой он есть, и позволять ему делать всё, что он хочет. Это очень серьёзное разочарование и стресс для нервной системы, пережить который крайне сложно", - поясняет Татьяна Захарченко.

Большие проблемы будут и у тех, кто находился в подавлении: такой человек вообще может не осознавать, кто он, чего хочет в жизни, куда ему двигаться. Именно эти дети, по мнению психолога, чаще всего попадают в ситуации зависимостей. Например, в так называемые плохие компании.

Просто так ребёнок никогда не окажется в плохой компании. И если он там оказался, это всегда следствие каких-то процессов, которые происходили до того. Это как минимум стремление к зависимой ситуации, когда над ним кто-то довлеет, кто-то им манипулирует. Почему? Потому что когда ребёнок был маленький, его жёстко подавляли.

Формирование различных форм зависимости (в том числе алкоголизма, наркомании, игромании) – одно из вероятных следствий нехватки у ребёнка жизненного пространства.

"Ко мне приходит много ребят с зависимостью, но в состоянии ремиссии. И у всех одинаковая проблема: отсутствие личных границ и стёртое "я". То есть как такового "я", личности, нет. Его надо конструировать, воссоздавать заново", - резюмирует эксперт.

Хороший пример

Итак, бетонные гетто "стирают" личность детей. Однако это полбеды. Другая её половина, по мнению основателя Царьграда Константина Малофеева, в том, что в условиях ограниченного жизненного пространства большинство семей вряд ли решатся родить и воспитать более чем одного ребёнка. А это только усугубит те демографические проблемы, которые мы сейчас имеем. Меж тем, считает Константин Валерьевич, в истории есть отличный пример решения данного вопроса: это одноэтажная Америка.

Одноэтажная Америка, о которой мы все знаем, которую мы видели по телевизору, не родилась спонтанно. В 1920-х годах, когда у них наступила Великая депрессия, все они жили в этих "нью-йорках", о которых снят фильм "Банды Нью-Йорка". В бараках, с бельём, вывешенным из одного окна в другое. И никакой одноэтажной Америки не было. Были фермеры, и были вот такие города. Точно как у нас. Это была сознательно принятая политика, и с 1940 по 1948 год в Америке 60 млн человек переехали за город. Именно тогда родилась одноэтажная Америка, о которой сняли сериалы. В которой женщины с удовольствием становились домохозяйками, мечтали об этом, потому что быть домохозяйкой в таком доме почётно. А быть домохозяйкой в однокомнатной квартире, конечно, никакого интереса. И именно в этой Америке коэффициент рождаемости поднялся до 3,8 ребёнка на одну женщину,

– рассказал Константин Малофеев.

По мнению основателя Царьграда, именно вследствие такой политики в США с 1946 по 1964 год произошёл знаменитый беби-бум. И нам, если мы хотим добиться результата, нужно действовать так, как действовали американцы 70 лет назад.

Преимущество домов одноэтажных, частных, индивидуальных над "человейниками" не просто теоретическое. Оно доказано. А в Советском Союзе, там, где строили эти бетонные коробки огромными количествами, мы знаем, что рождаемость падала, число абортов росло, и в результате мы сейчас находимся в "красной зоне" с точки зрения выживаемости нашей нации и смотрим на ужасные прогнозы ООН о том, что в 2050 году, может быть, русских в мире останется меньше 100 миллионов. Так вот, для того чтобы этого не случилось, мы должны сделать то, что уже до нас когда-то было сделано. В масштабе, сравнимом и даже большем, чем то, что происходит у нас сейчас,

– считает Константин Малофеев.

В столицах земли нет, а в провинции и не нужно

Казалось бы, есть проблема – и есть очевидный способ её решения. Однако в России по-прежнему продолжается тотальное строительство "человейников". Даже реализуемая в настоящий момент программа льготной ипотеки рассчитана на покупку квартир именно в новостройках. Почему так происходит?

Вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко считает, что массовое возведение малоэтажного жилья в России может стать реальностью, однако сейчас это не в приоритете государственной политики. По её мнению, строительное лобби, ратующее за "штамповку" многоэтажек, гораздо больше и активнее, чем граждане, которые хотели бы жить на собственной земле.

"Там нет объединений застройщиков, которые развивают территорию, и в принципе этот сегмент малоразвитый по сравнению с той же Америкой", - сказала Ирина Радченко.

Впрочем, не всё так плохо. Тот же Сбер, например, начал выдавать ипотеку для строительства частного дома по программе государственной поддержки под 5,3 процента, причём ставка фиксируется на весь срок кредитования. В апреле текущего года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому действие программы "Семейная ипотека" распространяется и на строительство индивидуального жилья: на эти деньги можно и купить земельный участок, и возвести просторный коттедж для семьи. Казалось бы, бери да строй…

Однако принципиальное значение имеет не только факт наличия самого дома, но и то, где он будет построен. В столицах и других крупных мегаполисах (а также в их окрестностях) со свободной землей, мягко говоря, туго, а в условной Старице этот участок и даром никому не нужен. Потому что у семьи, помимо жилья, есть и масса других потребностей – разностороннее образование для детей, хорошее медицинское обслуживание, нормальная коммунальная инфраструктура, возможности для культурного развития. Наконец, достойная работа для кормильца. Как с этим обстоят дела в провинции, хорошо известно. Поэтому на первый план выходит другая проблема: выравнивание уровня жизни в столицах и в русской глубинке…

Сделать это можно. Более того, Россия движется в данном направлении: президент Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию поручил правительству разработать систему мер поддержки семей с детьми, главная цель которой – исключить для них угрозу бедности.

Что ж, дождёмся результатов этой работы.

Алексей Ульянов

Источник: old.tsargrad.tv