Русские Вести

Революция в семейном праве или любопытная социальная затея?


В эти выходные премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон призвал к революции в семейном праве и объявил главный приоритет семейной политики Великобритании.

Таким приоритетом на ближайшие пять лет станут всеобщие обязательные тренинги для родителей по воспитанию детей, независимо от уровня благополучия или неблагополучия семьи, сообщает The Guardian. 

Родителей будут учить родительским компетенциям согласно некой модели.

Но прежде чем удивляться странным предложениям Кэмерона, обратим свои взоры на Россию:

"Одна из социально-любопытных затей, поддержку которой обещали в Минобразования РФ, - курсы для молодых родителей и тех, кто планирует ими вскоре стать. В ближайшее время по всей стране желающих начнут «учить быть родителями».

- Сеть «родительских курсов» во всех регионах страны должна появиться уже в течении 2015 года, — рассказал ответственный секретарь управляющего совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев."

( Цитата из статьи в "Московском комсомольце" от 16 февраля 2015 года)

Сразу бросается в глаза, что премьер-министр Британии заявляет о курсах для родителей как о революции, в то время как в консервативной России курсы почему-то подаются как "любопытная социальная затея".

Обязательные курсы для родителей в Британии и пока еще необязательные в России - это беспрецедентное вмешательство в личную жизнь людей. 

Причем, как всегда, оно замаскировано рядом понятий, привычно скрывающих истинную суть явления. Тотальный контроль над семьей, над рождаемостью, над семейной идеологией и национальными традициями воспитания молодого поколения, - скрыты за публичными лозунгами "укрепления семьи", "борьбы с бедностью" и "предотвращения распада семей". 

И как мы видим, подобный глубоко инвазивный уровень вмешательства в частную жизнь семье - это печальный удел не только британцев. 

Увы, надо констатировать, что это международный тренд.

Агрессивная тенденция превратить право быть родителем в некую профессиональную компетенцию, причем поставив на одну ступень родных родителей, опекунов и социальных воспитателей - фостерных родителей (ведь главное - набор компетенций), давно определенными структурами обозначена как у нас, так и в других странах. Быть родителем теперь обучат "специалисты". 

Правда, всем очевидно, что эти "специалисты" сами обучены "на коленке" на разного рода курсах по методичкам какой-либо из западных стран. 

В России, как и во многих других странах, в том числе европейских, отсутствуют учебные заведения, профессионально обучающие специалистов по работе с семьей. Также по информации европейских правозащитников, общий кругозор, общий уровень культуры и уровень профессионализма европейских "специалистов по работе с семьей", обычно очень низок.

Но вернемся к вопросу внедрения курсов для родителей. 

В России предложения о внедрении обучающих курсов для родителей исходят, в первую очередь, от руководителей чиновничьей Национальной родительской ассоциации, от "Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". 

В практических программах последнего, реализующего в России принятую ООН идеологию "позитивного, или ответственного родительства", ставящего во главу угла принципы высших интересов ребенка, воспитание без насилия, тренинги родительских компетенций и пр, представлены планы по расширению курсов родительских компетенций по России в рамках Комплекса мер по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. На это выделены соответствующие бюджетные средства.

Что касается НРА, то данная псевдородительская организация утвердила свои рекомендации для органов исполнительной властиоб организации курсов для родителей через Министерство образования РФ. Причем не стоит удивляться, что лозунги о необходимости курсов очень похожи на британские. Вопрос об авторстве рекомендаций НРА в данном случае лучше оставить для будущего обсуждения:

Стоит вспомнить, что несколько лет назад российская общественность была возмущена циничным пересмотром традиции детско-родительских отношений в форсайт-проекте Общественной палаты РФ "Детство-2030". В частности, на первых этапах рассмотрения форсайта одним из пунктов рассматривалось обязательное обучение родителей и лицензирование родительства и, соответственно, права на рождение ребенка.

И вот прошло совсем немного лет, форсайт забыт как страшное прошлое, но напрасно:  дело социального инжиниринга живет. Напомню, что технология форсайта - это не прогнозирование, а программирование сценария развития будущего.

Возвращаясь к речи Дэвида Кэмерона, нужно обязательно упомянуть, что премьер выразил готовность финансировать обучение и 10 000 специалистов, чтобы те, в свою очередь, обучали родителей. 

Так называемые "специалисты" не будут государственными и обучение они будут проходить не государственными организациями.  Точно такая же ситуация и в России, где семимильными шагами развивается частно-государственное партнерство в этой сфере и неуклонно возрастает роль социальных НКО, часто сомнительных, а порой и вовсе опасных и связанных с международными сектами. Именно НКО обучают на своих курсах малопрофессиональную растущую армию "специалистов по работе с семьей". В письме Минобразования РФ с рекомендациями функции НКО очерчены особо.

Никто не будет спорить, что если курсы для родителей были бы добровольными и исходили бы из позиции поддержания традиционных семейных ценностей согласно тому, как это понимается в России, то они могли бы принести несомненную пользу желающим их посетить.

Однако в нынешней ситуации надежд как на принцип добровольности, так и на традиции, крайне мало: так, первой ласточкой в вопросе лицензирования родительства стали сначала добровольные, а вскоре и обязательные курсы и лицензирование приемного родительства в 2012 году. 

Причем в основу программы школ приемного родительства в России Министерством образования РФ была положена программа Благотворительного фонда "Семья", которым руководит один из лидеров церкви неопятидесятников-харизматов Михаил Пименов и его напарник Алексей Рудов. 

Фонд Пименова, неоднократно отмеченный госструктурами за свою деятельность в сфере "профилактики сиротства", в свою очередь, имеет давние и довольно любопытные связи с организациями, работающими очень далеко от сферы поддержания традиционных семейных ценностей.

По информации ведущего научного сотрудника Центра военно-стратегических исследований Генштаба ВС РФ политолога Татьяны Грачевой, среди многих иностранных партнеров Пименова, который продвигал и продолжает продвигать сеть Школ приемных родителей в РФ, есть, например, Evan B . Donaldson Adoption Institute.

Этот Институт, по заказу Rainbow Endowment, подкрепленному очень щедрым грантом, провел "исследование в масштабах всей страны относительно того, как агентства по усыновлению в США работают с парами гомосексуалистов и лесбиянок, желающих усыновить детей. Результаты исследования показали, что количество агентств, желающих заниматься помещением детей-сирот к взрослым гомосексуалистам и лесбиянкам, увеличивается, а вместе с этим увеличивается и число усыновителей из этой среды".

Среди партнеров Михаила Пименова эксперт Татьяна Грачева называет также Институт поведенческой генетики США, включенный в сферу деятельности ЦРУ.

Как видим, что касается разработчиков курсов для приемных родителей, то слишком далеки от того, чтобы их можно было заподозрить в поддержании традиционных семейных ценностей. 

Если исходить из понимания общей тенденции и судить по речи британского премьера  об обязательности курсов для всех родителей в Британии, и в России в скором времени рассчитывать на добровольность также не придется.

Если следовать логике развития курсов приемных родителей с дальнейшим лицензированием, то следующим шагом после внедрения курсов для обычных родителей вскоре также станет лицензия-разрешение на воспитание детей? Ведь в концептуальном аппарате Совета Европы все типы родителей ничем не отличаются.

В конце хочу привести расшифровку понятия "родители" согласно концепции ООН о "позитивном родительстве", обозначенной в рекомендациях Минобра, в материалах Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации:

«Родители» – лица, обладающие родительскими правами и ответственностью. Применительно к рассматриваемому вопросу (воспитание ребенка в семейной среде) термин «родители» относится не только к биологическим родителям, но и лицам, выполняющим родительские функции (уход за ребенком и его воспитание) и обладающим родительскими правами и ответственностью (опекунам, приемным родителям, усыновителям).

(Продолжение, к сожалению, следует)

 

Краткий обзор ситуации:

Анна Кисличенко

Источник: ivan4.ru