Русские Вести

В России призвали сделать благополучную многодетную семью моделью для подражания


В Екатеринбурге начал свою работу XIV Уральский демографический форум. Эксперты, собравшиеся не только со всей России, но и из стран ближнего зарубежья, поднимают актуальные вопросы по поводу падения рождаемости, обсуждают меры поддержки многодетных семей и оценивают среду, в которой сложилась ситуация, когда прирост населения обеспечивают в основном мигранты. Всего на форуме предполагается участие 200 специалистов из восьми стран. 31 мая на Ученом совете Института экономики УрО РАН прошло пленарное заседание, в ходе которого участники обсудили образ многодетной семьи.

Убыль населения — больная тема для России сегодня, ни для кого не секрет, что рождаемость переживает очередной спад, а специалисты продолжают спорить, какая из демографических ям — послевоенная или постперестроечная — спровоцировала катастрофическую ситуацию. С одной стороны, в свое время меры поддержки семей с детьми в целом и материнский капитал в частности значительно повысили количество пар, решившихся на второго и третьего ребенка. Но и этого увеличения рождаемости (по сравнению с предыдущим периодом), зафиксированного в последние 6-10 лет, недостаточно. А теперь даже расходы Правительства на маткапитал снижаются несколько лет подряд — то есть его получателей становится все меньше и меньше. Может быть, дело в том, что многодетность у нас до сих пор ассоциируется с бедностью, и нынешний размер маткапитала неспособен эту тенденцию переломить?

Помимо социальных аспектов, необходимых для того, чтобы в семьях рождалось как можно больше детей (тут и здравоохранение, материальная поддержка, доступное образование), есть фактор, о котором почему-то забывается — идеология. Да, постулируется курс на "традиционные ценности" и все понимают, что основная такая ценность — это дети и семья. Но до сих пор отношение к многодетным матерям даже в обществе скорее негативное, чем позитивное. А ведь когда-то "мать-героиня" произносили без иронии и сарказма. Что изменилось?

Зампредседателя научного совета "Демографические и миграционные проблемы России" при ООН РАН, доктор социологических наук Тамара Ростовская считает, что работать надо не просто над образом многодетной семьи, а над образом благополучной многодетной семьи. Слава богу, такие примеры у нас есть, хотя их настолько мало, что можно считать "штучным товаром", тем не менее, СМИ и кино должны взять актуальную тему на вооружение — снимать документальные фильмы и рассказывать о матерях-героинях, как это было в СССР. В пример Тамара Ростовская приводит газетную сводку от 1944 года, где есть специальная колонка: людям рассказывали, кто получил звание "матери-героини". У нас о таких женщинах ничего не пишут, как будто о них и неизвестно. А между тем, в России 11 женщин на сегодняшний день удостоены этого звания и им нужна не только материальная поддержка, но и признание общества.

"Почему у нас нет рекламы? Почему у нас нет плакатов? Почему у нас нет фильмов, посвященных нашим дорогим женщинам, многодетным матерям? Матерям благополучных семей. Кто в этом виноват? Правительство? Да нет, мы сами. Мы должны показывать благополучную, многодетную, многопоколенную семью", — говорит Ростовская.

Благополучная семья — это фактор демографической безопасности России. Что скрывается за этим термином? Во-первых, конечно, зарегистрированный брак, многодетность, во-вторых, уважительные отношения внутри семьи, комфортное жилье и отсутствие вредных привычек у родителей. К этому стоит прибавить здоровые отношения с бабушками и дедушками, а также с другими родственниками семьи. Доступ к качественным образованию и здравоохранению — также один из параметров благополучия.

Но пока мы говорим о неофициальном понятии, в России нет даже правового статуса для вполне официальной "многодетной семьи". В законодательстве на федеральном уровне не закреплено понятие "многодетные родители". Как без этого можно всерьез говорить о мерах поддержки?

Прямая связь между молодежной политикой и демографической — еще одно направление, в котором стоит мыслить законодателям. Средний возраст матери на сегодняшний день поднимается, но стоит разрабатывать модель "студенческого брака" — в вузах должны идти навстречу молодым матерям. А в школах нужно формировать не просто гражданина страны, а гражданина-семьянина, ориентированного на брак и воспитание детей, считают эксперты форума.

До суммарного коэффициента рождаемости в 1,7 ребенка на женщину, запланированного в 2018 году Владимиром Путиным, нам так и не удалось дойти, более того, коэффициент снизился с 1,6 до 1,4. Но если вдуматься, то сама цель майского указа президента означала дальнейшее вымирание населения, ведь для простого воспроизводства коэффициент должен быть выше 2. Да, упрекают молодежь, что мало рожают, отмечает в своем докладе профессор кафедры социологии и технологий УрФУ Юрий Вишневский, но забывают, что молодых женщин сейчас гораздо меньше — сказывается "яма" 90-х, поэтому нужно работать и на увеличение репродуктивного возраста.

"Есть слабый сигнал от материнского капитала, от внимания к многодетным семьям — стали появляться третьи дети. Если в 2016 году это было 14%, каждый седьмой родившийся ребенок был третьим, то в 2021 году — 18,8%, почти 20% — каждый пятый. Вот она перспектива, если хотите, вот тренд, что доля третьих детей возрастает", — говорит Вишневский.

Не стоит все сваливать на демографические ямы из-за Великой Отечественной войны и потом — из-за развала СССР, говорит завкафедрой демографии Высшей школы современных социальных наук МГУ им. М. В. Ломоносова Владимир Ионцев, он напоминает, что после войны ситуация была гораздо хуже, и тем не менее мы показали резкий рост рождаемости. С чем это было связано? Явно не с льготной ипотекой.

Вся система была настроена на счастливое детство, а сейчас молодежная политика не нацелена на повышение демографии, да и, кажется, весь социум противостоит многодетности. А именно в ней заключается евразийский путь демографического развития, он базируется на национальных традициях и историческом опыте, а также является альтернативой современной западной глобально-либеральной модели "второго демографического перехода". По теории демографических переходов, процессы создания семьи и рождения детей меняются под давлением социально-экономических факторов. "Второй переход" проявляется в виде роста среднего возраста заключения брака и рождения первого ребёнка, увеличения интервалов между рождением детей, происходит повышение роли рождаемости вне официального брака, увеличивается доля людей, никогда не вступавших в зарегистрированный брак и не имевших ни одного ребенка.

Эксперты сходятся в одном: не только материальная поддержка должна стимулировать рождаемость в стране, психологический климат тоже должен измениться, он и меняется сейчас. Социолог, доктор философских наук Вишневский заявляет, что мы уходим от либеральной парадигмы "единоличников", ЛГБТ, идеологии "чайлдфри", и появляется тренд на создание многодетных семей — это единственное, что может спасти страну.

Александр Назаров

Источник: www.nakanune.ru