Заявленная повестка прошедших встреч Владимира Путина с Александром Лукашенко: укрепление интеграционных процессов в рамках Союзного государства, — заставила весь мир всерьёз заговорить о перспективах восстановления единого восточнославянского государства, которое в виде Московского царства, Российской империи и Советского Союза существовало с 1654 по 1991 год, — то есть возникло раньше, чем такие современные общепризнанные "центры силы", как Соединенные Штаты Америки (с 1776 года) и даже Великобритания (с 1707 года).
Главный вопрос заключается в том, почему в Кремле решили включить форсаж на этом направлении именно сейчас. Наиболее популярная в определённых кругах версия ответа сводится к тому, что создание нового межгосударственного объединения позволит Владимиру Путину на легитимной основе продлить свое политическое лидерство после 2024 года, таким образом обходя "запрет третьего срока" и наболевшие проблемы с российской Конституцией 1993 года.
Сторонники второй, "экономической" версии, параллельной и дополнительной к изложенной выше "политической", утверждают, что Россия, страдающая от западных санкций, Крыма, войны в Сирии и так далее, больше не может и не хочет спонсировать союзные отношения с Белоруссией в прежнем объёме и формате, теряя на этом — тут называются разные цифры, в диапазоне от 500 миллионов до нескольких миллиардов долларов — ежегодно.
Не исключено, что и те, и другие соображения в какой-то мере повлияли на нынешнюю позицию Кремля, но вряд ли они могли сыграть здесь какую-то решающую роль. Во-первых, до 2024 года ещё целых пять лет, и с этой точки зрения форсировать интеграцию с Белоруссией уже сегодня — вряд ли оптимальное решение. А предположения, что у Москвы якобы нет средств для сохранения прежних отношений с Минском, вряд ли соответствуют действительности, поскольку профицит платёжного баланса у России в 2018 году, согласно предварительным оценкам, превысил 125 млрд. долл., бюджет исполнен с профицитом более чем в 3 трлн. рублей (около 45 млрд. долл.), а перспективы на 2019 год, хотя и не радужные ввиду возможной "второй волны" глобального финансового кризиса, но и далеко не катастрофичны. Так почему именно сейчас?
На мой взгляд, речь может идти, прежде всего, о президентских выборах 2020 года в братской и союзной с нами республике. Не секрет, что подвести к ним Белоруссию наши западные "партнеры" были намерены в условиях очередного "майдана". И почва для этого их усилиями в значительной мере уже подготовлена — как внутри гражданского общества, так и во властных, включая силовые, структурах Белоруссии. При этом проект "белорусской весны" ориентировочно готов к запуску чуть ли не с марта 2019 года. Тем более, что к делу на этот раз подключены не столько "тихие американцы", сколько британские "джеймсбонды". И реальная политическая ситуация в Республике Беларусь очень сходна с той, что была в Турции накануне попытки военного переворота в июле 2016 года и на Украине осенью 2013 года.
Не менее важно и то, что данный сценарий может быть напрямую увязан с президентскими выборами на Украине, которые должны пройти 31 марта 2019 года. Фактор белорусского "майдана", видимо, должен работать в "связке" с мобилизацией националистического и дезорганизацией протестного электората "незалежной" с целью обеспечить выход во второй тур и последующее переизбрание Петра Порошенко.
Скорее всего, именно поэтому в Кремле решили не дожидаться начала минского "евромайдана", а напротив, включить в политическую формулу грядущей "антибеловежской" интеграции не только Белоруссию, но и Украину, которой в любом случае, рано или поздно (лучше раньше, чем позже) предстоит несколько очень трудных лет поэтапной "дебандеризации" и "демайданизации"... Какие условия и гарантии были при этом предложены Лукашенко, неизвестно, но и на недавнем саммите СНГ, и на переговорах с президентом РФ "батька", похоже, торговался до последнего и ставил под сомнение всю мотивирующую информацию с российской стороны.
Но если, скажем, в декабре 2023 года или чуть раньше действующие президенты трех республик: России, Украины и Белоруссии — заявят об отмене Беловежских соглашений, подписанных 8 декабря 1991 года в Вискулях Борисом Ельциным, Леонидом Кравчуком и Станиславом Шушкевичем, пусть это никого не удивит.
Александр Маслов