Русские Вести

Москва — не таёжный посёлок вахтовиков


Сребролюбие или ненависть к историческому облику Москвы?

Старинная роща и трёхсотлетнее дерево пережили самые драматические страницы истории нашей страны и столицы: становление России как Империи, нашествие Наполеона и пожар Москвы, переворот 1917 года и Гражданскую войну, Великую Отечественную войну и оборону Москвы, но вот «пережить» мэра столицы Сергея Собянина, который делает из старинного города безликую агломерацию, не смогли. Можно констатировать почти целенаправленное уничтожение облика старой, исторической Москвы. Рвётся связь поколений и эпох, город обезличивается до состояния сплошной новостройки без истории и культурного наследия.

Варварское уничтожение дубовой рощи и трёхсотлетнего дуба вместе с ней — не единственный историко-архитектурный провал мэрии. За 2010–2020 гг. их более 200 (!), вот лишь некоторые, которые вспомнились навскидку:

  • жилой дом станции Владыкино, построенный в 1905–1907 гг. в составе ансамбля Московской окружной железной дороги, Станционная улица, 6;

  • палаты Римских-Корсаковых XVIII века, застройщик разрушил часть фасадов, Остоженка, 4;

  • техническое училище Московско-Брестской железной дороги 1878 года, Тверская Застава, 3;

  • комплекс городской усадьбы Сушкиных и Маттейсена XIX века, Георгиевский переулок, 1, строения 2 и 3;

  • деревянный дом 1895 года постройки — в мэрии ему присвоили статус самостроя и распорядились снести, Спартаковский переулок, 2, строение 6;

  • флигель усадьбы Балк-Полевых 1810-х годов, Новая Басманная улица, 8.

Что происходит, почему объекты культурного и исторического наследия сносятся ради возведения новостроя, а проектирование городской инфраструктуры происходит без учёта сохранности таких объектов? Это дремучая некомпетентность или сознательная позиция? Москва — один из древнейших городов России с культурным слоем толщиной выше роста Собянина и многочисленными памятниками старины, а не таёжный посёлок вахтовиков, где снос жилого вагончика или места общего пользования никакого ущерба не принесёт. С московской стариной необходимо обращаться бережно — она создана руками ушедших поколений, она свидетель их чувств, их культуры, их радости побед и горечи поражений.

Нельзя проводить бездумное строительство в насыщенной культурным наследием городской среде лишь ради того, чтобы «пристроить» очередной выгодный подряд в руки «своих» строительных компаний.

Безликая агломерация на месте древней столицы

Вполне вероятно, что именно ради такого варварства и набирают московские коммунальные предприятия только рабочих-мигрантов, чтобы они без всякой жалости расправлялись с культурно-историческим наследием, на которое у русского рабочего рука не поднимется. Даже на стремительно дичающей Украине стараются сберечь Запорожский дуб и всё то, что от него осталось, а в столице нашей Родины, древней и богатой культурными памятниками Москве, исторически значимую рощу спилили, несмотря на отчаянное сопротивление местных жителей.

Ещё одним мотивом такого поведения может быть сотрудничество мэрии с международным консалтингом, специалисты которого навязывают недалёким московским урбанистам безликий стиль унифицированных городских агломераций, стирание глубоко индивидуального облика исторической Москвы, уничтожение культурного наследия и связи поколений. Это всё нужно для того, чтобы приехавший в Московскую агломерацию иностранец, эдакий новый кочевник, не чувствовал себя некомфортно в столице с богатым культурным наследием, а видел лишь сплошной новострой, как в Китае, Австралии или Латинской Америке.

Среди западных элит в 2000-х — начале 2010-х годов была популярна теория создания примерно 200 унифицированных городских агломераций по всему миру, в которых действуют единые стандарты и высок уровень технологического развития, высокий ВВП на душу населения, но за пределами которых — разруха, нищета и архаика. Эти агломерации, по замыслам авторов концепции, должны быть гораздо более связаны между собой, чем с окружающими их территориями, в них должно действовать унифицированное международное законодательство, а то, что вокруг, условное мировое «замкадье», должно влиять на них очень слабо.

В последние годы разговоров об этой концепции стало заметно меньше. Очень не хочется верить в то, что чиновники мэрии исходят из концепции построения в Москве открытой миру, но изолированной от России агломерации и сознательно уничтожают русский исторический облик нашей столицы.

Источник: zen.yandex.ru