Русские Вести

Путин прошёл между двух ультиматумов


В сложной и напряжённой игре нервов вокруг войны на Украине наступил новый раунд. Владимир Путин отверг ультиматум Европы, но выполнил условия ультиматума США. Такой вывод напрашивается после непривычно поздней пресс-конференции президента.

Плохая Европа и хорошие США

Напомним, ещё совсем недавно из Вашингтона следовали заявления о том, что переговорный процесс по Украине зашёл в тупик. Что США выйдут из него и введут новые санкции против России, если та не продемонстрирует стремления к миру и если наша страна и Украина не начнут прямые переговоры между собой.

Но в субботу в Киев приехали лидеры четырёх европейских стран – Стармер, Мерц, Макрон и Туск – и фактически предъявили Москве куда более жёсткий ультиматум – продлить трёхдневное перемирие ко Дню Победы ещё на месяц.

В противном случае грозили масштабными массированными санкциями против энергетического и банковского секторов России, поставками Киеву дальнобойных немецких ракет "Таурус" (любимая пугалка нового немецкого канцлера), вводом на Украину европейского контингента, снятием моратория на удары по территории России.

При этом российское условие к перемирию в виде прекращения – на время его действия – поставок вооружений на Украину было отвергнуто. Как и любые гипотетические попытки выдвижения других условий.

А параллельно 9 мая во Львове министры иностранных дел почти 20 европейских стран объявили о создании в Люксембурге международного трибунала, который будет судить руководство России. То есть в день 80-летия Победы над фашизмом Европа, которая в годы Второй мировой войны в подавляющем большинстве выступила на стороне нацистской Германии, решила устроить новый Нюрнбергский процесс. Но теперь уже против лидеров страны, победившей Гитлера.

С чего вдруг Евросоюз, ещё недавно демонстрировавший разброд и шатания, вдруг выступил так жёстко и так дружно? А с того, что, как было объявлено, такая позиция была согласована с Трампом. И это похоже на правду. Потому что в тот же день, 9 мая, Белый дом одобрил передачу Германией Украине 100 ракет для комплексов Patriot и 125 ракет большой дальности ATACMS для ударов вглубь территории России.

Мы видим как бы классический приём с двумя "следователями" – "плохим" и "хорошим". На фоне ультиматума Европы ультиматум США выглядит не таким уж и страшным.

Для ответа на европейский ультиматум нашей стране было дано чуть больше суток: согласно его условиям, 30-дневое перемирие должно было вступить в силу в понедельник, 12 мая.

Путин успокоил патриотов

Россия хоть и ответила в установленный ультиматумом срок, но очень достойно – проявила одновременно гибкость и твёрдость.

С одной стороны, Путин заявил о готовности начать с Украиной прямые переговоры без предварительных условий уже в будущий четверг, 15 мая, чего требовали США. С другой стороны, отверг европейское требование о немедленном 30-дневном перемирии. Все нормальные люди прекрасно понимают, что длительное перемирие сегодня позарез нужно Украине, чтобы она получила передышку перед решающими боями, которые должны вот-вот начаться.

Понятно, что если даже зимой – в неблагоприятное время для ведения наступления – русская армия продвигалась вперёд, то уж летом она и подавно будет добиваться поставленных задач. Отсюда и цель – остановить это продвижение с помощью дипломатии, заключить что-то вроде приснопамятных Минских соглашений.

Президент в своём ночном заявлении недвусмысленно – к облегчению многих в России – высказался на этот счёт: 

Мы настроены на серьёзные переговоры с Украиной. Их смысл в том, чтобы устранить первопричины конфликта, выйти на установление долгосрочного прочного мира на историческую перспективу. Не исключаем, что в ходе этих переговоров удастся договориться и о каких-то новых перемириях, о новом прекращении огня. Причём о реальном перемирии, которое соблюдалось бы не только Россией, но и украинской стороной, было бы первым шагом, повторяю, к долгосрочному, устойчивому миру, а не прологом к продолжению вооружённого конфликта после довооружения, доукомплектования ВСУ и лихорадочного рытья окопов и новых опорных пунктов. Кому нужен такой мир?

Что с демилитаризацией и денацификацией Украины?

Вместо "Минска-3" Путин предложил "Стамбул-2". Повторил то, о чём Россия заявляла и раньше: мирные переговоры с Украиной нужно продолжить с того, на чём они были прерваны в 2022 году в Стамбуле. И состояться они должны там же.

На следующий день помощник президента Юрий Ушаков пояснил для тех, кто, возможно, из заявления Владимира Путина чего-то недопонял: предложенные Россией новые переговоры в Стамбуле должны проходить с учётом встреч, прерванных в 2022 году, и "реальной ситуации на земле". То есть Россия ни на йоту не отступила от своей прежней позиции.

Напомним, ключевыми пунктами проекта тех Стамбульских соглашений от 2022 года были:

  • нейтральный статус Украины и её невступление в НАТО или другой военный союз, но при этом она может присоединиться к ЕС;

  • неразмещение на территории Украины любого иностранного оружия;

  • сокращение численности ВСУ (Россия добивалась, чтобы они располагали не более чем 85 тысячами человек личного состава, 342 танками и 519 артиллерийскими орудиями, а дальность полёта украинских ракет не превышала 40 километров. Украина же хотела оставить 250 тысяч военнослужащих, 800 танков и 1,9 тысячи артиллерийских орудий);

  • придание русскому языку на Украине статуса государственного, его использование в том числе в правительстве и судопроизводстве;

  • решение вопроса принадлежности Крыма в течение 10-15 лет путём дипломатии, а судьбу других бывших украинских территорий, подконтрольных России, – на переговорах Путина и Зеленского.

С учётом сегодняшней "реальной ситуации на земле" и "устранения первопричин конфликта" (а среди них были дискриминация русскоязычных жителей, гонения на Православие и распространение на Украине нацизма) – не такая уж плохая стартовая позиция для России на возможных переговорах.

"Интересная стратегия"

Во всей этой коллизии обращают на себя внимание ряд моментов.

Ещё недавно, в марте, о "Стамбульских соглашениях" как об отправной точке для будущих переговоров с Россией говорил спецпредставитель Трампа Стив Уиткофф, потом другой спецпредставитель, Кит Келлог, заявил, что они не могут быть основой для "мирной сделки". Через несколько дней Келлог от переговоров по России и Украине был отстранён.

А 5 мая Трамп вдруг заявил, что к ним подключается президент Турции Эрдоган. Тогда было не очень понятно, в каком качестве. Но через несколько дней, во время ночной пресс-конференции и словах о "Стамбуле-2", Владимир Путин это разъяснил.

Складывается впечатление, что Россия и США достигли неких негласных договорённостей и события так или иначе развиваются в их русле, в рамках некой дорожной карты, которая отрисована, возможно, не детально, но в основных своих контурах, и Царьград уже обращал на это внимание. Подковёрной дипломатией, в частности, можно объяснить и тот факт, что Зеленский уже дважды негласно присоединялся к объявленным Россией перемириям, хотя поначалу на словах их отвергал.

Идёт сложная и многосторонняя игра. И в том числе игра нервов. При этом руководство России, конечно, не может не учитывать, что Америка – вероломный переговорщик. Чего бы не произносил вслух и не обещал втихаря Дональд Трамп.

Почему-то не выходят из головы его недавние слова, сказанные Зеленскому в Ватикане, – те самые, которые расшифровали специалисты по чтению по губам:

Это очень интересная стратегия. Вы можете быть спокойны.

ВЛАДЛЕН ЧЕРТИНОВ

Источник: tsargrad.tv