Русские Вести

Вопреки санкциям


Скандинавские страны всё чаще подают сигналы о своей заинтересованности в экономическом сотрудничестве с Россией. При этом не выходят из коллективных санкций Запада против РФ с 2014 года. Похоже, санкционный режим всё сильнее мешает долговременным экономическим интересам скандинавов, но политическое влияние США и их основных военно-политических союзников в Европе не позволяет им официально выйти из антироссийских санкций. И тем не менее...

Транспортные ведомства и компании РФ, Финляндии и Норвегии на днях согласовали взаимовыгодные, притом масштабные железнодорожные проекты, которые предусматривают прямое сообщение по кратчайшему маршруту между российским Северо-Западным федеральным округом, северной Финляндией и североатлантическими портами Норвегии. Совместная реализация этих проектов намечена до 2030 года включительно. 

Характерно, что даже в условиях сохранении санкций их не оспорили ни НАТО, ни Евросоюз. Видимо, Хельсинки с Осло удалось совместно отстоять приоритет экономических интересов Скандинавии, имеющей с РФ сухопутные и морские границы протяженностью более чем 1600 км.

По данным Минтранса РФ и ОАО «РЖД», представители России, Финляндии и Норвегии в конце мая с.г. согласовали в рамках трехстороннего коммюнике обновлённый в апреле 2020 г. проект Совместного транспортного плана региона Баренцева моря.

Новые железнодорожные маршруты «соединят Север и Северо-Запад РФ с соседними государствами Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (англ. ВЕАТА)». Точнее, появятся три железнодорожных трансрегиональных маршрута: Петрозаводск — Мурманск — Никель (РФ) — порт Киркенес (самый северный порт Норвегии); Воркута — Котлас — Сыктывкар — Архангельск (РФ) — Вартиус (граница с Финляндией) — порт Оулу (северо-запад Финляндии) и Петрозаводск (РФ) — Каяни (граница с Суоми) — эта линия станет кратчайшим выходом к портам западной Финляндии.

Планируется построить участки Никель — Киркенес (около 40 км) и Архангельск — Вартиус (около 200 км), для повышения пропускной способности действующие участки вышеупомянутых артерий будут модернизированы. Эта программа будет финансироваться на трехсторонней основе. Пропорции финансирования планируется доуточнить не позже осени текущего года. А к 2022 году намечено согласовать единые транзитные тарифы.

По данным исполнительного директора международного Баренцева секретариата (англ. СВЕАR)* Романа Гоккоева, согласование и утверждение проектов проходило в онлайн-режиме, поскольку до осени непосредственные контакты отменены. А конкретные вопросы по реализации тех же проектов решаются в рабочем порядке. При этом в Норвегии, Финляндии и на севере Швеции, по словам Р. Гоккоева, уже идут работы по подготовке к сооружению упомянутых путей и по их стыковке с общескандинавской железнодорожной сетью.

Примечательно, что Совместный транспортный план региона Баренцева моря был разработан ещё в 2015 году с участием Швеции и Исландии, отметим, вопреки уже действовавшим санкциям против РФ. А в апреле 2020-го в план внесли обновления, которые теперь окончательно утверждены. Как уточняет Р. Гоккоев, «обновлённый план подготовлен экспертной группой, созданной руководящим комитетом BЕАТА в составе специалистов России, Финляндии и Швеции».

Выгоды здесь, можно сказать, перекрестные. Для РФ — это кратчайшие выходы к арктическим портам Северной Атлантики в Норвегии и северобалтийским в Финляндии. Для Норвегии с Финляндией — это кратчайшие транзитные коридоры, во-первых, к Транссибу через соединительные линии в Республике Коми и на Урале, во-вторых, в Казахстан и в целом в Центральную Азию. 

По ряду экспертных оценок, дополнительные транзитные доходы России от использования Скандинавией железных дорог, обозначенных в Совместном транспортном плане региона Баренцева моря, и примыкающих к ним артерий в РФ, составят 120-150 млн долл. в год.

Параллельно прогнозируется рост на 20-25% внешнеторговых перевозок России в Скандинавию и через её североатлантические/приарктические порты. 

Плюс к этому создание вышеупомянутых магистралей будет способствовать росту скандинавских инвестиций в РФ. Инвесторы из Скандинавии в отличие от их коллег из Северной Америки и большинства стран ЕС продолжают участвовать более чем в 40 производственных, инфраструктурных и экологических проектах в Северо-Западном федеральном округе РФ. Игнорируя антироссийские санкции. Таким образом, инициирование Скандинавией строительства вышеупомянутых стальных магистралей связано с действующими и перспективными инвестпроектами на Северо-Западе РФ. 

О долговременной заинтересованности скандинавов в развитии экономических связей с Россией и взаимодействии в Баренцево-Арктическом регионе свидетельствуют, например, договоренности между МИД РФ и Швеции 27 мая с.г. Как сообщал тогда российский МИД, «по инициативе шведской стороны состоялись телефонные переговоры министра иностранных дел РФ С. Лаврова с министром иностранных дел Королевства Швеция А. Линде. Обстоятельно обсуждены вопросы российско-шведских двусторонних отношений с акцентом на продвижение практического сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах». А также «прорабатывается организация видеоконференции межправительственного российско-шведского наблюдательного комитета по торговле и экономическому сотрудничеству». Кроме того обе страны «и далее будут результативно взаимодействовать в многосторонних региональных форматах на севере Европы и в Арктике, в том числе с учетом предстоящего в 2021-2023 гг. председательства России в международном Арктическом совете»**.

В этой связи показательно также заявление главы МИД Норвегии Ине Эриксен Серейде на 14-й международной конференции «Арктические рубежи», состоявшейся 27 — 29 января в северонорвежском г. Тромсе: «Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона — главная арена для развития повестки Арктики, экономических взаимосвязей, строительства доверия, решения сложных трансграничных вопросов». Особенно, подчеркнул министр, теперь, когда в богатейшей природными ресурсами Арктике «порулить» хотели бы все. Эксперт из Австралии (даже из Австралии!) предлагает укрепить Арктический совет «дополнительной надстройкой». Это излишне, считают в Норвегии, Финляндии, России: справимся сами.

Исходя из сказанного выше, резонно предположить, что антироссийские санкционные предписания Вашингтона и Брюсселя всё в меньшей степени влияют на политику скандинавских стран, по крайней мере, экономическую, в отношении России.

Заметим, что Швеция с Финляндией пока не втянуты в НАТО, а Швеция остается еще и вне зоны евро, как и Норвегия, не участвующая в ЕС. 

* Совет Баренцева/Евроарктического региона (СВЕАR) образован в 1993 г. для экономического, в т.ч. транспортного и инвестиционного, экологического и культурного сотрудничества регионов сопредельных стран. В него входят на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония — имеют статус наблюдателей.

** Арктический совет — созданная в 1996 г. международная организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. Она призвана содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.

Игорь Шипилов

Источник: www.stoletie.ru