Русские Вести

Фараон — победитель хаоса


Мы знаем немало примеров, когда тот или иной владыка вошел в историю как великий благодаря не столько своим деяниям, сколько деяниям своего оставшегося в тени предшественника, плодами которых, правда, надо было уметь воспользоваться. Так, имя Рамсеса II (Великого), его обелиски в Луксоре и колоссы в скальных храмах Абу-Симбела знают все. Однако египтологам известно, что своим процветанием страна эпохи «фараона-солнца» во многом обязана отцу Рамсеса, Сети I, правившему всего 10 лет. Этот царь вновь отвоевал утраченные его предшественниками земли, покончил с внутренними раздорами и оставил после себя памятники архитектуры столь величественные и прекрасные, что их еще долго копировали потомки.

Правление Сети I (1290–1279 годы до н. э.) — второго фараона XIX династии — пришлось на непростое время. Страна только что вышла из периода ожесточенной борьбы за власть, разгоревшейся после смерти Эхнатона (1351–1334 годы до н. э.). Этот фараон провел радикальную религиозную реформу, нанеся тем самым сокрушительный удар по старому жречеству, тесносвязанному с родовой аристократией. Он ввел общегосударственный культ бога Атона, божественного предка царя. Верховным жрецом нового культа стал сам фараон, считавшийся сыном Атона — единственного посредника между миром людей и миром богов. Это не означало, что в Египте возникло единобожие — культы некоторых других богов продолжали существовать, но фактически лишились государственной поддержки. Придворную элиту оттеснили от трона новые царедворцы и жрецы Атона, избранные Эхнатоном из среды свободных бедняков. Новая знать именовала себя «сиротами царя», завладела невероятными богатствами и должностями и после смерти Эхнатона не собиралась отказываться от того, что получила благодаря царю-реформатору.

Реформы Эхнатона, прежде всего направленные против имевшей огромное влияние потомственной аристократии, были основаны на личной вере, богоискательстве и фанатизме царя и не были приняты египетским обществом. Его второй сын Тутанхамон (1333–1323 годы до н. э.), вступивший на престол в 10-летнем возрасте, довольно скоро попал под влияние бывших приближенных отца, которые были сторонниками более мягкой по отношению к старому жречеству и аристократии политики. В результате реформа рухнула, но в Египте еще долго не утихала борьба между старой знатью и новыми аристократами, сделавшими карьеру при Эхнатоне. Все эти неурядицы ослабляли страну: от Египта отпал ряд пограничных областей, влияние в Передней Азии было потеряно, усиливавшееся Хеттское царство (в Малой Азии) грозило владениям фараонов в Сирии и Палестине.

В 1323 году до н. э. юный Тутанхамон умер. После него трон на четыре года занял старый вельможа Эйе (1323–1319 годы до н. э.), умерший бездетным. Его сменил командующий войском Хоремхеб (1319–1292 годы до н. э.), который наследника тоже не оставил. Таким образом, пресеклась XVIII династия, цари которой попирали стопами берега Евфрата и Нубию и гордились храмами, которым не было равных.

Избрание, в случае пресечения династии, нового фараона было прерогативой жрецов главного религиозного центра страны — Карнакского храма Амона. Их выбор пал на главного советника Хоремхеба — Парамессу (1292–1290 годы до н. э.). Этот государственный деятель был мудр, опытен и никак не связан с ненавистным обществу и знати царским домом Эхнатона. Имелся у него и сын, что в сложившейся ситуации было крайне важно. В жилах Парамессу текла кровь гиксосов — кочевников с Аравийского полуострова, завоевавших в XVII веке до н. э. север долины Нила. Столетием позже их изгнали, но несколько гиксосских родов так и остались в Египте и даже сумели выдвинуться. Вступив на престол, Парамессу сменил имя на более звучное — Рамсес: «Ра (бог солнца), родивший его». Он стал основателем новой, XIX династии, с рождением которой началась блистательная эпоха Рамессидов, правивших два века.

Дорога к золотым копям

Широкое храмовое строительство, начатое при Сети I, требовало значительных средств. Изыскивая способы увеличить золотодобычу, Сети, единственный из египетских царей, лично посетил страшные золотые рудники Восточной пустыни неподалеку от Вади Мийа (около 50 км на восток от современного города Эдфу). Вдоль пустынной дороги, на которой сотнями умирали люди — в основном преступники, приговоренные к работам, царь распорядился создать систему колодцев, а также заложил скальный храм Канаис, посвященный Амону-Мину — покровителю странников. Вероятно, именно этот храм и рудники изображены на знаменитой папирусной карте, одной из древнейших в мире, хранящейся в туринском Египетском музее. Памятная надпись о царском путешествии вырезана на стене храма Канаис: «Его Величество пересек пустыни справа от гор. В желании его было увидеть копи, что дают золото. Когда Его Величество миновал большой путь, он остановился для отдыха в пути поразмышлять. Затем он сказал: «Как тяжела эта дорога безводная! Что станет со странниками, кто поможет их высохшему горлу? Кто утолит их жажду? Ведь вода так далеко, а пустыня безлюдна — горе человеку, жаждущему в пустыне! Как я могу позаботиться о них, о продлении их жизни?» <...> Затем Его Величество взвесил это в мыслях своих, он разведал пустыню, выискивая низменность, чтобы вырыть шахту; бог руководил им, ибо он исполняет желания им любимых. Строителям было приказано вырубить шахту среди гор, дабы охладить сердца жаждущих, опаленные летней жарой. И вот это место было воздвигнуто в великом имени Менмаатра, и было наполнено водой прекрасной, подобно разливу Нила в Асуане... Затем Его Величество приказал смотрителю царских работ... и вот был сооружен в этой горе храм богам: Амону, Ра, Птаху, Осирису...»

Патриот из чужестранцев

Рамсес I правил всего два года, да и фигурой был номинальной — власть фактически принадлежала его сыну Сети (1290–1279 годы до н. э.). У египтян, издревле ставивших себя выше всех других народов, имя наследника и даже рыжий цвет его волос поначалу должны были вызывать полное неприятие. «Сети» на древнеегипетском означает «тот, кто от (бога) Сетха». Этот рыжеволосый бог считался воплощением хаоса, пустыни, войны и беспорядка, покровителем чужих стран и иноземцев, с которыми Египет постоянно воевал. Культ Сетха был широко распространен среди гиксосов, отождествивших его со своим богом Ваалом — повелителем бури, грома и молний.

Среди египтян рыжеволосые встречались крайне редко, и к ним относились с предубеждением. Поэтому Сети на людях предпочитал появляться в традиционном у фараонов иссиня-черном парике. Нам известно только одно его изображение без этого атрибута, с волосами природного цвета.

Еще при жизни отца Сети продемонстрировал умение балансировать между разными группировками, поэтому его восшествие на престол было с удовлетворением встречено как старой, так и новой аристократией. В этом контексте знаменательным представляется тот факт, что своему сыну Рамсесу II Сети еще при жизни избрал первых двух жен, одна из которых, знаменитая Нефертари, была потомственной аристократкой и дальней родственницей Эхнатона, хотя и тщательно скрывала этот неприглядный факт, а вторая — Исетнефрет — происходила из среды новой военной знати.

Начало правления Сети I, получившего после коронации имя Менмаатра («упрочен закон Ра»), было ознаменовано несколькими удачными войнами. В первый же год молодой фараон отправился во главе армии через Синай на северо-восток и восстановил власть Египта в восточном Средиземноморье вплоть до севера Сирии, а взятие сирийского города Кадеша было делом труднейшим (триумфальные стелы царя обнаружены в Бет-Шане, в 30 км от Генисаретского озера). Затем он усмирил нубийцев, отказавшихся выплачивать Египту дань, и разгромил восставшие ливийские племена. Рельефы, сохранившиеся в Карнакском храме, донесли до нас эхо этих войн. Здесь изображены покоренные царем хетты, сирийцы и ливийцы. Монументальные рельефы, при внешнем соблюдении канона, выполнены новаторски и включают несколько батальных сцен, где царь одолевает иноземцев. Названия покоренных земель выписаны тут же в овалах, каждый из которых увенчан головой пленного воина. Особенно яркое впечатление производит изображение самого Сети, взирающего на вереницу пленных, а также сцена, изображающая фараона на колеснице, готовящегося нанести последний удар ливийцу, голову которого царь захватил с помощью боевого лука.

Из военной среды происходила и супруга царя — Туйя, родившая фараону нескольких детей, среди которых особое место занимает Рамсес II.Факт, что абсолютное большинство памятников царице Туйе было создано уже в эпоху правления ее великого сына, немного приоткрывает завесу над отношениями в царском доме: Сети поразительно холодно относился к своей главной супруге и не стремился увековечить ее имя.

Военные и внутриполитические успехи Сети, благодаря которым в стране воцарился мир, стали прочным фундаментом, на котором зиждилось благополучие Египта в течение нескольких следующих веков. Но если о его победах рассказывают барельефы, стелы и выбитые на камне надписи, то узнать что-то о том, каким был человек, столь много сделавший для Египта, очень непросто. И все же некоторые суждения о мировосприятии Сети I сделать можно.

Царский художник

Нам известны имена многих мастеров, создававших шедевры искусства при Сети I. Одного из них звали Сеннеджем. Он возглавлял работы по сооружению царской гробницы в Долине царей и жил в Сет Маат — поселке в южной части фиванского некрополя, в котором селили мастеров, знавших тайны царских гробниц. Поэтому он был окружен стеной. Обитатели могли его покидать только для работ и участия в больших государственных праздниках. Гробница царского зодчего, расположенная в некро поле мастеров, несмотря на свои скромные размеры, вошла в сокровищницу мирового искусства. На стенах и потолке погребальной камеры помещены иллюстрации к «Книге мертвых» и изображен путь Сеннеджема с супругой Ийнеферти по иному миру. Погребение было потревожено еще в древности, однако при его расчистке археологи нашли разрозненную коллекцию литературных текстов — сказок, поучений, романов и поэм, написанных на папирусе и облом ках известняка прекрасным почерком самого Сеннеджема. Некоторые памятники из гробницы, в том числе статуэтки-ушебти, были приобретены великим русским египтологом Владимиром Голенищевым (1856–1947) и хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Загадки Абидоса

К примеру, фараона очень интересовали истоки древней культуры Египта. В пользу этого говорит хотя бы то, что некоторые декоративные детали стены, окружающей заупокойный храм, который Сети возвел для себяна западном берегу Нила в Фивах, встречаются только в припирамидных храмах египетских царей, правивших за 12 веков до Рамессидов. А в рельефах того же храмового комплекса изображения богинь, кормящих царя грудью, представляют собой почти точные копии рельефов из храма царя Унаса, правившего за 1000 лет до Сети. Пытаясь возродить традиционную египетскую культуру, сильно пострадавшую в эпоху реформ, он тщательно изучал памятники далекой эпохи Великих пирамид, реставрировал огромное множество храмов предков по всему Египту — от Мемфиса до Фив. Был ли этот интерес продиктован стремлением фараона-инородца продемонстрировать свою укорененность в египетской культуре или им руководило эстетическое чувство, мы не знаем. Но вот то, что Сети был склонен к мистике, известно доподлинно: уже упоминавшийся заупокойный храм в Абидосе — яркое тому свидетельство.

Не посетить этот храм, который Сети построил неподалеку от гробниц фараонов ранних династий, — значит не увидеть настоящий Египет. Его низкие, темные залы украшены тысячами расписанных рельефов, равных которым нет во всем Египте. Объемные, изысканные изображения ритуалов, даров, таинств, божеств прекрасно сохранили свой изначальный цвет.

Последние жрецы, уходившие отсюда с наступлением христианства, замуровали каменными блоками проходы во внутренние, самые потаенные помещения, где некогда хранились культовые статуи богов. Только благодаря этому многие уникальные изображения здесь сохранились настолько, что кажется , будто древний художник завершил их только вчера.

Святилище в Абидосе было символическим местом встречи главных египетских богов — предвечного творца Амона, солнечного Ра-Хорахте и бога сил земли Птаха, прибывших с паломничеством к Осирису, его супруге Исиде и их сыну — сокологоловому богу неба Хору. Им посвящены шесть святилищ храма. Седьмое было предназначено для заупокойного культа самого Сети I. Из святилища, где отправлялся культ Осириса, есть тайный проход в самые глубинные части здания. Здесь происходил главный ритуал храма, во время которого вызывались духи предков, — мы знаем об этом благодаря папирусу, хранящемуся в Британском музее. Ритуал был призван посредством магических действий вновь открыть «врата неба», чтобы духи праведных предков явились во тьме храма и, получив обильные жертвы, даровали своим живым потомкам благополучие. Сети в этом ритуале играл очень важную роль посредника между миром живых и миром мертвых, «истинного сына богов».

В осенний месяц Хойяк (приблизительно наши ноябрь — декабрь) в храме проходили мистерии Осириса. Храм ориентирован так, что солнце в этот период движется по его центральной оси, и на закате лучи, проникая сквозь специальные световые люки, пронизывают все огромное помещение. Этот удивительный эффект можно наблюдать и сегодня.

Одна из загадок Абидоса — список царей Древнего Египта на стене одной из галерей храма. В нем 76 имен, начиная с Менеса, жившего где-то в конце IV тысячелетия до н. э., и заканчивая Сети I. Фараоны-женщины и разного рода временщики-узурпаторы в него не включены. Рядом со списком изображены Сети и его сын Рамсес, читающий имена древних царей. Абидосский список — один из основных источников по хронологии Древнего Египта, созданный на основе утраченных ныне архивных документов египетских храмов. В 1909 году Маргарет Мюррей — одна из первых британских женщин-археологов — обнаружила в пустыне, прямо за храмом Сети, гигантский подземный комплекс, так называемый Осирийон. Он представлял собой остров, окруженный водой, поступавшей из Нила по подземному каналу. По сторонам острова расположены гранитные столбы, подпиравшие плиты потолка в виде крышки саркофага, давно обвалившиеся. С востока к Осирийону примыкало длинное потайное помещение, названное «Зал саркофага». Над всем этим был насыпан холм, на котором росли ивы, священные деревья Осириса, — о них сообщает греческий историк Страбон (I век н. э.). В надписях на стелах, воздвигнутых в честь Осириса, этот бог назван «владыкой, спящим под холмом» в Абидосе. По легенде, здесь Исида захоронила голову Осириса, убитого Сетхом. Сегодня гранитное подземелье с многотонными столбами открыто солнечным лучам и затоплено зелеными, илистыми водами.

В «Зал саркофага» ведет низкий, вырубленный в массивном камне проем. На сводчатом потолке этого помещения вырезаны тексты и иллюстрации к важнейшим астрономическим текстам Древнего Египта, записанным здесь впервые. Гигантские уста богини неба Нут поглощают солнечный диск на закате; из лона богини диск появляется в облике скарабея на заре. Огромный Шу — бог воздуха — поддерживает мать-небо, а все пространство вокруг нее и дальше на своде зала занимают бесчисленные тексты, повествующие «о жизни и движении звезд», а также о праведных душах предков, обитающих по ту сторону неба, в таинственном пространстве Наунет — неба загробного мира. Какая святыня находилась в этом потайном зале, так и осталось еще одной загадкой царя Сети.

Скорее всего, Осирийон не единственное такого рода сооружение в этом районе. Разведка, проведенная в 2008 году египетскими археологами, показала, что за расположенным неподалеку заупокойным храмом Рамсеса Великого также находится большое подземное помещение с гигантскими каменными столбами. В этом нет ничего удивительного, поскольку мы знаем, что Рамсес любил копировать все, что было создано при его отце.

Царский тайник

Мумия Сети I была обнаружена в знаменитом царском тайнике фиванского некрополя, который нашли братья Абд эль-Расул — грабители гробниц. Глава Службы древностей Египта Гастон Мас перо увидел на черном рынке предметы с царскими именами и понял, что открыто новое захоронение фараонов. В Луксор им был послан тайный агент «месье Мусташ», который, войдя в доверие к грабителям, выяснил, откуда происходят раритеты. Сотрудник Службы древностей Эмиль Бругш первым из европейцев спустился в подземелье 6 июля 1881 года: «И вот мы уже пробирались, — писал он, — через ларцы с фаянсовыми погребальными приношениями, металлическими и алебастровыми сосудами, пеленами и различными мелочами, пока, наконец, не добрались до поворота коридора; в глаза бросились саркофаги, в таком количестве, что я был просто потрясен. Собравшись с чувствами, я обследовал их так тщательно, как мог это сделать при свете моего факела, и сразу же увидел , что в них покоятся царственные персоны... Саркофаги стояли здесь, прислоненные к стенам, лежали на полу; среди них было много гробов совершенно невероятных размеров и веса. Их золотое покрытие и отполированные поверхности так ясно отражали мое взволнованное лицо, что казалось, будто бы я глядел в лица своих собственных предков… Я не был уверен, был это сон или явь. Взглянув на один из саркофагов, я прочел на крышке имя Сети I, отца Рамсеса II. В нескольких шагах от него с руками, сложенными на груди, в скромном саркофаге покоился сам Рамсес II».

Незавершенное великолепие

Если храм в Абидосе был выражением личного религиозного благочестия царя, то расширением храма Амона в Карнаке он занимался, следуя устоявшейся исторической традиции. Этот храм издавна считался главным святилищем страны, и каждый фараон чем-то его украшал: пилонами, колоннадами или обелисками. Еще при Тутанхамоне был составлен грандиозный проект по расширению храмового комплекса, реализация которого легла на плечи Сети. При нем был построен огромный гипостильный зал, 134 колонны которого, выполненные в форме стеблей папируса, создавали образ предвечных болот Ах-Бит, где в начале времен родилось Солнце — зримый лик предвечного божества. Размеры этого зала 103 × 52 м. Высота колонн центрального прохода-нефа в виде распустившихся метелок папируса составляет около 20 м. Они были покрыты росписями и великолепными рельефами (частью отделанными листовым золотом) общей площадью более 24 000 м2.

В посвятительной надписи, начертанной на стене храма, читаем: «Сети I, он воздвиг это для отца своего, Амона-Ра, господина Фив, построив для него великий и прекрасный храм из песчаника великолепного. Сказано Амоном-Ра, царем богов: «О сын мой, от плоти моей, возлюбленный, Владыка Обеих земель, Менмаатра, рожденный Ра. Как прекрасно то, что сделано тобой! Ты вновь возрадовал дом мой... Вот создатель памятников с любящим сердцем в Доме Отца своего, Амона». Полностью отделка гипостильного зала была завершена уже при Рамсесе II, однако лучшие рельефы, на которых царь предстает перед Амоном и божествами его свиты, участвует в ритуале коронации и в важнейших религиозных празднествах Фив, созданы, конечно же, при Сети.

Абидос, Карнак плюс отреставрированные святилища в долине Нила, грандиозные обелиски (один из них украшает площадь Дель-Пополо в Риме), роскошный летний дворец в восточной дельте Нила — все это Сети создал за 10 лет своего правления! Мы вряд ли узнаем, по какой причине фараон ушел из жизни в расцвете сил: эту тайну он унес с собой в незавершенную гробницу в Долине царей, которая считается самой красивой усыпальницей фиванского некрополя. Саму мумию Сети и еще 36 царей и цариц жрецы тайно извлекли из их усыпальниц и спрятали в подземном тайнике, опасаясь, что тела фараонов будут уничтожены грабителями гробниц. Там они пролежали до 1871 года, пока не были обнаружены местными жителями. Ученых поразила степень сохранности мумии, медики даже надеялись, что им удастся определить причину смерти Сети, но потерпели неудачу. Черты лица фараона прекрасно различимы и поражают благородством.

Царскую гробницу обнаружил 16 октября 1817 года Джованни Батиста Бельцони — итальянский авантюрист и искатель древностей, поставлявший находки британскому консулу в Египте Генри Солту. Все стены погребального комплекса покрыты объемными расписанными рельефами, художественный уровень которых трудно переоценить. Стены коридоров, камер, лестничных пролетов повествуют о плавании по загробному миру — Дуату солнечного божества и его спутников, среди которых сам Сети. Фараон в этих сценах подносит богам бесчисленные дары и в конце концов получает от них вечную жизнь. Пространство потолка погребальной камеры, покрытого насыщенным синим пигментом, занято изображениями важнейших созвездий северной части неба, среди которых особенно выделяется Исида Хесамут — грозная бегемотица, воплощающая собой Тубан — Полярную звезду Древнего мира. Здесь же представлено шествие духов звезд — бессмертных предков царя, вместе с которыми плывут по небесам в своих золотых ладьях Сах (Орион) и Сепедет (Сириус). Они помогут душе Сети обрести вечность. Увы, гробница, которую Бельцони нашел почти в первозданном виде, сильно пострадала от рук первооткрывателя. Для посвященной этой находке выставки в Лондоне он снял восковые слепки с самых красивых рельефов, и в результате значительная часть яркого минерального пигмента прилипла к горячему воску и на нем осталась. Великолепный алебастровый саркофаг Сети, покрытый рельефными, заполненными синей стеклянной пастой изображениями созвездий и духов ночи, Бельцони также вывез в Лондон. Позже гробнице был нанесен еще больший урон другими «научными» экспедициями: грубо вырубленные из стен потрясающие рельефы хранятся в музеях Парижа, Лондона, Берлина и Флоренции.

Обследуя погребальную камеру, Бельцони обнаружил в полу узкий вход в туннель, который вел вглубь скалы и был еще в древности засыпан. Ничего подобного в других гробницах Долины царей не находили. В 2010 году группа египетских археологов дошла до отметки 174 м, где ведущая вниз лестница прервалась. В тупике виднелись очертания только начатого дверного проема, рядом на стене торопливой рукой было начертано: «Сделать дверной косяк выше и расширить проход». Выполнено это указание не было. Многочисленные гипотезы о тайной погребальной камере в гробнице оказались ложными, а истинное предназначение незавершенного туннеля так и осталось последней неразгаданной загадкой царя Сети.

Заглавная иллюстрация Валентина Ткача

Источник: www.vokrugsveta.ru