Русские Вести

Как не стать киборгом


Со второй половины XX века по настоящее время мы живем в состоянии практически непрерывной научно-технической революции, в результате которой сначала произошло освоение атомной энергии и квантовой электроники, создание лазерной техники и электронных преобразователей энергии, развитие кибернетики и появление ЭВМ. А в конце XX века ядром технологического развития стали микроэлектроника, биотехнология и информатика. Эти открытия существенно меняли все сферы жизни человека на протяжении многих десятилетий, но появление и распространение цифровых технологий поставило под вопрос само существование человека как такового.

Уже в 1997 году Совет Европы принял Конвенцию, целью которой является защита прав человека в контексте научно-технического прогресса. В этом документе особое внимание уделяется тому, как достижения биологии и медицины должны служить благу индивида, защищать его права и свободы. Интересно, что в этом основополагающем документе отсутствуют определения «человека» и «человеческого существа». И это неудивительно, поскольку возможности генетики уже давно позволяют на практике создавать ткани и органы человека, и тут недалеко до создания сложных рукотворных жизнеформ, в том числе и антропоморфных. И хотя использование этих технологий для «создания» человека пока запрещено, мы знаем, что китайские ученые уже успешно модифицировали геном эмбриона для создания детей, устойчивых к ВИЧ. Эти дети родились в прошлом году. В свою очередь, правительство Японии в 2018 году де-факто легализовало вмешательство в геном человека.

Если технологии продолжат развиваться и использоваться в этом направлении, то границы человека в отношении его возможностей и способностей будут определяться только правом доступа к биомедицинским технологиям.

Таким образом, границы человека действительно можно выделить и определить в нескольких системах координат: исторической, временной – то есть до его рождения и далее между жизнью и смертью; биологической – между человеком и животными; и технологической – в отношении границы между человеком и техникой (в широком смысле).

Границы человека в его взаимодействии с техникой – это очень актуальный вопрос.

Понятие киборга знакомо нам по фантастическим фильмам уже давно. Однако так называемая киборгизация современного человека – это не фантастика, а реальность, она осуществляется уже много лет и для многих людей стала частью повседневности.

Одно из направлений этого процесса связано со сферой медицины, в этом случае мы говорим о технологиях, позволяющих успешно поддерживать жизнь и здоровье людям, у которых утрачены определенные органы, или нарушены их функции. Современная наука предлагает вживление имплантатов и синтетических протезов, таких как сердечные клапаны, сосуды, кардиостимуляторы, дефибрилляторы, искусственные суставы и т.д. В некоторых западных странах около 10% населения на сегодняшний день так или иначе являются носителями продуктов этой технологии.

Кроме этого, активно развиваются технологии, которые позволяют здоровому человеку заметно изменить свои физические возможности. Это направление вызывает особое беспокойство. Ведь изменение человеческой природы с помощью технологических достижений дает не только надежду на совершенствование и улучшение человека, но и несет огромные риски утраты человечности, то есть всей совокупности культурного, исторического и духовного наследия, что позволяет человеку идентифицировать себя таковым в противопоставлении животному или машине.

И речь идет далеко не только об оснащении военнослужащих специальными средствами и экипировкой, которые позволяют существенно увеличить возможности обзора, навигации и управления оружием, и даже не об экзоскелетах – технических приспособлениях для увеличения физической силы и скорости движения бойцов.

Если внимательно посмотреть на рекламу спортивной обуви с призывом: «Хакни бег в новых кроссовках, в которых применены инновационные достижения!» – то что это такое, как не призыв передать ответственность за спортивные результаты нано-инженерам и технологам? В этом отношении спорт является особенно скользкой темой. С одной стороны, для современного человека с его гиподинамией интерес к спорту в качестве стимула для активного образа жизни представляется очень важным, но делать акцент на исключительно технологическом аспекте этого вида деятельности – это значит уходить от действительной проблемы.

Беспокойство вызывает и тот факт, что большая часть профессиональных спортсменов в рамках «спортивного» образа жизни и питания не только использует различные препараты, позволяющие получать более высокие результаты и поддерживать отличную внешнюю форму, но также пропагандирует и рекламирует этот образ жизни, популяризируя неестественный (и, наверное, не очень полезный в долгосрочной перспективе) образ жизни среди обычных людей.

Получает распространение биохакинг, представляющий собой попытки энтузиастов (впрочем, уже хорошо организованных и даже претендующих на всеобъемлющую научность, при этом вполне успешно монетизирующих свою деятельность) на регулярной основе изучать состояние своего организма и вести образ жизни, который максимально способствует поддержанию показателей здоровья на идеальном уровне, и корректируя эти показатели постоянным приемом витаминов и БАДов.

Описанные выше примеры показывают, как природа и границы человека меняются с учетом развития технологий, как меняется отношение к биологической составляющей человека.

Однако это всего лишь один из самых очевидных аспектов того, какое влияние оказывают технологии на нашу природу. Гораздо менее прозрачно и совершенно неочевидно то, что многие мыслительные, когнитивные, и в целом интеллектуальные способности незаметно перестают быть востребованными в связи с тем, что человека сегодня со всех сторон окружают продвинутые технологии. Калькулятор, который находится в операционной системе каждого смартфона, сводит на нет необходимость устного счета.

Привычка к чтению коротких постов в социальных сетях и общение с помощью кратких сообщений в мессенджерах отбивают охоту концентрироваться на длинных текстах.

Автоматическая проверка орфографии в текстовых редакторах позволяет быть невнимательным, системы навигации в том же смартфоне обесценивают способности к ориентации в пространстве и запоминанию дороги.

Данный список можно продолжать бесконечно. Человек, несомненно, теряет некоторые из своих важных способностей, которые, собственно, и определяют человека, его своеобразие и неповторимость. Ведь совсем недавно люди, знавшие наизусть большие отрывки из «Евгения Онегина», встречались достаточно часто, а сейчас можно редко встретить человека, который помнит наизусть более чем 10 телефонных номеров.

Если следовать этим трендам механически, принимать все происходящее как должное, то человек может вскоре перейти на качественно другой тип мышления, при котором он потеряет важную часть своих человеческих качеств и очень скоро приблизится по характеристикам к машине как с помощью различных имплантатов и технических средств, так и достижений биомедицины.

Во многом описанные выше процессы происходят потому, что сегодня люди не просто стали более зависимыми от информационных потоков, но и потерялись в этом постоянном хаосе, когда все сообщения в процессе передачи искажаются, теряют свои смыслы, приобретают множество вариантов понимания. В результате реальность становится иллюзией, а смыслы – имитацией.

Разрушаются связи между людьми, теряется ценность общения, человек замыкается в себе или погружается в иллюзорные миры. Культурные ценности, одновременно являясь основой и общественной жизни, и личности, становятся невостребованными. Зачастую подобной ситуацией пользуются силы, заинтересованные в окончательном крахе традиционных устоев и разрушении единства культуры.


Вряд ли стоит рассчитывать и на то, что культура как система иммунитета сможет сама по себе восстановить пошатнувшийся баланс и сохранить генетический культурный код для всего нашего мира. В 2018 году аналитическая компания Gartner опубликовала свой прогноз о том, какие новые технологии станут повсеместными в ближайшие годы. Важное место в прогнозе занимают технологии, связанные с искусственным интеллектом, включающие автономные автомобили и роботы, которыми человек будет активно пользоваться в физическом мире. Появятся виртуальные помощники и платформы для обучения и общения, которые будут использоваться для коммуникаций, интеллектуальных, и даже задушевных разговоров в сети. Будут созданы целые цифровые экосистемы, то есть платформы, которые станут мостом между человеком и технологиями. Упомянутый выше биохакинг, поставленный на научные и промышленные рельсы, также рассматривается как один из важнейших трендов развития технологий. Эта многообещающая перспектива не дает ответа на один единственный вопрос: останется ли в этом мире место для человека с традиционным мировоззрением, культурными установками и ценностями?

Глядя на богатую историю человечества, изобилующую событиями такого драматургического напряжения, которую не смогли бы вообразить Шекспир и Толстой, мы верим, что в период текущей трансформации человеческое общество сможет найти верные способы для сохранения лучшей части своего культурного наследия и технологических достижений для успешного развития в будущем.

Для этого, в первую очередь, необходимо обратить внимание на образование и просвещение. Современное знание стремительно перетекает в цифровую сферу, и в этом контексте важно обеспечить создание и использование таких образовательных и просветительских программ, которые в своей основе будут содержать целостные смыслы и стратегии интеллектуального и духовного развития на основе имеющегося культурного наследия и традиционных ценностей. Для выполнения этой важной задачи необходимо участие государства и системы общественного контроля на всех этапах создания и реализации подобных программ. Данная деятельность будет направлена не только на защиту человека от того, чтобы не превратить его в робота или придаток машины, но и на создание новых возможностей для сохранения и популяризации культурного наследия.

Россия несет особую ответственность перед миром за сохранение и созидание духовных и культурных ценностей. Исторически роль России в мировой культуре состоит в том, чтобы не дать забыть человечеству, что справедливость, совесть и правда – это вечные ценности, не позволить превратиться нашему миру в бездушную Матрицу.

И если с помощью новых технологий мы сможем сохранить собственные моральные и культурные устои, основанные на богатом культурно-историческом наследии, и передать их новому поколению, Россия и в новом, цифровом, пространстве сохранит способность быть маяком духовных и культурных ценностей и ориентиров для всего мира.

Именно культура является главным фактором, который определяет идентичность человека, и при системном подходе возможности цифровизации позволяют оказывать существенное влияние на все уровни социальной системы современного общества и, следовательно, на каждого человека. С этой точки зрения цифровая культура позволяет расширить и популяризировать знания, представления и ценности отечественной классической культуры, органично вписать их в формирующуюся систему новых культурных ценностей. Важность данной деятельности отмечена на международном уровне: в 2003 году по инициативе ЮНЕСКО была принята «Хартия о сохранении цифрового наследия» в которой утверждается возникновение нового вида наследия — цифрового, и отмечается, что оно представляет новые возможности для творчества, общения и совместного использования знаний в масштабе всего мира.

Человек сегодня как биологическое существо и как субъект культуры находится на перепутье. С одной стороны, велик риск пойти по пути наименьшего сопротивления и незаметно перейти в зону комфорта, погрузившись в виртуальный мир и отдав ответственность за свое существование продуктам технологий. Останется ли эта новая сущность человеком в классическом понимании, сможет ли она в будущем сохранить культурные ценности и существовать в соответствии с ними – большой вопрос.

С другой стороны, перед человеком открылись беспрецедентные возможности – в наших силах использовать достижения технологий для того, чтобы сделать мир лучше, повысить уровень культуры путем сохранения и популяризация культурно-исторического наследия, используя инновационные цифровые возможности. В этом случае, трансформация человеческой природы будет осуществляться в сторону ее действительного совершенствования.

Работа над решением этой амбициозной задачи требует совместной деятельности государства, академической среды и представителей общественных организаций, в первую очередь, для создания идеологической платформы, основанной на ценностях российского культурно-исторического наследия с учетом вызовов и возможностей цифровизации. Необходимо также найти технологические решения, позволяющие транслировать на все уровни эту цифровую идеологию, которая станет основой мировоззренческих ценностей для сохранения лучшего, что есть в человеке.

Олег Гуров

Источник: www.stoletie.ru