Русские Вести

О «Чёрном орле» и отечественном танкостроении


России не нужно столько бронетехники, сколько было в СССР. Упор — на новые технологии и качество военных изделий.

О сенсации

В начале апреля российское информационное пространство облетела сенсация: в боевых порядках войск, участвующих в специальной военной операции на Украине, появится новый танк «Черный орел» омского производства. Смутила дата сообщения — 1 апреля.

Из-за любопытства установил информационные ресурсы, выдавшие новость. Это не только сайты Topwar.ru, AVIA.PRO, но и серьезные, солидные издания: «Российская газета», «Известия», «Газета.ру». Автором сенсации выступил Telegram-канал «Танкисты ЮВО» без какой-либо ссылки на источник информации.

Возможно, Telegram-канал заполучил некие инсайдерские сведения и «во второй половине апреля» — анонсированной дате — увидим на поле боя новую российскую бронетехнику?!

Скорее всего, своеобразная первоапрельская шутка, призванная морально взбодрить российских воинов, ожидающих многократно обещанного наступления ВСУ.

История «новинки»

Некоторые сайты путают «Черный орел» с танком Т-95, ошибочно полагая, что это одно и тоже. На самом деле под такими названиями фигурируют разные бронемашины. В советском и позднее российском танкостроении разрабатываемые проекты принято обозначать «объект номер такой-то», а танки, серийно производящиеся, имеют индекс «Т цифра такая-та».

«Черным орлом» журналисты окрестили «объект 640», представленный публике в 1997 году Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Так называемый Т-95 и есть «объект 195» разработки тагильчан, то есть Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. «Объект 195» получил известность где-то на рубеже нулевых и десятых годов.

Оба проекта — и омский, и нижнетагильский — реализовались в единичных экспериментальных экземплярах и в серию не пошли, но на их базе создали «Армату». Оригинальные наработки по проектам нашли воплощение в Т-14. Какой смысл возрождать «Черный орел», наделяя его потенциалом бронемашин высшего уровня? Если для пиара, то слишком дорого!

Экскурс в СССР

К началу 80-х годов прошлого века Советский Союз располагал колоссальным парком бронетехники. Основных боевых танков (ОБТ) насчитывалось за 60 тысяч. Если точнее, по одним данным — 62 тысячи, по другим — 64. Мысль о «танковых армадах Советов» вызывала головную боль у руководства НАТО и Соединенных Штатов. Западные аналитики с нескрываемым беспокойством подсчитывали, за сколько часов танковые армии СССР выйдут к Ла-Маншу и Атлантике!

Такие советские стратеги, как маршалы Огарков и Ахромеев, действительно, планировали масштабное наступление в «день икс».

СССР, будучи великой континентальной страной, развитию сухопутных войск уделял первостепенное внимание. Их ударная сила — бронетехника и артиллерия — намного превосходила аналогичные вооружения у государств — членов Североатлантического альянса.

Советские вооруженные силы в то же время заметно уступали американским по флоту и авиации.

По флоту с одним уточнением. Если брать суммарную боевую мощь надводных кораблей, то соотношение один к трем. Подводная компонента в 70-е и 80-е выравнивалась. Между АПЛ обеих стран наблюдался паритет.

США и НАТО больше всего опасались воевать с СССР и возглавляемым им Варшавским Договором на сухопутном театре боевых действий. Опасения имели серьезные основания.

Разработкой бронетехники, если брать только ОБТ, занимались четыре КБ. Кроме упоминавшихся омского и нижнетагильского, функционировали питерское и харьковское.

Танковое производство в Ленинграде (Санкт-Петербурге) осуществлялось на Кировском заводе. Там же в 1932 году образовалось Особое конструкторское бюро по танкостроению. Ныне КБ имеет иное название — Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения или АО «Спецмаш».

Фишкой питерцев в послевоенный период стал первый в мире основной боевой танк с газотурбинной силовой установкой Т-80.

Различные его модификации разработали в Омске и Харькове. Харьковчане заменили газотурбинный двигатель на дизельный. Наиболее известная марка харьковского изделия — Т-80 УД.

Питерское КБ также спроектировало получившие большую популярность самоходные артиллерийские установки (САУ) «Пион» и «Малка».

На Украине в 1978 году создали, по сути, автономное производственное объединение «Завод имени Малышева», головным предприятием которого стал Харьковский завод транспортного машиностроения (Харьковтрансмаш). Консорциуму присвоили имя сталинского танкового наркома в годы войны Вячеслава Малышева.

Отличительной чертой завода имени Малышева являлось наличие собственного производства танковых дизельных двигателей. В объединение входили предприятия по двигателестроению, микроэлектронике и системам управления оружием, танковые ремонтные заводы и некоторые другие.

Разработкой танков занималось Харьковское специальное конструкторское бюро по машиностроению имени Александра Морозова. Уроженец Орловщины конструктор Морозов считается одним из создателей легендарного среднего танка Второй мировой Т-34. Главное авторство, безусловно, принадлежит уроженцу Ярославщины Михаилу Кошкину, скоропостижно скончавшемуся в 1940 году. У Кошкина было несколько заместителей, в число которых входил Александр Морозов. После смерти главного конструктора он занял его место.

Наиболее известный продукт Харьковского КБ — Т-64, одно время являвшийся основным боевым танком Советской Армии. Танк имел две модификации: Т-64А и Т-64Б. Всего выпущено 13 тысяч штук.

Гиганта первой советской пятилетки — Челябинский тракторный завод — в годы войны называли «Танкоградом». ЧТЗ произвел 18 тысяч танков и САУ, более 48 тысяч дизельных моторов. Под неофициальным именем «Танкограда» работало до семи частично или полностью эвакуированных заводов. ЧТЗ располагал собственной научно-технической базой — Головным специализированным конструкторским бюро. ГСКБ специализировалось в основном на разработке танковых дизелей.

Традиционно «танковым городом» в СССР, а сейчас в России, считается Омск. В годы Великой Отечественной войны с конвейера Омского завода транспортного машиностроения — Омсктрансмаша — сошло 7 тысяч танков.

Уральский вагоностроительный завод — Уралвагонзавод — расположенный в Нижнем Тагиле, в те суровые годы выпустил более 25 тысяч танков. У каждого второго Т-34, воевавшего на фронтах Великой Отечественной, нижнетагильское происхождение. Уралвагонзавод считается крупнейшим танкостроительным предприятием на планете Земля, а Нижний Тагил по праву снискал славу «главного танкового города» в мире.

Всего за период войны СССР произвел 105 тысяч танков!

В послевоенный период наиболее массовым танком стал Т-72 «Урал» разработки Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. Различных модификаций Т-72 выпущено 30 тысяч штук. Модификация Т-72 БЗМ до сих пор на вооружении российской армии. Количественно Т-72 БЗМ превосходит все остальные российские танки.

Имея мощнейшее в мире танкостроение, руководство СССР планировало дальнейшее его развитие.

В 80-е годы прошлого века в Елабуге началось строительство крупнейшего тракторного завода. На возведение производственного объекта выделялась гигантская по тем временам сумма, эквивалентная двум миллиардам американских долларов. Будущий завод должен был выпускать не только гражданскую продукцию. Закрытым решением ЦК КПСС и Совета Министров предусматривалось создание еще одного центра по производству танков и легкой бронетехники.

Но грянула перестройка, и строительство заморозили. В эпоху масштабного и зачастую одностороннего разоружения новые танковые заводы — нонсенс! От имевшихся не знали как избавиться!

Постсоветский период

После распада Советского Союза танкостроение — как составная часть оборонно-промышленного комплекса — едва не деградировало полностью. Радикальные «младореформаторы» из правительства Гайдара — Чубайса к оборонке относились с пренебрежением, предлагая сократить ее в разы. Они искренне недоумевали: почему оборонные заводы дублируют друг друга? С коммерческой точки зрения то было «выбрасыванием денег на ветер»!

Руководители СССР, наученные горьким опытом Великой Отечественной войны, дублировали оборонные предприятия по военно-стратегическим соображениям.

В годы войны, как известно, пришлось в экстренном порядке перебрасывать многие сотни стратегических заводов, научно-технические и иные особо ценные учреждения из западной части страны в восточную.

Советским вооруженным силам, нашим союзникам и просто дружественным странам требовалось много военной техники и оружия. Продукция оборонных заводов пользовалась большим спросом. И третье. Между КБ и научно-исследовательскими институтами, работающими по военной тематике, существовала негласная конкуренция, способствующая появлению наиболее продвинутых технологий.

Не ведаю об амбициях конструкторов из Омска и Нижнего Тагила, но харьковские и питерские разработчики бронетехники довольно остро соперничали друг с другом.

О том свидетельствуют опубликованные дневниковые записи конструктора из Ленинграда Николая Попова. Он считается создателем танка Т-80.

Украине досталось примерно 25–30% танковых мощностей СССР. В 90-е российские и украинские конструкторы трудились над совместным проектом танка нового поколения «объект 477», более известным как «Молот». По неведомым широкой публике причинам совместная разработка не задалась. Украинцы попытались самостоятельно создать супертанк, но их постигла неудача. Проект, обозначавшийся в 2000-е как «Заслон» и «Нота», приказал долго жить!

Удачнее дела шли с модернизацией старых советских танков. В 2005-м появилась модификация Т-64 БМ «Булат», но выпустили ее в ничтожном количестве.

Новый танк в независимой Украине все же разработали: БМ «Оплот» (Т-84У). За несколько лет произвели 54 машины. Два с лишним десятка пошли на экспорт, в Таиланд. Тайские власти чуть не разорвали контракт, поскольку он постоянно затягивался, нарушая сроки и договоренности.

Попытка наладить танковое производство с помощью инвестиций Саудовской Аравии по неизвестным причинам не увенчалась успехом.

Показательный факт. В 1991-м — последнем году существования СССР — производственное объединение «Завод имени Малышева» изготовил 800 танков Т-80 УД. В основном на экспорт. Никогда больше — ни до 91-го года, ни тем более после — харьковчане не выпускали столько бронемашин!

В России дела с танкостроением также складывались не лучшим образом. Безнадежную ситуацию спас основной боевой танк 3-го поколения Т-90, разработанный и произведенный на Уралвагонзаводе. Т-90 успели разработать к 1992 году и уже через год запустили в серийное производство.

Президент Ельцин, дабы сбить волну критики из-за начавшегося обвала оборонки, дал добро на новый танк. Изделие выпускалось в трех модификациях: Т-90 А «Владимир», Т-90 М «Прорыв» и Т-90 МС. Последний вариант предназначен для экспортных поставок.

Т-90 М «Прорыв» выпускается и в настоящее время, являясь в российской армии самым продвинутым в технологическом плане танком, участвующим в боевых действиях. Наши военнослужащие в шутку называют его «Годзиллой».

Популярное на Западе военно-аналитическое издание The National Interest считает, что в случае так называемой сетецентрической войны Т-90 М «Прорыв» может быть интегрирован в единое «боевое поле» с Т-14 «Армата».

По оценкам специалистов, Т-90 М «Прорыв», как минимум, не уступает современным танкам западного производства: германским «Леопард 2», британским «Челленджер 2», американским М1 «Абрамс». Некоторое количество этих бронемашин, по сообщениям прессы, должно поступить или уже поступает на Украину.

Чем ныне занимается питерское танковое КБ или, по современному, АО «Спецмаш» — неизвестно. Может, секретными военными исследованиями? Сомневаюсь. В 2019 году Минобороны решило отказаться от гособоронзаказа для Кировского завода.

Поясню для тех, кто не в теме.

Публичное акционерное общество «Кировский завод» состоит из группы дочерних компаний числом более 20.

Военное производство в постсоветский период сосредотачивалось на заводе «Универсалмаш». Предприятие изготавливало гусеничные шасси для зенитно-ракетного комплекса С-300 В4. В 90-е выпустило какое-то количество бронеавтомобилей «Ладога» и «Онега». После «отлучения» от гособоронзаказа перепрофилируется на выпуск дорожно-строительной техники.

По КБ, повторюсь, какой-либо современной информации не нашел. Питерское КБ с научно-технической структурой полного цикла. В состав АО «Спецмаш» входят: конструкторское бюро, научно-исследовательский комплекс с лабораториями, опытный завод с испытательной базой и полигоном. Организационно АО «Спецмаш» — одна из дочек ПАО «Кировский завод».

Современной России вполне достаточно двух танкоградов — Нижнего Тагила и Омска. По понятным причинам, сейчас вся информация об Уралвагонзаводе и Омсктрансмаше засекречена. В нулевые и десятые годы предприятия были загружены далеко не на полную мощность. О том много писалось в прессе. По Уралвагонзаводу известно, что с осени 2022 года он перешел на трехсменный режим работы и проводит дополнительный набор рабочих.

Россия, безусловно, великое государство, но не сверхдержава, каковой был Советский Союз. И ранг помельче, и, соответственно, возможности скромнее. Танкостроение уровня СССР нам не по силам. Да и необходимости в подобном количестве танков нет.

Заводы в Нижнем Тагиле и Омске должны производить новые танки либо модернизировать отчасти устаревшие, но не заниматься ремонтом вышедших из строя бронемашин.

Позорный факт. Началась военная операция на Украине, а капитально отремонтировать подбитые танки негде, кроме как на предприятиях-изготовителях. В СССР хватало танкоремонтных заводов, но в 90-е и нулевые они исчезли. Предприятия приватизировали и перепрофилировали «эффективные менеджеры» либо их друзья и покровители.

Председатель российского правительства Михаил Мишустин подписал постановление о безотлагательном строительстве двух танкоремонтных заводов. В срочном порядке пришлось латать дыры в оборонно-промышленном комплексе!

В обороне страны ключевую роль играет ракетно-ядерный щит.

На первом месте, естественно, ядерные и ракетные технологии. Бронетехника и, прежде всего, танки играют важную роль в полевых сражениях, но они вторичны по сравнению с ракетными войсками, иными стратегическими родами вооруженных сил.

В одном из последних выступлений президент Путин прозрачно намекнул Западу, что «танковых клиньев» не будет. Ситуация 1941–1942 годов не повторится.

Напомню: в результате внезапных и рассекающих танковых ударов вермахт тогда вышел на подступы к Москве, почти прорвался к Волге и взял в оперативное кольцо Ленинград. Президент дал понять, что в критической ситуации ядерное оружие будет использовано непременно.

О супертанках

Под ними подразумеваются основные боевые танки 4-го поколения. По версии международного консалтингового агентства Forecast International, соответствующим параметрам 4-го поколения ОБТ является Merkava Mk.4. В переводе с иврита «колесница». Израильский танк единственный в мире из нового поколения, участвовавший в реальных боевых действиях.

Merkava Mk.4 разработан консорциумом израильских оборонных компаний и принят на вооружение ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля) в 2004 году. Произведено около 2 тысяч танков.

В Соединенных Штатах корпорация General Dynamics ускоренными темпами трудится над американским танком будущего под публичным индексом Abrams X. Пентагон выдвинул к ОБТ такие требования: необитаемая башня, автомат заряжания артиллерийского орудия, гибридный двигатель, цифровая система с искусственным интеллектом.

Южнокорейский К2 «Черная пантера» позиционируется тамошними экспертами как «лучший боевой танк в мире». В июле 2022 года Сеул и Варшава заключили соглашение о лицензионном производстве танка. Польша заинтересована в приобретении одной тысячи бронемашин.

Часть «Черных пантер» Южная Корея поставит, а другую часть произведут непосредственно на территории Польши.

Французский AMX-56 Leklerk непонятно к какому поколению принадлежит. Специалисты считают его по боевому потенциалу выше германских «Леопардов», британских «Челленджеров», американских «Абрамсов», стоящих на вооружении.

В то же время французская бронемашина по некоторым характеристикам не дотягивает до 4-го поколения.

Секретный и дорогостоящий «Леклерк» Франция отказалась поставлять на Украину, ограничившись отправкой устаревших колесных танков.

Российский танк 4-го поколения Т-14 «Армата» представлен Уралвагонзаводом. Разрабатывался долго и мучительно — с 2009 по 2021 годы. Любопытно, что Т-90 создали всего за шесть лет — с 1986 по 1992 годы. Таков был один из последних «вздохов» советского ВПК.

Сравнение все же не вполне корректное. «Армата» — революционный проект, разительно отличающийся от традиционной концепции советского танкостроения. Танки в СССР славились скоростными, маневренными качествами, эффективными оружейными системами. Советские бронемашины надежные и относительно простые в обслуживании. Была в них, конечно, и электроника, но по минимуму.

По оценкам российских и зарубежных экспертов, «Армата» напичкана технологическими новшествами под завязку.

Согласно концепции сетецентрической войны, Т-14 должен использоваться как «машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и танков Т-90 в составе тактического звена». ПВО «Арматы» вроде бы способно сбивать не только дроны, но и вертолеты, и низколетящие самолеты.

Можно представить такую картинку: «Армата» в окружении эскорта из обычных танков и самоходок «видит» все поле сражения и даже в определенных пределах воздушное пространство. Электронные системы Т-14 моментально отслеживают огневые точки противника и выдают целеуказания интегрированным в локальную информационную сеть танкам, САУ и зенитно-ракетным комплексам. При необходимости «Армата» сама способна атаковать вражеские цели, но ее главное предназначение: быть «мозгом» боевой тактической группы.

Целый ряд тактико-технических характеристик новейшего российского танка засекречен. Судить о действительных возможностях «Арматы» на основании мнений экспертов, журналистов достаточно сложно.

Военный обозреватель «Газеты.ру» и радиостанции «Вести ФМ» Михаил Ходаренок при обсуждении бронетехники в эфире телеканала «Россия-1» заметил: «Чтобы там не говорили, не писали, возможности любого танка выявляются только на поле боя».

Речь шла о танках западного производства, но, думается, ту же характеристику можно отнести к Т-14.

Из раскрытых ТТХ «Арматы» известно, что на танке установлены активная защита «Афганит» и динамическая «Малахит». Броня многослойная и комбинированная. Вес — 55 тонн. Двигатель х-образный дизельный производства ЧТЗ мощностью 1500–1650 лошадиных сил.

На демонстрировавшихся публике образцах Т-14 стоит 125-миллиметровое артиллерийское орудие.

Американское интернет–издание Defence One заявляет, что для «Арматы» разработана 152-миллиметровая пушка, способная стрелять специальными боеприпасами, то есть с тактическими ядерными зарядами. Испытывается беспилотная версия бронемашины.

Стоимость Т-14 варьируется в пределах 250–500 миллионов рублей. Руководители Уралвагонзавода неоднократно заявляли, что при массовом производстве танка его стоимость будет «существенно ниже 500 миллионов».

По последним данным, появившимся на информационных ресурсах в декабре 2021 года, «Армата» в том же месяце запущена в серийное производство.

Скептики считают, что из-за проблем с комплектующими российский супертанк будет производиться малыми партиями и в танковых войсках «погоды» не сделает.

У нас в России официально заявлено о выпуске до конца года 1600 новых и модернизированных танков. Обнадеживающее количество, спору нет. Один важный нюанс. О конкретном соотношении «новых и модернизированных» умалчивается.

До 2022 года зарубежные аналитические центры оценивали технологические возможности России по ежегодному производству новых танков в 200–300 машин.

СССР в 70-е и 80-е выпускал от двух до трех тысяч новых танков в год. Цифры говорят сами за себя!

Вероятно, исследователи ошибаются и даже «наговаривают». Очень скоро увидим на полях сражений многие сотни не модернизированных старых добрых советских, а новейших российских танков. Неведомо откуда прилетят и «черные орлы», и какие-нибудь «белые ястребы». Русскому человеку традиционно свойствен оптимизм!

О секретах

И последнее. Спешу успокоить некоторых сверхбдительных сограждан, воспитанных, очевидно, на архаичных стереотипах ложно понимаемой секретности. К гостайне доступа не имею и никогда не имел. В публичном пространстве раскрыть государственные секреты не могу по определению.

Изложенная в статье информация получена посредством определенного анализа российской и западной прессы, каких-то тематических сайтов. В принципе, так же работают многие другие аналитики.

Автор: Валерий Капленков

Заглавное изображение из открытых источников

Источник: rusvesna.su