До конца 2023 года должен быть создан российский бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для нового самолета. Первая партия МС-21 (так называется лайнер) должна поступить в эксплуатацию в конце следующего года. Как рассказал генеральный директор Иркутского авиазавода Александр Вепрев, новый самолет может вывести всю российскую авиационную промышленность на принципиально новый уровень.
Магистральный лайнер XXI века
Почему собственная разработка бортовых систем так важна? Сегодня комплектующие для приборов нового самолета поставляет Франция (компания Thales) и США (две компании – Honeywell и Rockwell Collins). Но при запуске в серию МС-21 («Магистральный самолет XXI-го века»), есть определенный риск попасть под очередные санкции. Поэтому гораздо надежнее будет заняться разработкой и выпуском собственного бортового оборудования, тем более что для этого есть все возможности.
Корпорация «Иркут», в которую входит завод, объявила открытый конкурс на создание таких приборов. В его условия входят также и сроки разработки – четвертый квартал 2023 года. Сейчас на предприятии строятся опытные образцы самолетов, которые проходят испытание на базе в подмосковном Жуковском. На заводе в Иркутске начата подготовка к серийному производству и к концу следующего года намечен выпуск первых лайнеров.
Это очень перспективный, среднемагистральный пассажирский самолет. Он разработан корпорацией «Иркут», в которую входит на только иркутский авиазавод, но и ОКБ Яковлева. С разработками этого конструкторского бюро пассажиры познакомились очень давно, когда на авиалиниях появились первые ЯК-40. Поскольку базовая модель оказалась очень удачной, с тех пор семейство Яков постоянно пополняется, и МС-21 должен был называться ЯК-242, но по каким-то причинам от этой знакомой аббревиатуры отказались.
Высокие технологии на службе импортозамещению
Хотелось бы, чтобы толчком к развитию данных разработок послужила «Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года», которую новый премьер утвердил на следующий день после вступления в должность. Будем надеяться, что именно эта стратегия поспособствует развитию собственных высоких технологий. Причем упор в ней делается как раз на то, что новые разработки будут направлены на импортозамещение. А с перспективной конструкцией самолета связано не только будущее завода, но и огромного количества смежников.
Опасения, касающиеся возможных проблем из-за санкций, имеют под собой достаточно серьезные основания – прецеденты уже были. Первый опытный образец поднялся в воздух почти три года назад – в мае 2017 года. Через два года он был открыто продемонстрирован на выставке «МАКС-2019» в Жуковском. На этом дело и кончилось, хотя серийный выпуск был запланирован вначале на 2017 год, потом срок перенесли на 2018 год, а сегодня уже на следующий – 2021-й.
И всему причиной санкции против корпораций ОАК и «Ростех», более того, есть данные, что выпуск нового лайнера может затянуться до 2025 года. А это убытки не только завода или корпорации «Иркут», но и смежников из других отраслей.
Эксперт Центра политических технологий Никита Масленников отметил, что России необходимо сделать рывок в сфере электроники. Только так она сможет претендовать на ведущие позиции в мире. От развития электронной промышленности зависят не только безопасность в информационной сфере, но и обороноспособность, технологическая независимость. Без своей микроэлектроники невозможно развивать высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.
Сергей Никифоров