Русские Вести

Американские страсти по «Калибру»: почему США не скоро увидят «такую же ракету, как у русских»


Американская военная промышленность еще не успела осуществить обещанное президентом США «самое масштабное в истории» расширение военно-морского флота, как на горизонте «замаячила» новая проблема, передает телеканал «Звезда».

Большой русский «Калибр»

Применение российских крылатых ракет с дистанций более полутора тысяч километров навсегда закрыло вопрос способности кораблей, подводных лодок и дальней авиации решать задачи любой сложности.

Прикинув среднюю дальность пуска ракет с морских и воздушных носителей, зарубежные эксперты поняли, что для решения текущих и перспективных задач уже известным на весь Каспийской флотилии ВМФ и ВКС России не нужно совершать длительные рейды. Первое и самое массовое боевое применение крылатых ракет комплекса «Калибр-НК» и боевая работа с помощью крылатых ракет Х-101 в этом отношении расставили все по своим местам.

Сознавая масштабы технологического прорыва российских специалистов, разработчики ракетного вооружения из США срочно расчертили циркулями дальность крылатых ракет с других направлений и осознали, что при желании под прицелом может оказаться не только любая точка на карте Европы или Ближнего Востока, но и при должном уровне сноровки, любой объект на карте мира.

Подкрасить и в бой

За шумом вокруг самой масштабной в истории программы по переоснащению американских ВМС большинство экспертов старались не особо афишировать сложности с одним из «столпов» ядерных сил США — стратегической авиации.

Авторитетные американские СМИ отмечают, что вопреки расхожему мнению, в отношении СЯС наблюдается «наиболее тревожная ситуация».

Эксперты издания Militarytimes при помощи источников в ВВС США провели собственное расследование относительно боеготовности парка стратегической авиации США.

Формальным поводом для такой проверки послужили вероятные боевые действия США против КНДР. В ходе анализа численности бортов, готовых к непосредственному боевому применению, вскрылась любопытная статистика — менее половины всех стратегических бомбардировщиков, включая В-2, В-1-В и ветеранов «холодной войны» В-52, могут в считанные минуты после получения приказа взлететь и начать выполнение поставленной задачи.

Американские специалисты подсчитали, что к боевому развертыванию из двадцати малозаметных бомбардировщиков В-2 в общей сложности готовы не более СЕМИ.

Из технических исправных стелс-бомбардировщиков в состоянии повышенной боевой готовности на момент получения данных находились лишь четыре борта, перемещенных на авиабазу Андерсен на острове Гуам в Тихом океане.

О состоянии других бортов экспертам узнать ничего не удалось. Официально — большая часть бомбардировщиков встала на плановый ремонт и модернизацию.

Согласно данным американских экспертов, не лучше дело обстоит и с другими типами самолетов. Из 75 модернизированных бомбардировщиков В-52 лишь 33 борта набирают баллы для зачисления в категорию технически исправных, а из 62 бомбардировщиков В-1В «Лэнсер» в пригодном к эксплуатации состоянии находятся всего 25 единиц.

С разработкой малозаметного бомбардировщика, который в ближайшем будущем сможет заменить все В-2 и частично взять на себя нагрузку В-52 у компании «Нортроп Грумман», по мнению экспертов, возникли существенные трудности, главные из которых связаны не столько с отсутствием технологий для малозаметного, и как следствие — безопасного применения авиационного вооружения, сколько с наличием еще более совершенных технологий и средств по борьбе со всеми типами воздушных целей у потенциального противника.

По мнению военного эксперта Василия Кашина, создание перспективного малозаметного бомбардировщика, разработка которого ведется в рамках ОКР LRS-B, может значительно затянуться.

«Командование ВВС США заявляет, что В-52 могут остаться в строю вплоть до середины века. В-1 и В-52 планируется „держать" до 2040-х, а В-2 потенциально до 60-х», — пояснил Кашин.

Ракетная проблема

В течение нескольких десятилетий, что минули после завершения «холодной войны», ВВС США не ощущали проблем с количеством и качеством авиационного вооружения.

Однако восстановившийся российский ВПК и бурное развитие технологий в области разработки и производства ракетного вооружения в Китае внесли свои коррективы в авиационно-ядерный баланс.

Несмотря на то, что Пентагон регулярно выделяет значительные средства на исследования передовых технологии в области авиационного вооружения, а подрядчики с завидным постоянством создают авиационные крылатые ракеты на современной элементной базе, базовые проблемы ВВС США в этом направлении по-прежнему не решены.

Главная проблема, как ни странно, связана с разработкой высокоточных и дальнобойных крылатых ракет «воздух-поверхность».

Крылатые ракеты AGM-129 ACM сняты с вооружения еще в 2007-м ввиду несоответствия современным требованиям ведения боевых действий против эшелонированных систем ПВО, а единственными современными крылатыми ракетами для авиационных носителей в данный момент являются AGM-158 JASSM, максимальная дальность пуска которых составляет от 300 до 900 с небольшим километров.

Учитывая ряд критических сложностей с освоением гиперзвуковых средств воздушного нападения, наиболее рациональным выходом из сложившейся ситуации стало решение разработать и внедрить еще одну авиационную крылатую ракету так называемого «промежуточного» поколения.

Вокруг ОКР в рамках проекта по созданию сверхдальней крылатой ракеты LRSO с 2015 году шли нешуточные споры, однако в конечном счете ведущие компании-разработчики высокоточного оружия «Локхид Мартин» и «Рэйтеон» в августе 2017 года все же получили по $900 млн и официальное «добро» на создание новой авиационной КР.

Американский военный эксперт Майкл Кофман уверен, что «зеленый свет» перспективной КР был получен во многом благодаря успешному тестированию в Сирии крылатых ракет Х-101 российского производства, первое боевое применение которых осуществлялось отнюдь не с максимальной дальности.

«У ВВС США сейчас нет авиационной крылатой ракеты с ядерной боевой частью. От слова совсем. При этом, в обновленной ядерной доктрине расширяется диапазон возможных ситуаций применения ЯО. Что требует, по мнению МО США, более гибкого состава СЯС», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Важно пояснить, что крылатая ракета с дальностью пуска около 4,5 тысяч километров в распоряжении российских ВКС уже имеется, а «Локхид Мартин» и «Рэйтеон» только начали осваивать бюджет для создания американского аналога. Эксперты поясняют, что процесс разработки, тестирования и закупки одной тысячи единиц таких ракет в интересах ВВС США может растянуться на несколько лет.

За это время крылатые ракеты воздушного и морского базирования, успешно примененные в реальных боевых действиях, могут быть неоднократно модернизированы, и ВВС США снова придется «играть в догонялки».

Важным преимуществом российских ВКС в данном случае является отработка полного цикла пуска крылатой ракеты с большого расстояния: ввод координат, обработка данных, коррекция и контроль полета, обработка данных, полученных в ходе полета, оценка результатов попадания — все это позволяет уже сейчас быть на шаг впереди в вопросах авиационного вооружения стратегического назначения.

Американские специалисты с большой неохотой признают, что по своей сути крупнейшим военно-промышленным корпорациям поставлена сложнейшая с технической точки зрения задача: «Сделать такую же ракету, как у русских».

Источник: rusvesna.su