Русские Вести

Что важнее – здоровье детей или "свечные заводики"?


С 1 января текущего года перестали действовать старые правила по профилактике туберкулёза. Сейчас готовится уже новый документ. И в соответствии с ним без заключения фтизиатра невозможно будет попасть на плановую госпитализацию. Пробы Манту и прививка от туберкулёза – это элементы масштабной госпрограммы, действующей уже много лет. Однако требования медиков охватить пробой Манту всех детей постоянно вызывают протесты родителей. Об этом разговаривали в студии "Первого русского" ведущая Александра Машкова-Благих и помощник сенатора Тимур Рябоконь.

Детей не пускают без этой пробы в школы и детские сады, что вызывает недовольство родителей, напомнила Александра Машкова-Благих. По мнению родителей, таким образом "нарушаются их права в сфере образования и медицины". Они хотят добиться, чтобы их "здоровых детей не называли заразными или опасными", не имея на то оснований. Кроме того, родители хотят, чтобы такие пробы проводили в пробирках, а не внутри организма ребёнка. "Если у медицинской процедуры есть какие-то риски, то должны быть и доступные альтернативы", – считают родители.

Машкова-Благих полагает, что претензии родителей логичны. Но почему об этом заговорили только сейчас? Ведь пробам Манту уже более ста лет, а скандалы, с ними связанные, начались только 5-7 лет назад, когда родители стали массово от пробы отказываться. Это мода, кто-то вводит людей в заблуждение или действительно есть основания для волнений? Этот вопрос ведущая адресовала своему собеседнику Тимуру Рябоконю.

Эксперт напомнил о том, что до 2013 года в России действовал старый вариант туберкулёзного СанПиНа, проблем никаких не было, потому что не было никаких ограничений. А в 2013 году был введён в действие новый туберкулёзный СанПиН. И там был вписан абзац 2 пункта 5.7, в соответствии с которым детей, которым не проводилась иммунодиагностика, то есть проба Манту, перестали допускать в образовательные учреждения.

Получается, что с этого момента стали ограничивать конституционное право здоровых детей на очное образование. При этом у нас, по федеральному законодательству, противотуберкулёзная помощь – добровольная.

Здоровых детей признают больными?

Ограничения устанавливаются только в отношении тех, кто болен активной, то есть заразной формой туберкулёза. Такие люди и признаются больными. Есть ещё и другая форма – латентный туберкулёз, когда организм инфицирован микробактериями туберкулёза. Но такое состояние может сохраняться всю жизнь, иммунитет с ним справляется, только у 7-10% детей может потом развиться что-то тяжёлое, говорит Рябоконь. Поэтому ребёнок, у которого есть эти самые микробактерии туберкулёза, то есть латентный туберкулёз, но нет клинических симптомов проявления, это здоровый ребёнок, уверен эксперт. Но именно их не пускают в детские сады и школы.

Классические проявления туберкулёза – это кашель, потеря веса, аппетита, общая вялость. Пропустить такие симптомы на смогут даже нерадивые родители, уверен Рябоконь. И они едва ли отведут ребёнка в школу вместо детской поликлиники. Да и в образовательных учреждениях, заметив эти симптомы, тоже отправят детей к врачам.

После того, как в 2014 году был изменён СанПиН по туберкулёзу, нет никаких единообразных требований. То есть в одном детском саду могут отказаться принять ребёнка, не прошедшего иммунодиагностику, а в другом никаких проблем не возникнет. Необходимо прийти к какой-то одной модели. Но соответствующую норму, утверждает Рябоконь, "ни Госдума, ни Совет Федерации не пропустят".

Профилактикой и туберкулёза, и ВИЧ-инфекций, и всех остальных болезней заниматься необходимо, но в соответствии с действующим федеральным законодательством. Мы живём в правовом, а не в медицинском государстве. И выявлять заболевших необходимо в соответствии с действующим законодательством, а не так, как это хочет фтизиатрия, или Роспотребнадзор, или Минздрав.

Машкова-Благих отметила, что у нас появилась тенденция "хватать, лечить, диагностировать и загонять в рамки, исходя из физического, психического и прочих состояний". А известно ли, сколько детей в стране действительно больны туберкулёзом, поинтересовалась она.

По словам Тимура Рябоконя, такие данные есть на сайте Росстата, но пока только за 2018 год, а там указано, что среди детей до 14 лет больны 2 тысячи 200 человек. Детей с психическими расстройствами – 20 тысяч человек.

И завтра психиатры могут заявить: а давайте тех, кто не прошёл обследование у психологов и психиатров, тоже не будем допускать до очного образования. Вот такой ящик Пандоры открывается.

Как выявлять туберкулёз, если говорить о латентном его варианте?

В письме детского внештатного фтизиатра в Роспотребнадзор, с которым ознакомили участников круглого стола, проходившего в Госдуме в 2019 году, говорилось, что кожные тесты являются обязательными только при диагностике заболевания в группах риска и при наличии клинических симптомов. В противном случае это делать необязательно.

Вот что сказала по этому поводу врач-фтизиатр, заместитель главного врача Центра пульмонологии Владикавказа Марина Агузарова:

В настоящее время для скрининга, для выявления туберкулёза применяются внутрикожные пробы. Проба, реакция Манту, с препаратом туберкулин ставится детям с года до семи лет, проба с Диаскинтестом, препаратом, ставится детям с 8 лет и до 17. Эти пробы ставятся для определения инфицирования детского и подросткового населения палочкой туберкулёза, для постановки вакцинаций и ревакцинаций БЦЖ, для формирования групп рисков по туберкулёзу. Массовая иммунодиагностика проводится раз в год, детям из группы риска – два раза в год. По показаниям проводится индивидуальная иммунодиагностика. Есть и альтернативные пробы, которые делаются в частных лабораториях.

Тимур Рябоконь отметил, что проба Манту не очень эффективна, есть другие, более точные, но дорогостоящие тесты вводить в ОМС не хотят. Да и делают их не во всех регионах.

Почему же все фтизиатры в основном сосредоточены на пробе Манту? По мнению Рябоконя, это связано с финансовым вопросом – достаточно подсчитать, сколько проб Манту делается по всей стране, какое количество доз для этого нужно. Видимо, кому-то это выгодно.

Конечно, активная форма туберкулёза заразна. Но чем выше уровень и качество жизни, тем ниже уровень заболеваемости. В развитых западных странах давно не проводят вакцинацию и тестирование детей против туберкулёза, только в группах риска.

То есть если человек живёт в нормальных условиях, хорошо питается, занимается спортом, не ВИЧ-инфицирован, не курит, он не заболеет туберкулёзом. Недопустимо принуждать здоровых людей к оказанию им противотуберкулёзной помощи, мы говорим о здоровых людях, это недопустимо.

Руководители образовательных учреждений часто поступают по своему усмотрению из-за страха: а вдруг что-то случится? На некоторых оказывают давление санитарные врачи, считает Рябоконь.

Сейчас уже разработан новый проект, создан новый объединённый СанПиН, и там есть раздел 6.3, который касается этих вопросов. Мы очень надеемся, что в стране этот вопрос будет решён. Потому что пропустить в существующем варианте новый СанПиН недопустимо. Потому что он ситуацию ещё более утяжеляет. Он предписывает, насколько видно из этого текста, не допускать плановой госпитализации детей без пробы Манту.То есть ребёнка уже в больницу положить нельзя? Или речь идёт о противотуберкулёзных диспансерах? Нужно наконец разобраться, о каком туберкулёзе идёт речь. Об активной форме туберкулёза или о его латентной форме?

Завершая программу, Александра Машкова-Благих сказала:

Мы оберегаем наших детей или действуем в привычной парадигме, попутно зарабатывая денежку? Но не мы, а те самые "свечные заводики", которые организовывают в нашей стране бардак, связанный с нарушением прав наших граждан и с такими заделами на здоровье наших детей. Как понимаю, это становится визитной карточкой ряда ведомств и структур. Надеемся на лучшее, продолжаем бороться за наши права.

Источник: tsargrad.tv