Русские Вести

«Электронный героин»


После того как Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в Международную классификацию болезней, учёные из Санкт-Петербурга решили разобраться, что же происходит в головах геймеров и как лечить их зависимость.

"28-летний мужчина скончался в южнокорейском Тэгу после 50-часов игры в «Starcraft»", "18-летний тайванец, игравший без остановки в «Diablo 3» 40 часов подряд, отправился на тот свет", "Англичанина, 10 часов не ходившего в туалет, чтобы не отвлекаться от игры, чуть не разорвало", "Китайский подросток зарезал отца, пытавшегося забрать его из игрового клуба и отвести в школу". Ещё лет десять назад заголовки подобного рода были для русских родителей страшилками из шокирующей Азии и с загнивающего Запада.

Но время идёт и в мае 2018-го подросток из Нижегородской области забил ножом приятеля из-за того, что он так и не смогли договориться, кто первым сядет "резаться" в Counter-Strike. Для одного это закончилось геймовером, после которого уже никакая перезагрузка не поможет, для второго девятью (!) годами без компьютера в местах, где в моде карты и нарды. Предметами из компьютерных игр торгуют за реальные деньги, особо игривые геймеры воруют их друг у друга.

И нет ничего удивительного, что Всемирная организация здравоохранения включила в 2018 году игровое расстройство в 11-й перечень Международной классификации болезней (МКБ-11), запланированный к вводу в действие с 1 января 2022 год. Есть две разновидности игровой зависимости: офлайн – это когда вашим соперником выступает искусственный интеллект, и онлайн, когда вы соперничаете с человеком. 

Даже картинка возбуждает

Петербургские учёные из Института точной механики и оптики (ИТМО) выяснили, что сидеть за компьютером не менее опасно, чем сидеть на игле. В исследовании, подготовленном ими для международной конференции International Society for Magnetic Resonance in Medicine, проходящей с 1995 года под эгидой "Международного общества магнитного резонанса в медицине", сравнивается мозг геймера и наркомана. С помощью специального оборудования учёные фиксировали процессы, происходящие в мозге, и выяснили, что не очень-то и много требуется, чтобы у человека от игр снесло башню. Оказалось, что геймер в процессе игры теряет контроль над собой, и он, как и его системный блок, может перегреться так, что его психическое поведение станет неадекватным. Чтобы сойти с ума, теперь не нужны ни соли, ни другие изменяющие сознание вещества, нужна лишь любимая игра.

Сотрудники ИТМО Павел Тихонов и Михаил Зубков исследовали мозг человека с помощью технологии функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ). Она представляет собой разновидность МРТ, которая отслеживает изменения в токе крови, вызванные нейронной активностью головного или спинного мозга. Этот метод основывается на том, что кровоток в мозгу и активность нейронов тесно увязаны друг с другом. Если по-простому, то кровь мощно приливает к той области мозга, которая наиболее сильно задействована в данный момент.

При помощи этой технологии можно увидеть активацию зон мозга при выполнении испытуемыми каких-либо действий.

Для исследования отобрали тех, кто играет минимум по четыре часа в день (30 часов в неделю). Желающих было хоть отбавляй, но из 200 игроков учёные выбрали лишь 80 человек. Остальных отправили сжигать глаза перед монитором без какой-либо пользы для науки.

Исследователи изучали разницу процессов в мозге обычного человека и игромана. Испытуемого клали на кушетку и отправляли в томограф, где показывали изображения из любимых видеоигр. Компьютер получал и выводил на экраны ФМРТ-изображения головного мозга.

На картинке были видны тепловые зоны мозга, их микроструктурные изменения. Далее учёные анализировали с помощью специализированного программного обеспечения, что происходит в мозговой коре.

Оказалось, что у геймеров в отличие от обычных людей сильнее активизируется функциональная связь между префронтальной, фронтальной корой и островковой долей. Эти доли отвечают за моторный контроль, восприятие, самосознание и межличностный опыт соответственно. А связь между префронтальной корой и поясной корой, которая отвечает за обработку эмоций, обучение, память, а также мотивацию, наоборот, становится менее активной.

Эти данные позволили сделать вывод, что нейронный механизм, стоящий за игровой зависимостью, похож на тот, что встречается у химически зависимых людей, и базируется на механизмах дофаминового "вознаграждения". 

Наркоману – вещество, геймеру – игра

Один из авторов исследования, сотрудник Национального медицинского исследовательского центра им. В. А. Алмазова Дмитрий Исхаков, изучал данные по пациентам с аддиктивными (грубо говоря, с одержимостью. – Ред.) и химическими расстройствами.

Он рассказывает, что разработки показывают, как наркотическая зависимость отображается на функционировании мозга и его зон.

Это может быть общее изменение объёма мозга или локальные изменения, например, увеличение или уменьшение толщины в определённых зонах. Как правило, всё крутится вокруг системы когнитивного контроля и лимбической системы, которую ещё называют системой удовольствия и которая отвечает за то, чтобы вложить эмоциональную окраску в процесс взаимодействия с внешним миром. Все они меняются: система контроля может угнетаться, в то время как зоны, отвечающие за эмоции, могут усиливаться,

– говорит Исхаков. Он отмечает, что зависимость наркотическая и игромания имеют сходные черты в изменении мозга.

Клиники определили для себя новый вид пациентов и готовы избавить от игровой зависимости. В Санкт-Петербурге лечение предлагают не только у психотерапевта, стоимость которого начинается от четырёх тысяч рублей за приём, но и медикаментозное и аппаратное кодирование, в частности интракраинальную транслокацию (ИКТ). Она представляет собой воздействие на головной мозг специальной аппаратурой для блокирования алкозависимых центров. ИКТ широко используется для лечения алкоголиков, а теперь пришёл черёд геймеров.

Процесс и цены по снятию зависимости примерно одинаковы как для наркоманов, так и для геймеров. И тем, и другим предлагают пройти сеанс у психотерапевта, сдать анализы, пройти стадии "ломки" в палате, а потом поставить блокировку на несколько месяцев.

И если алкоголики и наркоманы "ломку" ощущают физически, и вся вредная химия выводится из организма, то геймера "ломает" психологически и ему прописывают больше сеансов у психотерапевта.

Самый распространённый метод лечения игровой зависимости – это психологическая помощь, групповая и индивидуальная. Есть ещё одна процедура – аппаратное воздействие на центры головного мозга, зависимые от игры.

Пациент должен воздерживаться от игр две недели перед проведением процедуры и необходимо посещение психолога не менее двух раз. Он общается с пациентом, смотрит на него, на его состояние, мотивацию и разрешает или нет проводить эту процедуру. ИКТ накладывает запрет на злоупотребление игровой зависимостью, человек не может садится за игру, так как это может вызвать парадоксальную реакцию со стороны нервной системы, которая может нанести вред его здоровью.

Поставить ИКТ для геймеров на три месяца стоит от 11 800 рублей, на полгода – от 15 700 рублей. Для сравнения: химическая защита для наркомана стоит на три месяца от 13 950 рублей, на полгода – от 18950 рублей.

Обращаются к нам довольно часто. В основном это родственники игроманов. Однако процент таких обращений намного ниже, чем у зависимых от наркотиков или алкоголя,

– рассказали в медицинском центре Бехтерева.

Там же пояснили, что в задачи врача входит первоначально снять или подавить очаги игрового возбуждения. На последующих этапах лечения идёт работа с психотерапевтом по изменению системы ценностей и жизненных установок. Также меняется образ жизни, вырабатывается целая система замены на другие способы получения удовольствия. 

Пока кто-то лечится, кто-то зарабатывает

По словам заведующего лабораторией нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Владимира Дорохова, тема изучения и лечения игромании актуальна. И не только наши учёные проводят подобные исследования. Но в отечественном исследовании было задействовано большее количество исследуемых.

Учёные подтвердили гипотезу о пагубном влиянии и сильной зависимости геймеров. Они это сделали на уровне мозговых процессов. Чем больше исследований на эту тему, тем больше почвы для понимания, как работать с зависимыми людьми,

– считает Владимир Дорохов.

По словам учёных, нужно чётко разделять зависимость и нормальное психологическое состояние человека, который занят играми. Для некоторых это просто игра или хорошо оплачиваемая работа.

P. S. По результатам исследования Центра развития НИУ "Высшая школа экономики", в мире 2,5 миллиарда человек играет в компьютерные игры, в России – больше 65 миллионов. Средний возраст геймеров в мире – 34 года, в России – 36 лет, и каждый третий геймер хочет сделать своё увлечение профессией.

Алла Михеенко

Фото: uwe umstätter/Globallookpress

Источник: old.tsargrad.tv