Русские Вести

Фальсификаты с политическим подтекстом


Поставки эти осуществляются в основном через «символические» границы стран ЕАЭС. Однако по политическим причинам чиновники предпочитают игнорировать эту проблему.

Об этом, в частности, говорилось в ходе деловой программы Международной текстильной выставки «ИНТЕРТКАНЬ–2019.Осень» в начале сентября с.г.

По многим экспертным оценкам, высказанным в ходе состоявшихся там дискуссий, реальные объемы импорта потребительских товаров в РФ уже которое десятилетие на треть, а то и наполовину превышают официально регистрируемые российской таможней и Росстатом. В середине текущего года данная диспропорция превысила 30%.

Этому, в немалой степени, способствуют и неполноценные методики счета, и географически широкие возможности пересечения внутренних границ вне таможенных пунктов. Неоднократные предложения российских товаропроизводителей и экспертов увеличить число таких пунктов, усовершенствовать профильную методику и ужесточить таможенный контроль на межгосударственных границах внутри ЕАЭС – остаются без ответа со стороны федеральных ведомств.

Очевидно, что означенная ситуация негативно влияет на объемы производства и сбыта на российском рынке российской же продукции. Следствием чего является стагнация или даже закрытие предприятий-производителей. По имеющимся оценкам, только за 2016 – первое полугодие 2019 гг. из-за упомянутых факторов сократили или временно прекратили производство около 20% предприятий российского легпрома и до 15% предприятий АПК/пищепрома.

Основным же способом завоза в Россию продукции якобы из стран-членов ЕАЭС является её перемаркировка в статус казахстанской, белорусской, кыргызстанской.

То есть вначале в страну-партнер России по ЕАЭС ввозится низкокачественная продукция из третьих стран. Затем она снабжается ярлыками и другими документами, подтверждающими, что данная продукция изготовлена в стране-участнице Союза. А затем, ввиду упразднения внутри ЕАЭС многих функций таможенного и санитарного/ветеринарного контроля, эти товары фактически беспрепятственно поступают в РФ.

Всё это – вполне прибыльный бизнес для всех «соучаствующих» сторон. По оценкам Союзлегпрома, Роскачества, Роспотребнадзора, к осени с.г. в таком импорте (т.е. в рекэспорте в РФ) доля продовольственной продукции, небезопасной для здоровья потребителей, возросла почти на четверть в сравнении с предосенним II кварталом 2018 г.; по продукции легпрома — почти на 20%; по бытовой химии — на 15%.

Но дело здесь не только во взаимовыгодном бизнесе. Данная продукция демпинговая, то есть поступает в страну-партнера РФ по ЕАЭС и затем реэкспортируется (перепоставляется) по низким ценам, потому что пользуется растущим спросом потребителей в нынешних российских финансово-экономических условиях. «Чем ниже платежеспособность населения и чем обширнее географический рынок страны, тем больший объем всевозможных низкоценовых фальсификатов поступает на этой рынок и сбывается там в возрастающих объемах», – отмечает президент Союзлегпрома А. Разбродин.

Но обсуждаются ли столь актуальные вопросы на межгосударственном уровне или в рамках Евразийской экономической комиссии?

По данным специалистов ЕЭК и Минпромторга РФ, если и обсуждаются, то в основном в «фиксирующем» ключе. Проще говоря, пожурят страну-партнёра и, что называется, дело с концом. Как отмечалось на форуме «Информационно-аналитические продукты Союзлегпрома» (состоявшегося в рамках упомянутой текстильной выставки), это происходит в силу некоторых взаимосвязанных причин.

Во-первых, реэкспорт — до сих пор одно из главных направлений внутри- и внешнеэкономической политики стран-партнеров России по ЕАЭС ввиду сложной, если не кризисной, финансово-экономической ситуации в тех странах.

В случае давления на эти страны со стороны РФ может ускориться их «дрейф» к Западу. И не исключено, что они только «ожидают» повода для такой политики. Тем более что, являясь, наряду с РФ, членами ЕАЭС, по-прежнему не участвуют в контрасанкциях России в отношении стран ЕС и НАТО.

Во-вторых — подлинными поставщиками в Россию демпинговой и небезопасной продукции через страны ЕАЭС являются в основном страны, не участвующие в антироссийских/антикрымских санкциях. Если точнее, львиные объемы таких поставок осуществляются из внесанкционных КНР, Турции, стран Южной и Юго-Восточной Азии, ряда южноамериканских стран. Понятно, что усложнять отношения с ними не в интересах РФ.

В-третьих — не исключена коррупционная составляющая в «нерегистрировании» таможенными службами незаконного реэкспорта из этих стран в Россию.

Так или иначе, совокупность экономических и политических факторов создала и сохраняет нынешнюю ситуацию, когда обширный российский рынок, в буквальном смысле, переполнен всевозможными подделками, небезопасными для здоровья потребителей.

Чтобы этого не происходило, требуется выработать систему мер, симулирующих поставки в РФ и в целом в страны ЕАЭС именно национальной продукции данных стран. Тем более что она остаётся мизерной на взаимных рынках.

Хотя по многим расчетам экспертов России и других стран ЕАЭС (2018–2019 гг.), потенциальные объемы взаимной торговли Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Армении с РФ национальными товарами (т. е. взаимный экспорт–импорт) минимум в 2,5 раза превышают нынешние объемы. А сложилось такое положение во многом потому, что национальный торговый и производственный бизнес не стремится к конкуренции даже с партнерами из ЕАЭС. Вместо этого вводятся, гласно или негласно, различные ограничения на взаимопоставки, проводятся явно ангажированные антидемпинговые расследования и т. п.

Во всяком случае, общее количество различных взаимоограничений по торговле подлинными национальными товарами между странами ЕАЭС, по данным Евразийской экономической комиссии и Фонда «Росконгресс» (2019 г.), – от 40 до 44-х в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении, а в России таковых ограничений — около 50-ти…

Артем Леонов

Источник: www.stoletie.ru