Русские Вести

Хирургия – это образ жизни


Хороший хирург всегда был на вес золота. Это известно ещё с древних времён. Действительно, бывают ситуации, когда без оперативного вмешательства нам просто не обойтись, поскольку от этого зависят наши жизнь и здоровье. Не всегда, откровенно говоря, результат бывает таким, как ожидалось. Врачебные ошибки никто не исключал. Но профессионализм врача, и уж тем более хирурга, как раз в том и заключается, чтобы вовремя всё исправить.

Лучшая операция — та, которая не состоялась. Уже на этапе общения с пациентом врач может определить примерно 25% проблемы. Остальное он увидит, когда операция начнётся. Её успех будет зависеть от опыта и мастерства хирурга. Поэтому не стоит торопиться с решением о хирургическом вмешательстве, человек должен принимать его вдумчиво и взвешенно. И только тогда, когда для этого есть серьёзная необходимость и это не дань моде.

Ведущая "Первого русского" Диана Сорокина обсудила это с профессором, доктором медицинских наук Владиславом Шафалиновым в эфире программы "Вакцина правды".

Хирургия — это образ жизни

Диана Сорокина: Владислав Анатольевич, сегодня поговорим о такой важной теме и близкой вам теме — о хирургии. Это одна из старейших отраслей медицины. Что из себя сегодня представляет хирургия и  что о ней необходимо знать каждому человеку?

Владислав Шафалинов. Само слово "хирургия" происходит от слова "рука" и "делаю". В шутку так и переводят: хирург — это "рукодел". Это действительно то, что делается руками, а при современных технологиях иногда и ногами. Например, при помощи педали электрокоагуляции или "робота да Винчи". То есть хирург использует не только руки, но и ноги в процессе хирургической деятельности. А выглядит это так, будто человек едет в каком-то транспорте [тренажёре. — Ред].

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Современная хирургия, конечно, гораздо более технологичная, чем в прошлом. Но и организм человека остался таким же, каким и был. Поэтому во многом это то же, что и раньше.

— А можно ли сказать, что хирург — это уже не специальность врача, а отдельная профессия?

— Не только сегодня, а вообще. Когда я оканчивал военно-медицинскую академию и мы начали изучать общую хирургию, один из преподавателей сказал, что хирургия — это образ жизни. И это не просто профессия или специальность. Ты должен быть хирургом в любой момент, 24 часа в сутки.

— А какие виды хирургии существуют сегодня? Какие из них наиболее востребованы?

— Востребованы все виды. Но я бы выделил, знаете… Печально то, что в основном смертность людей вызывают сердечно-сосудистые заболевания и онкология. Поэтому самая востребованная хирургия — это хирургия сердца, сосудов головного мозга и онкология.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

— Понятно, что если человеку по медицинским показаниям потребуется вмешательство врача, то это даже не обсуждается. А что вы скажете о людях, которые ложатся на операционный стол, чтобы немного скорректировать свою внешность? Какие есть тёмные и светлые стороны у пластической хирургии?

— Вы знаете, это вопрос этики прежде всего. Я, конечно, не осуждаю тех мужчин и женщин, которые хотят сделать себя красивее. Ведь своим внешним видом можно и оскорбить окружающих. У нас как-то не принято об этом думать, в нашем обществе. Но на самом деле это так. Своим неопрятным, неряшливым внешним видом можно оскорбить взгляд другого человека. Сейчас об этом практически не говорят, но в те времена это было совершенно очевидно. И одежда человека, например, была выражением его религии. Это мы видим в традициях нашей Церкви и других религий.

Бывает, что у человека какой-то очень плохой вид или какие-то дефекты, и он просто не хочет оскорблять других этим своим видом. Поэтому и стремится, чтобы что-то поменять.

Это одна история. А если преследуется какая-то другая цель… В пластической хирургии используются методики, которые лежат на грани этических моментов в медицине. Эту бы точку зрения я не разделил. Но опять же я стараюсь к этому подходить очень аккуратно и не топтаться, как слон, извините, в посудной лавке. Примерять этические моменты и стараться вначале разобраться, а уже потом судить.

— А в каких конкретно случаях?

— Ну, например, женщина хочет увеличить себе грудь. Тема почти табу. Всем известно, что женщина всегда недовольна в чём-то собой. То хочет больше, то меньше. Понимая то, какие чувства мужчина испытывает к женщине, я могу сказать, что любящий мужчина не хочет, чтобы женщина что-то меняла в своем внешнем виде. Это, как правило, желание самой женщины, чтобы нравиться себе. Спорный момент: кому лучше нравиться — себе или мужчине, который любит. Мне кажется, большинство взрослых и уже проживших жизнь женщин скажут, что лучше нравиться мужчине, чем самой себе.

— Но тогда, как вы сказали, своим внешним видом человек может…

— Задеть, оскорбить, обидеть, да.

— Да, другого человека. То есть всё-таки в приоритет  мы должны ставить себя?

— Мы должны всё учитывать, о чём я и говорю. Взвесить все за и против. Делать из себя идеального мужчине, которому 60 лет, превращаться в 40-летнего — это смешно. Понятно, если есть какое-то уродство. А если просто хочется помолодиться, то зачем? Цель какая?

Ответственность врача и пациента

— А какую ответственность несёт хирург? Есть ли что-то такое, за что врач может не нести ответственность?

— За свои действия хирург несёт всю полноту ответственности. Не зря один из моих покойных учителей, да и не только, другие тоже говорили, что настоящий хирург — это тот, кто наблюдал больного в течение длительного времени и вовремя отказался от операции. Вот это настоящая хирургия. А не та, где для того чтобы натянуть количество медуслуг и выкатить в конце концов какой-то большой ценник пациенту... Когда и одно делается, и другое, и третье.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Бывает, что и не нужно. Самая лучшая операция — это несостоявшаяся операция. Так у нас говорят. У нас была хорошая школа в Военно-медицинской академии. И за то, что на нашей кафедре были именно такие принципы, я очень благодарен. Что меня когда-то так воспитали.

— А за что тогда всё-таки отвечает сам пациент?

— Каждый пациент отвечает за свои решения. Например, согласиться или не согласиться на ненужную операцию. Конечное решение — за пациентом. Хирург предлагает разные варианты, а пациент выбирает. В этом случае хирург несёт ответственность за свои предложения, а пациент — ответственность за свои решения.

— А бывали такие случаи, что уже после операции выяснялось, что эту проблему можно было решить без хирургического вмешательства?

— Ну, конечно. И такое бывает. И ошибки бывают во время операции. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Для хирурга не столь важно наличие или отсутствие осложнений, сколько важно вовремя их выявить. И сделать всё, чтобы это осложнение не привело к каким-то серьёзным последствиям.

Когда врач ошибается

— Мы подошли к такой теме, которая, я думаю, волнует многих. Это врачебная ошибка. Понятно, что любой врач — это, прежде всего, обычный человек. И ему так же свойственно ошибаться. Но мы, люди, так устроены, что судим, имея лишь поверхностные знания. Давайте в этом разберёмся. Больше всего ошибок происходит на момент операции или во время постановки диагноза?

— Большая часть ошибок происходит на этапе постановки диагноза. Это моё личное мнение. Считается, что хирург только на 25% предполагает операцию. Остальное увидит во время операции — и тогда должен будет принять правильное решение. Это на 75%, конечно. А ошибки… Если хирург — профессионал, то он, скорее всего, примет правильное решение.

— А когда стоит обращаться к хирургу? Есть какие-то признаки?

— Когда какая-то неполадка со здоровьем, всегда следует обращаться к врачу. Если есть предположение, что надо к хирургу, потому что есть какая-то хирургическая патология, то надо просто обратиться и получить ответ. Например, что у вас всё в порядке и хирург вам не нужен. Или, наоборот, пациент обратился к терапевту, а терапевт сказал: "Нет, здесь вам, скорее всего, к хирургу". Нужна правильная последовательность действий.

Хирургия будущего

— В завершение нашей беседы спрошу. А вот хирургия будущего — на ваш взгляд, какая она?

— Я думаю, что хирургия будущего — это очень малоинвазивная хирургия. То есть такая, которая предполагает минимальное вмешательство в природу человека. И я думаю, что хирургия будущего — это та хирургия, которая не состоится. То есть профилактика болезней, как говорил отец нашей русской военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов

Медицина будущего — это медицина профилактическая, прежде всего. Лучше всего та операция, которая не состоялась. Поэтому, я думаю, хирургия будущего такая.

— А мы сейчас на каком этапе достижения этой цели?

— Мы? На не очень близком этапе. С моей точки зрения, в каких-то вопросах мы пошли не туда или не тем путём. Не до конца разобравшись в болезнях, в причинах, часто предлагаем пациенту варианты решения ликвидации каких-то симптомов или патогенеза развития какого-то процесса, не трогая причину. Поэтому во многом хирургия, как и медицина, в некотором смысле сегодня плутает. Несмотря на то что есть конкретные, вполне успешные варианты лечения каких-то болезней.

— Почему? Это зависит от каждого врача или в целом системы?

— В целом это зависит от хода научной мысли и от денег. Во что предприимчивые люди, которые связаны с медициной, готовы вкладывать деньги. Или это какая-то определённая хирургия — допустим, пластическая. Или это хирургия, нацеленная на зарабатывание денег теми, кто будет оперировать. И стоять за производителем медицинских изделий, как это часто происходит. Либо это будет хирургия, нацеленная на решение реальной проблемы. А не на то, чтобы просто денег заработать.

— Будем надеяться. Владислав Анатольевич, я благодарю вас за такие честные ответы.

ЗАГЛАВНОЕ ФОТО: АГН МОСКВА/GLOBALLOOKPRESS

Источник: tsargrad.tv