Русские Вести

Промежуточная роль


Зачем к борьбе с курением привлекли врачей общей практики

Россиян начнут лечить от никотиновой зависимости в поликлиниках. Минздрав в начале мая ввел новые рекомендации по борьбе с вредной привычкой, пользоваться которыми в том числе смогут терапевты и врачи общей практики. Некоторые из наркологов считают, что они станут важным связующим звеном между курильщиками и профильными специалистами, особенно в отдаленных регионах страны. Однако готовы ли терапевты к новой нагрузке и будут ли у медучреждений необходимые для этого ресурсы — неизвестно. Портал iz.ru поговорил с представителями медицинского сообщества, чтобы разобраться в сути проблемы.

Антитабачная терапия

С помощью новых рекомендаций, которые разработали действующие при Министерстве здравоохранения Российское респираторное общество и Ассоциация наркологов, лечение от никотиновой зависимости пациентам теперь смогут назначать терапевты, врачи общей практики, а также психиатры и пульмонологи. Подобные рекомендации в России разработаны впервые, сейчас они доступны в рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава, об этом в начале мая «Известиям» рассказали в самом ведомстве.

Фото: TASS/DPA/Maurizio Gambarini
 

Планируется, что лечение будет состоять из двух этапов — беседы с врачом, который определит степень зависимости и предложит возможные методы лечения, и последующей когнитивно-поведенческой и фармакологической терапии. Весь курс может занять от полугода до года. Если же пациент от него откажется, ему предложат пройти повторное обследование через год в надежде на то, что сравнение результатов нагляднее продемонстрирует вред, который наносит его организму вредная привычка.

Один из разработчиков документа — главный научный сотрудник Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Галина Сахарова подчеркнула, что лечение будет основываться только на принципах доказательной медицины. Гипноз, антидепрессанты и лазерную терапию использовать не рекомендуется, точно так же, как и электронные сигареты, которые, по ее словам, содержат вредные вещества и могут рассматриваться как средство пропаганды курения.

Борьба с никотиновой зависимостью может быть необходима в том числе при лечении неинфекционных заболеваний, первопричиной которых стало курение.

«Если заболевание развилось в результате курения табака, то это заболевание гастроэнтерологическое, кардиологическое, пульмонологическое, вы его не вылечите — не уберете причину развития», — объяснила Галина Сахарова в беседе с корреспондентом ТАСС.

Сила убеждения

Рекомендации были разработаны на основе данных наркологической службы. Сейчас именно ее специалисты отвечают за лечение зависимых от никотина. В России уже сегодня действуют государственные профильные центры лечения табакокурения, помощь в которых можно получить совершенно бесплатно, напомнил в разговоре с порталом iz.ru Михаил Михайлов, заместитель директора Московского научно-практического центра наркологии.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
 

— Там работают специалисты очень хорошего уровня. И они разработали довольно много эффективных методов. Например, тот же никотиновый пластырь — заместительное средство в случае, если зависимость сильно выражена на физическом уровне. Уменьшая размер пластыря, дозу удается плавно снизить, а человек параллельно учится жить с другими, более здоровыми, привычками, — рассказал эксперт.

Среди других мер, которые используются специалистами наркологической службы и вошли в составленные Минздравом рекомендации, —препараты, блокирующие вкусовые рецепторы. Базовым же элементом во всем комплексе мер является психотерапия, направленная на борьбу с установками, на которые изначально ориентировался курильщик. Например, о том, что сигареты — это мужественно или красиво. Изменение подобных представлений, подчеркнул нарколог, — «первый шаг в борьбе с привычкой».

О важности «имиджевой» части в формировании привычки медики говорят регулярно. Так, в апреле 2018-го в Минздраве рассказали, что количество взрослых курильщиков в стране в 2016–2017 годах сократилось почти на 2% — до 29%. Однако отказывались от вредной привычки в основном мужчины, доля курящих женщин осталась практически без изменений. Сотрудник Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Виктор Зыков тогда объяснил это тем, что представительницы прекрасного пола оказались жертвами маркетинговой политики табачных компаний, которые представляют тонкие «женские» сигареты как модный аксессуар, добавляющий образу соблазнительности. Правда, реклама табачных изделий в нашей стране полностью запрещена с 2013 года.

«Врачей просто нет»

Воплощение в жизнь новых рекомендаций может потребовать от медицинских учреждений человеческих ресурсов, которых у них просто нет. Об этом в разговоре с порталом iz.ru рассказал Павел Воробьев, доктор медицинских наук, председатель Московского городского научного общества терапевтов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
 

— Откройте дверь любого кабинета в любой поликлинике — и вы увидите, что врачей просто нет. Кроме того, вопрос сложный и в медицинском плане. Доказано, что если бороться с курением во время обострения, например, язвы, то течение заболевания ухудшается, то есть в это время вредную привычку как раз лучше не трогать, — пояснил эксперт.

По его мнению, использование врачей общей практики в данном случае — далеко не самый эффективный инструмент.

— Бороться с курением нужно методом запрета на курение в общественных местах, что уже делается, повышением цен, введением запрета на продажу сигарет определенным людям в определенных местах и т.д., — подчеркнул доктор медицинских наук.

Однако терапевт или врач общей практики, особенно в сельской местности, может стать важным «связующим звеном» между населением и профильными специалистами, уверен врач-нарколог Михаил Михайлов.

— Врач общей практики — человек, с которым все сталкиваются непосредственно. Тем более если мы посмотрим на сельское население, это фактически единственный врач, с которым люди могут столкнуться. Люди, живущие в деревнях, они ведь обращаются к врачу не только за советами по поводу здоровья, но и по поводу жизни в принципе, если уважают человека. Традиционный русский врач — очень важное звено, он решает тысячу важных задач и в том числе выполняет санитарно-просветительскую функцию, — отметил он.

«Внедрить систему»

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает курение основной предупреждаемой причиной смертности в мире. По данным организации, ежегодно из-за связанных с ним заболеваний на планете умирают около 7 млн человек. В России, по данным Минздрава на 2017 год, курят 45% мужчин и около 15% женщин.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в Женеве
Фото: Global Look Press/Kim Petersen
 

Борьба с курением, начавшаяся в нашей стране в начале 2010-х годов, входит в национальную стратегию здорового образа жизни. Обновленную и расширенную версию документа Минздрав представил в январе 2018 года — он, помимо прочего, предусматривает ужесточение законодательства, регулирующего торговлю табаком и алкоголем. Кроме того, в России с 2013 года действует антитабачный закон, который запрещает курение в общественных местах. Производители табака также обязаны размещать на пачках сигарет предупреждения о вреде курения с изображениями, иллюстрирующими происходящие в организме изменения.

В том числе благодаря этим мерам удалось более чем вдвое сократить число несовершеннолетних курильщиков по сравнению с 2009-м, рассказал ТАСС в начале 2018 года директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олег Салагай.

Больших успехов удастся достичь, если разработанные методики борьбы с курением распространить в том числе и на отдаленные районы страны, убежден заместитель директора Московского научно-практического центра наркологии Михаил Михайлов. И здесь важна просветительская роль специалистов общей практики.

— По табакокурению медицинская часть проблемы у нас на самом деле разработана очень хорошо, но вопрос состоит в том, чтобы отладить и внедрить эту систему в масштабах страны. И здесь самое главное — профилактическая работа. Именно врач общей практики должен сделать первые шаги. И если он увидит, что человек хочет, если человек сам говорит об этом, нет проблем — врач может для дальнейшей работы его перенаправить к специалистам, — заключил эксперт.

Как именно будет организовано такое лечение в принципе, сейчас неясно. На данный момент, как пояснила порталу iz.ru главный научный сотрудник Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Галина Сахарова, пока в ведомстве разработали только порядок действий для врачей.

— Есть два документа: клинические рекомендации, то есть алгоритм лечения для врача, безотносительно к тому, где это происходит и за какие деньги, и документ, касающийся вопросов, связанных с организацией медицинской помощи. Сейчас официально Министерством здравоохранения приняты клинические рекомендации. Никаких других документов министерством официально не принято, — подчеркнула она.

Источник: iz.ru